Как дагестанский журналист учит китайских детей английскому языку
Дагестанский журналист Шамиль Чундаев в один из дней решил испытать удачу и уехал в Китай преподавать английский язык. О странностях Поднебесной и ее жителей, работе мечты и тотальном контроле – в материале «МИ».
ПОЕХАЛ «НА УРА»
Во-первых, я давно мечтал о работе за границей. Тем более о высокооплачиваемой работе. И, совершенно случайно, листая Инстаграм, наткнулся на аккаунт агентства, которое занимается поиском работы в Китае для людей, желающих работать за рубежом. От тебя требуется только лишь знание разговорного английского языка и высшее образование. Всему остальному они тебя обучают сами. Соответственно, им ты отдаешь определенную комиссию во время всей своей работы или платишь только один раз. Мне в этом плане повезло – была единовременная оплата.
Зарплату там предлагали неплохую – от полутора тысяч долларов. Я понимал, что в ближайшее время в Дагестане я так заработать не смогу. Вот и решил поехать «на заработки», как многие наши земляки ездят на Север. Конечно, было страшно. Китай – как другая планета. Все совершенно другое: ты не понимаешь надписи, людей… Неизвестно вообще, что это за агентство, предлагающее работу. Я сталкивался с таким впервые, но вроде по отзывам, по фотографиям счастливых иностранцев, работающих в Поднебесной, все должно было быть хорошо. Поехал, что называется, «на ура».
Когда я задумался о своей поездке в Китай, все шутили: поезжай и научи их аварскому языку, говори всем, что это английский. Мама восприняла эту авантюру с опаской: лечу в незнакомую страну, где меня могут обмануть, похитить, со мной может что-то случиться и т.д. Но я решил лететь, потому что хотелось попробовать что-то новое и заработать, конечно. Жена меня поддержала. Она понимала, что это возможность для нашего развития, хотя ей тоже, наверное, не хотелось, чтобы супруг улетал в другую страну.
«В КИТАЕ ВСЕ СОВЕРШЕННО НЕ ПОХОЖЕ НА ТО, К ЧЕМУ Я ПРИВЫК…»
Вообще, это был мой первый выезд за границу. Приземлился в аэропорту Шанхая в 2 или 3 ночи и никакой красоты этого города не увидел. Оттуда сразу же полетел в другой город, который находится чуть севернее – Линьи, он расположен между Пекином и Шанхаем. Город по меркам китайцев сравнительно небольшой – 11 миллионов человек. Кстати, когда вышел из самолета, почувствовал крайне специфический запах, который не ощущал никогда и нигде – так пахнет Китай. Он (запах) меня здесь преследует. Линьи не плохой город, но немного скучный: понятно, что я здесь никого не знаю, китайцы совершенно не говорят по-английски, хотя можно встретить и тех, кто язык знает, но на достаточно скромном бытовом уровне. Первое время я все время смотрел по сторонам: интересовался, что и кто продает, какие люди ходят, что они едят, как одеваются. Слышал, что дороги в стране ужасные и ПДД никто не соблюдает. Оказалось все наоборот. Удивительно, но в Китае все совершенно не похоже на то, к чему я привык в России. Еда, здания, люди… Ко всему нужно адаптироваться и искать нужные товары, кухонные принадлежности. К примеру, как религиозный человек, ем халяльное мясо, поэтому здесь питаюсь овощами, фруктами, морепродуктами и большим количеством риса.
«НА МЕНЯ ПОСТОЯННО ПОКАЗЫВАЮТ ПАЛЬЦЕМ»
Что меня больше всего поразило в Китае? Отношение к иностранцам. Это напомнило то, как у нас в Махачкале на африканских студентов показывали пальцем и просили с ними сфотографироваться. Вот я тут такой же «афроамериканец». На меня постоянно показывают пальцем дети, что не очень приятно. Но нравится другое – все со мной здороваются, все хотят подружиться, всем интересно, что я делаю. Зайду в магазин, а люди обсуждают, что я покупаю. Китайцы хотят помочь, приглашают на ночевку к себе домой. Это очень приятно, но иногда устаешь от такого внимания. С кем бы я ни познакомился, все сразу же предлагают добавить их в WeChat – популярная китайская социальная сеть с функцией перевода текста на любой иностранный язык. Стоим вот так с человеком и через этот чат общаемся, но долго такое общение не продолжается. Буквально на днях совершенно случайно познакомился с группой иностранцев, которые меня сразу же добавили в тот самый WeChat. Компания разная: есть и русские, украинцы, белорусы, французы. Это первые иностранцы, с которыми я познакомился за 1,5 месяца моего пребывания в Китае. Хочется изучить китайский язык, но, попробовав, понял, что это очень сложно. Во-первых, надо передавать интонации и звуки правильно, чтобы тебя поняли, слова очень сложно выговаривать. Возможно, схожу потом в какой-нибудь центр, где иностранцев учат китайскому.
О РОССИИ, ПУТИНЕ И ТРУДОЛЮБИВЫХ КИТАЙЦАХ
Китайцы очень трудолюбивы. Постоянно что-то делают, никогда такого не встречал. Ко всем иностранцам они крайне уважительны, они их любят. Общаются между собой очень громко – иногда кажется, что они ругаются, но это просто манера общения. Недавно я ходил по супермаркетам города искал шоколадную пасту Nutella, но почему-то не находил ни ее, ни того, что обычно можно найти у нас: шоколадные плитки, батончики. Я спросил одного знакомого, где можно найти шоколадную пасту? Он вызвался помочь и заказал ее через интернет, сказав, что дарит мне ее от чистого сердца, потому что я его друг. Вот такие они, китайцы. Ежедневно занимаются зарядкой во дворе дома, в котором я живу. Пожилые танцуют, более молодые – маршируют. Каждый день.
Знают ли они что-то о Дагестане? Нет. Я летел в Китай с одним мужчиной, который спросил, откуда я, и сразу же «загуглил» Дагестан и Махачкалу. Китайцы знают о России – холодная страна с мужчинами-воинами. Очень уважают Путина.
РАБОТА МЕЧТЫ
Я работаю учителем в частном детском саду. Учу детей новым словам, играю с ними в игры. Практически работа мечты – 6 уроков по полчаса в день. Питание и проживание за счет организаторов, так сказать. Отличаются ли китайские дети от наших? Мне говорили, что они очень избалованные, потому что в среднестатистической китайской семье только один ребенок, но дети везде одинаковые: есть веселые и грустные, избалованные и тихие. В Китае считается престижно приглашать на работу европейцев в качестве учителей иностранного языка. Средняя зарплата – от полутора тысяч долларов в месяц. Больше всего получают, конечно, носители английского – англичане и американцы. Вообще, чем больше твой акцент похож на акцент носителя языка, тем выше у тебя зарплата.
КОНТРОЛЬ НА ВЫСШЕМ УРОВНЕ
В Китае запрещены Гугл, Инстаграм, Телеграм, Вотсап, Фейсбук. ВКонтакте, как ни странно, разрешен. Такой запрет здесь обусловлен, скорее всего, контролем населения. Он (контроль) здесь на высшем уровне. Камеры видеонаблюдения везде – в автобусах, такси, на улице. Есть чувство безопасности: ты знаешь, что ничего не украдут и ничего с тобой не сделают – закон тут достаточно суров. До приезда сюда я думал, что они, как зомби, без прав и свобод. Но, приехав в Китай, становится понятно, что у них все нормально, они ни на что не жалуются и живут в полной гармонии.
ДЕНЬ СУРКА И НОСТАЛЬГИЯ
Просыпаюсь в 7, делаю зарядку, готовлюсь к выходу. В 8:30 я уже в детском саду, завтракаю с детьми. До 11 мы проводим уроки, с 11 до 14-ти часов перерыв. С 14-ти до 16-ти опять уроки. После рабочего дня иду домой, ужинаю, потом выхожу погулять на час. Возвращаюсь домой, читаю книги, общаюсь с семьей по видеочату. В 10 ложусь спать и так по кругу. День сурка какой-то.
Конечно, скучаю по семье, друзьям, работе. По еде. По нормальной дагестанской еде и мясу. Скучаю по Дагестану, хочется в горы. Даже начинаешь ценить наш не очень красивый город, когда находишься очень далеко от него. Такая вот тоска по родине.
Шуана МАГОМЕДОВА