Прием гостей, оказание им уважения и почета ценится у всех народов мира. Гость в доме – это больше чем член семьи. В Дагестане гость пользовался особым почетом. Есть поговорка, что первые три дня у гостя даже имени не спрашивали. А насколько правила приема гостей соответствуют у нас нормам ислама, и насколько они превращены в простые обычаи, решили мы разъяснить в этой статье.
Принимать гостей и оказывать им должное внимание есть характер и действия пророков. Передается, что пророк Ибрахим
настолько любил гостей, что не садился за стол один.
В Коране Всевышний говорит: «Разве уже дошел до тебя рассказ о почтенных гостях пророка Ибрахима? Вот пришли они [ангелы в образе людей] к нему [к Ибрахиму] и сказали: “Мир”, приветствуя его. Сказал он [Ибрахим]: “И вам мир, люди незнакомые”. И незаметно отошел он [Ибрахим] к своей семье, чтобы приготовить угощение для гостей, и принес жареное мясо жирного теленка, и поставил угощение перед ними [гостями] и сказал: “Не покушаете ли?”» (сура Аз-Зария: 24-27).
Всевышний Аллах здесь указывает, что следует поспешить с подготовкой угощения для гостей. И готовить угощение надо скрытно, таким образом, чтобы гости не заметили этого, чтобы они не воспрепятствовали этому. Также в последнем аяте указывается на другое правило гостеприимства: вежливо предложить гостям еду и мягко уговаривать их есть.
Ибн Касир, комментируя эти аяты, пишет: «В этом аяте упорядочены этические нормы гостеприимства. Ибрахим быстро и неожиданно принес еду гостям. Он не стал их обнадеживать, сказав, что принесет им угощение, а быстро и скрытно приготовил им еду. Он подготовил для гостей самое лучшее, что имел – молодого жирного теленка. Далее – Ибрахим не накрыл стол в удобном месте и не пригласил гостей к столу, а поставил еду прямо перед ними. И он не повелел гостям приступить к трапезе громким командным голосом, а вежливо сказал: “Не покушаете ли?”, вежливо предлагая им приступить к трапезе» («Мухтассар Тафсир Ибн Касир», 3/358).
От Абу Хурайры передается, что Пророк (с.а.с.) сказал: «Пусть тот, кто верует в Аллаха и в Судный день, оказывает уважение своему гостю, и пусть тот, кто верует в Аллаха и в Судный день, поддерживает родственные связи, и пусть тот, кто верует в Аллаха и в Судный день, говорит благое или молчит» (Бухари, Муслим).
Оказание уважения гостю означает, что его надо встретить с радостью, поспешить угостить его и проявить к нему внимание.
Также передается, что Абу Шурайх Хувайлид бин Амр аль-Хуза’и сказал:
«Я слышал, как однажды Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: “Пусть тот, кто верует в Аллаха и в Судный день, оказывает уважение своему гостю в качестве дара ему”. Люди спросили: “О Посланник Аллаха, а каков размер этого дара?” Пророк (с.а.с.) сказал: «День и ночь, всего же гостеприимство следует оказывать в течение трех дней, а все, что сверх этого, будет уже садака для него» (Бухари, Муслим).
Эти слова Пророка (с.а.с.) подразумевают, что в течение дня и ночи гостю следует оказывать особое внимание и угощать его всем самым лучшим, что послужит гостю как бы подарком (джаиза) от хозяина, по истечении же суток гостя следует кормить тем же, что обычно едят хозяева. А после трех суток оказание или неоказание гостеприимства становится делом добровольным.
Поэтому не следует долго оставаться в гостях, напрягая этим хозяина, особенно, когда он несостоятельный человек и у него нет возможности оказать гостю подобающее внимание.
В той версии этого хадиса, которую приводит Муслим, сообщается, что Пророк (с.а.с.) также сказал: «Не разрешается мусульманину оставаться у брата своего столь долго, что он начнет вводить его в грех». (Люди) спросили: «О Посланник Аллаха, как же он может ввести его в грех?» Пророк (с.а.с.) сказал: «Он сделает это, продолжая оставаться у него, когда хозяину будет уже нечем его угощать».
Если Аллах послал вам гостя, значит, Он послал благо в ваш дом. Поэтому гостей следует встречать приветливо. Угостите их самым лучшим, что есть в вашем доме. Уделяйте внимание всем.
Сироты и нуждающиеся тоже могут стать гостями вашего дома, ибо они нуждаются во внимании и пропитании. За это вы получите большую награду от Всевышнего. Относитесь с почтением и уважением к своим гостям. Наряжайтесь в красивые одежды для них, улыбайтесь им.
Гости вовсе не отнимают у нас наш хлеб, как думают некоторые, а наоборот, приносят в наш дом благо. Мольбы, которые сделают за нас гости, принимаются Всевышним. Поэтому лучшее, что мы можем пожелать – это мольба за нас.
Но в гостеприимстве не нужно впадать в крайности. Не скупитесь дать то, что имеется в вашем доме, но и не выходите за пределы разумного, если у вас нет возможности на большее. Придерживайтесь золотой середины. В свою очередь, гости тоже не должны ждать от хозяев сверх того, что те могут им предложить. Следует быть благодарными и довольствоваться тем, как вас встречают.
Муслим АБДУЛАЕВ, отдел просвещения Муфтията РД