Сделать замечание или промолчать: таким вопросом задались дагестанские пользователи соцсети Инстаграм, после того как на странице одного из пабликов развернулось бурное обсуждение вокруг поступка мужчины, который якобы ударил 10-летнего мальчика, отомстив за своего 6-летнего сына.
Многие задавались вопросом, зачем родители подняли шум вокруг такого рядового случая, попутно рассуждая: как реагировать, если ребенок ведет себя плохо и игнорирует замечание взрослого? Что этично, а что «непедагогично»?
О ВРЕМЕНА, О НРАВЫ!
Родители мальчика, взывавшие к общественности, утверждали, что их 10-летнего ребенка избил сосед. Иную версию произошедшего привел сам «обвиняемый». Однозначно было лишь одно: взрослый пытался определенным образом объяснить мальчику, что он не имеет права бить его шестилетнего сына.
Пользователи принимали сторону «за» и «против», в зависимости от того, чья история казалась им более правдоподобной.
«О Боже! Мальчика за ухо взяли. И за это такой шум. Ухо же не отвалилось у него, тем более если это было сделано за дело!» – выразила свое мнение _as1yat_. «Никто не имеет права трогать ребенка, даже за ухо брать. Дети есть дети, они сегодня поругаются, завтра помирятся. Я против того, чтобы трогали чужих детей», – прокомментировала пользовательница под ником paty_gilbert. Находились и те, кто советовал сторонам выяснить всю правду на передаче у Малахова, или же воспринимал ситуацию, как не заслуживающую внимания: «Интереснее, чем бой Хабиба и Конора», – подшутил sultan.a555.
Эксперты «МИ» высказались по поводу, какие меры воздействия можно применять к чужим детям, совершающим негативные поступки, а также нужно ли вообще делать замечания, если последствия могут иметь неоднозначный эффект.
Уполномоченный по правам ребенка в Дагестане Марина Ежова уверена: замечание и рукоприкладство – это разные вещи. Омбудсмен считает, что взрослый вправе сделать замечание, если ребенок совершает негативные действия. И в такой ситуации вопрос «свой-чужой» не стоит. Люди должны осознавать свою социальную ответственность за всех детей: «Веками воспитывали взрослые, и никто не разграничивал: он близкий родственник, значит, он имеет право делать замечание. А если посторонний человек, то при нем ребенок может делать что угодно и как угодно. Нет, конечно! Мы, взрослые, несем общую коллективную ответственность за воспитание наших детей. Наоборот я всех призываю, услышали, что дети используют нецензурную лексику, сделайте замечание. Если дети перебегают улицу в неположенном месте – не поленитесь, объясните, что это опасно. Чужих детей не бывает. Если ребенок ведет себя неадекватно, большая степень вероятности того, что семья не очень благополучная, и он не владеет нормами социального поведения. В таких случаях мы обязаны корректировать поведение ребенка».
ИДИ, УДАРЬ!
Относительно физического воздействия на ребенка, «здесь не может быть второго мнения, кроме категорического нет. Не только чужой человек, но и родитель не имеет права применять насилие в отношении ребенка. Это уголовно наказуемое деяние, недопустимое не только в отношении чужих детей, но и собственных. Если родитель не может поговорить с маленьким ребенком, то как он будет вести себя с подростком, молодым человеком, как объяснять и разговаривать? Поэтому если родители сами не в состоянии, значит, надо искать помощи у специалистов. Психологи подскажут, как установить контакт с ребенком, обладающим сложным характером, поведением. Имеется огромный пласт эффективных практик и наработок, который позволяет разговаривать с детьми, не скатываясь до банальных грубостей», – поясняет «МИ» Ежова.
Омбудсмен предостерегает родителей от внушения чувства вседозволенности детям: «Если родитель поощряет в ребенке негативные стороны характера, а ведь есть такие, которые специально говорят, иди, ударь, делай что хочешь, не будь тряпкой… то есть любые формы агрессии преподносятся как храбрость, мужество, таким мамам и папам тоже надо объяснять, что есть четкие критерии выполнения своих обязанностей, иначе они могут быть ограничены в родительских правах. Воспитать человека – это большой ответственный и профессиональный труд».
СВОИМИ ИМЕНАМИ
Поведение родителей и их реакция на замечания в адрес детей – для школьных педагогов отдельная тема. Физическое воздействие на учащихся в школе – категорически запрещено, однако некоторые дети ведут себя намеренно провокационно. И в этой ситуации учитель остается незащищенным звеном в цепочке «родитель – ученик – педагог», признается директор школы №18 Салим Абдулкадыров. Реакция родителей на обращения педагогов с просьбой воздействовать на ребенка тоже неоднозначна. Одни «разрешают» учителю проявить строгость в воспитательных целях, другим попросту не нравится, что педагог делает замечание их детям «скажите мне, я сам скажу ему то, что надо». «К сожалению, некоторые ученики ведут себя излишне самоуверенно, это проявляется в грубости к сверстникам, к старшим», – отмечает директор школы. Корень проблемы эксперт видит в 90-х годах, откуда родом мамы и папы нынешнего поколения учащихся. В свое время эти родители недополучили воспитание в своей семье, потому что взрослые в эпоху перестройки были заняты поиском заработка. «Педагог должен находить подход, проявить максимальную сдержанность, чтобы не нанести психологическую или физическую травму ребенку, – отмечает Абдулкадыров, оговаривая, это не означает, что ребенок может позволять себе все, что ему вздумается. Он полагает, учитель, как и ученик, тоже должен быть защищен. В этом вопросе должна быть равномерность ко всем участникам образовательных отношений.
«Надо, чтобы учитель и родитель старались понять друг друга, чтобы у ребенка не возникал дискомфорт из-за взаимоотношений взрослых», – резюмирует директор.
Заместитель имама махачкалинской Джума-мечети Мухаммад-хаджи Курбандибиров считает, что если человек не проявил злость и гнев, а указал ребенку на неправильность его поступка, то он не совершил ничего плохого. «Давайте называть вещи своими именами. Люди начали обсуждать эту ситуацию, называя взрослого человека работником муфтията (родственники мальчика, который, с их слов, подвергся избиению со стороны мужчины, отмечали, что обидчик является работником мечети. – Прим. авт.). На самом деле это не так. Если человек сфотографировался рядом со зданием, это не значит, что он там работает. Я думаю, что люди сейчас подходят к ситуации с позиции: он кто такой нашему сыну слово сказать? Так нельзя жить. Время сейчас такое, к чужим детям сложно обратиться. Если взрослый человек знает семью ребенка, его родителей, он, сделав замечание, может сказать – передай своим родителям, что я так сказал. Если эти люди ему неизвестны, Бог ему судья, и родители несут ответственность».
БОЛЬШЕ ТАК НЕ ДЕЛАЙ!
Комментируя вопрос «МИ» о том, вправе ли посторонний человек делать замечание чужому ребенку, психолог Джамиля Сайбуллаева говорит о том, что взрослые должны понимать, ребенок – это личность, поэтому никакого физического воздействия на него не имеют права оказывать не только посторонние, но и сами родители. «Если ребенка обидел посторонний, родители вправе обратиться в суд. Но это если человек не желает понять, что своими действиями нанес вред ребенку. Можно сначала поговорить, если он понимает, что поступил неправильно, и родители, а самое главное, ребенок его простил, тогда можно прийти к мировому соглашению».
Занимать позицию стороннего наблюдателя, видя, как ребенок совершает асоциальные поступки, тоже нельзя, говорит эксперт: «Когда ребенок ведет себя жестоко в отношении животных или же своего сверстника, взрослые не должны проходить мимо, но это не значит, что надо ударить ребенка в отместку. Следует объяснить, что этого нельзя делать, потому что больно, жестоко и т.д. Дети импульсивны, сейчас они играют с кошкой, в следующую минуту могут ударить ее по голове. Ребенку присуща переключаемость внимания, настроения, и поэтому если его отвлечь, то он прекратит баловаться. Нередко бывает так: родители ругаются из-за драки детей, а они уже помирились и продолжают играть. Если физически наказать ребенка, кроме фобий и ответного насилия, это больше ничего не вызовет». Психолог отмечает, что в семьях, где родители физически наказывают детей, у ребенка могут сформироваться неправильные поведенческие установки: «Это средневековая психология: ребенок – не личность, а собственность. Мой ребенок, могу его ругать и унижать, ударить, а другим нельзя. И ребенок, как правило, усваивает: он не может ответить родителям и свою обиду вымещает на более слабых».
Если конфликт случился между детьми, взрослым надо проявить терпение и мудрость. Психолог советует поговорить с обидчиком своего ребенка. Что для этого нужно? «Можно расспросить его об увлечениях, где он учится… Когда с нами говорят о нас, мы вообще счастливы. На деле взрослые нередко сразу диктуют условия… “Ты больше так не делай”, и это сопровождается хлесткими эпитетами.
Родителю надо со всей серьезностью сказать постороннему ребенку, что он никогда не позволит обижать своего ребенка. То есть, с одной стороны, найти общий язык, с другой стороны, предупредить, чего никогда нельзя делать и почему. Что это не по-человечески, не по-мужски. Нельзя обижать слабого. Слабого надо защищать и поддержать. Если с такими установками подходить, у нас было бы другое общество и таких ситуаций не возникло бы вообще»,
– отмечает Сайбуллаева.
Лариса ДИБИРОВА