Ежегодно с наступлением сентября и началом выдачи школьных учебников дагестанский сегмент социальных сетей полнится не только объективными жалобами родителей на то, что их детям книги не достались, но и фейковыми историями о массовых поступлениях учебников и их же массовых исчезновениях.
НЕ БУДОРАЖЬТЕ ОБЩЕСТВЕННОСТЬ
Этот учебный год не стал исключением. В социальных сетях Facebook и Instagram начали множиться публикации видеозаписи с фотографиями упакованных учебников, сопровождаемые разными комментариями в стиле «Караул! Вывозят книги!». Кто вывозит, куда и с какой целью – предположений и догадок масса, только успевай читать.
В конце минувшей недели мэрия Махачкалы выступила с опровержением распространяемой в сети информации, объяснив встревоженной общественности происхождение и предназначение «вывозимых» книг.
«В связи с появившимся в сети Instagram видео, на котором идет отгрузка учебников в одной из школ Махачкалы, разъясняем следующее. Из-за отсутствия хранилища для учебников Управление образования администрации г. Махачкалы выгрузило учебники в 2017 году по акту хранения в образовательные учреждения №11, №28, №30 и №46, откуда на основании заявок производилось распределение в школы Махачкалы.
В сентябре 2018 года остаток учебников по акту передачи был передан из образовательных учреждений №28, №30 и №46 в новые образовательные учреждения №60 и №61 для обеспечения учебными материалами учеников этих школ. Подтверждающие данную процедуру акты с соответствующими датами прилагаем», – выступило с заявлением Управление пресс-службы администрации г. Махачкалы, при этом обратившись к администраторам пабликов в социальных сетях с просьбой «быть социально ответственными» и «не будоражить общественность неуточненной информацией».
УЧЕБНИКИ ПОСЧИТАЛИ
Напомним, что в этом году после выявленного несоответствия официальных цифр по обеспеченности школьными учебниками и тем, что в реальности имеется на местах, то есть в школах муниципалитетов республики, к этой проблеме приковано внимание не только председателя Правительства Дагестана Артема Здунова, но и Главы республики Владимира Васильева. Одна из главных задач, поставленных перед вице-премьером правительства и новым министром образования и науки РД Уммупазиль Омаровой,
– выяснить и озвучить реальную картину: сколько учебников республике не хватает. О том, как идет процесс, в ходе совещаний зампред правительства – глава Минобрнауки неоднократно докладывала руководителю региона.
В целях подсчета фактического количества учебников в школах Минобрнауки инициировало инвентаризацию, о завершении которой Уммупазиль Омарова доложила в рамках встречи с Главой республики 22 сентября.
ЦЕНА ВОПРОСА – 800 МИЛЛИОНОВ
На основании информации, предоставленной «МИ» Министерством образования и науки Дагестана, известно, что для достижения стопроцентного обеспечения всех классов школьными учебниками необходимо дополнительно закупить 2 млн 120 тысяч учебников основной образовательной программы и 149 тысяч учебников по родным языкам. В бюджете республики на эти цели было предусмотрено 220 млн рублей, плюс 70 миллионов рублей поступило от меценатов на закупку учебников по родным языкам. Однако этих средств недостаточно. Стоимость закупки недостающей партии учебников составляет 800 млн рублей.
Потребность определена в результате инвентаризации и ревизии библиотечных фондов республиканских школ. Эта работа проводилась при содействии правоохранительных органов и служб государственного финансового контроля республики.
«Принимаемые меры были вынужденными. На начало 2018 года, по данным муниципалитетов, школы были обеспечены учебниками на 82%. Однако при сборе заявок для закупки учебников на новый учебный год в Минобрнауки РД стали поступать другие цифры, а показатель обеспеченности сократился до 58%. Об этом было доложено Правительству Российской Федерации. По поручению премьер-министра страны Дмитрия Медведева закупка учебников для дагестанских школ будет произведена за счет средств резервного фонда Правительства России. По родным языкам учебники будут закуплены для 1-4-х классов на шести языках народов Дагестана (аварский, даргинский, кумыкский, лакский, лезгинский, табасаранский)», – рассказали в пресс-службе ведомства.
Там при этом отметили, что заявки сформированы и в настоящее время уже направлены на рассмотрение в Министерство просвещения Российской Федерации.
«Деньги поступят только после рассмотрения заявки. Минобрнауки Дагестана уже встречалось с книжным издательством, представители которого приезжали в республику. Договоренность уже есть. Осталось дождаться поступления денег. Как только они поступят – начнем закупать учебники», – подчеркнули в ведомстве.
У ВСЕХ ПО-РАЗНОМУ
В проблеме дефицита школьных учебников важно понимать, что картина по республике неоднородная. По муниципалитетам, школам и даже по классам процент дефицита книг может быть совершенно разным. Об этом свидетельствуют и конкретные примеры, озвучиваемые родителями школьников.
Родительница ученика 5-го класса махачкалинской сош №46 рассказала «МИ», что в первом классе ребенку не выдали ни одного учебника – пришлось все покупать самим, во втором классе выдали два учебника, остальные докупали сами, в 3-м и 4-м – тоже докупали. В 5-м классе, т.е. в этом учебном году, школа выдала все учебники. При этом наша собеседница отмечает, что в этом вопросе многое зависит и от классного руководителя. «В этом году нам попалась хорошая учительница. Строгая. И за недостающие учебники тоже она переживала, бегала, добивалась»,
– рассказала родительница.
Мать ученицы 8-го класса сош №42 г. Махачкалы в комментарии корреспонденту «МИ» отметила, что в этом году дочери в школе выдали только половину учебников. Остальные пришлось приобретать самим. «Восемь учебников нам дали, остальные купили. Нам обошлось это в 3 500 рублей с учетом того, что книги мы купили не новые. Учебник по английскому приобрели за 850 рублей – их б/у не было. Еще две книги за 700 рублей. К ним еще нужно покупать тетради, каждую по 150 рублей», – говорит родительница.
В Управлении образования дагестанской столицы «МИ» рассказали, что дефицит школьных учебников по Махачкале на 2018-2019 учебный год составляет: 1-й класс – 0; 2-й – 39 540; 3-й класс – 54 296; 4-й – 53 324, 5-й – 48 290, 6-й – 8 320, 7-й – 17 605, 8-й – 61 875, 9-й – 47 279, 10-й – 31 507, 11-й класс – 16 712 учебника.
«Дефицит учебников по школам и классам прослеживается, однако обеспеченность учебниками в городских и поселковых школах одинакова», – отметили в городском Управлении образования.
Бэла БОЯРОВА