Неоспоримым для мусульман является тезис о том, что Посланник Аллаха (с.а.с.) своим личным примером реализовал принципы и нормы нравственности. Таким образом, жизнедеятельность Пророка Мухаммада (с.а.с.) представляет собой практику внедрения новых ценностей и взаимоотношений между людьми.
Однако и на прошлом, и на сегодняшнем этапе развития ислама находятся недруги, которые безосновательно обвиняют Посланника Аллаха (с.а.с.) в деструктивных деяниях. Например, некоторые злопыхатели видят в большой семье Мухаммада (с.а.с.) нарушение норм нравственности. Известно, что Пророк (с.а.с.) выбирал жен с целью создания интернациональной семьи как образец для тысяч и миллионов мусульман. Жизненная практика Посланника Аллаха (с.а.с.) в семейной сфере подавала пример гармоничной общины, которая бы объединяла в себе разные расы, этносы и социальные классы.
Современные публицисты, поверхностно знакомые с канонами ислама, часто обвиняют Пророка Мухаммада (с.а.с.) в развязывании войн с целью насильственного утверждения религии Аллаха. Не зная принципиального положения ислама, гласящего «В религии нет насилия!», эти авторы обвиняют всех мусульман в злодеяниях, которые совершают радикальные исламисты.
Часто встречаются речи о том, что Пророк Мухаммад (с.а.с.) вел агрессивную деятельность по отношению к христианам. Такие малограмотные писатели показывают полное незнание Корана и Сунны Посланника (с.а.с.), которые признают последователей Пророка Исы и Мусы как «Ахль-Китаб».
Это означает, что ислам признает единство трех монотеистических верований, исходящих от Единого Аллаха. Кроме того, Писание выражает четкую идею о том, что если кто-то из мусульман не признает всех Пророков Всевышнего, то он не может претендовать на высокое звание мусульманина.
Великий полководец средневекового Востока Салахуддин Айюби, вернув Иерусалим мусульманам, отпустил тысячи христиан с миром. И это при том, что он хорошо знал обычай европейских рыцарей, поголовно уничтожавших мирное население городов, которые они захватывали. Великий полководец османов Мухаммад Аль-Фатих (Мехмет), завоевав Константинополь, дал полную свободу православному вероисповеданию, тем христианам, которые терпели гнет и унижения от католичества.
Вот он – пример великой гуманности и толерантности Посланника Аллаха (с.а.с.), который он завещал всем нам! Осмысливая эти высоконравственные строки, исходящие от Всевышнего, задумываешься о невежестве и неграмотности тех исследователей и публицистов, которые обвиняют мусульман в экстремизме, агрессивности и злобе.
Конституция ислама есть высочайшее проявление милосердия, милостивости, добра и любви как основополагающих норм поведения сотен миллионов мусульман. В 159 аяте суры Аль-Имран Аллах обращается непосредственно к своему Посланнику (с.а.с.) с тем, чтобы он был милосерден и милостив по отношению к народам. А именно эти божественные качества составляют основу толерантности: (смысл): «Лишь по милости Всевышнего ты [Пророк] вежлив и мягок с ними. А если бы ты был груб и сердцем черств, то они покинули бы тебя и разбрелись» (сура «Аль-Имран»: 159).
Хадисы Пророка Мухаммада (с.а.с.) как социализация смыслов Корана повелевают мусульманам быть терпеливыми, мягкими и милосердными, ибо эти качества представляют собой важнейшие элементы нравственности ислама: От Анаса передается, что Пророк (с.а.с.) сказал: «Облегчайте, а не создавайте затруднения, радуйте (людей) добрыми вестями, а не внушайте отвращение к исламу» (Бухари, 69; Муслим, 1734).
Передают от ‘Абдуллы ибн ‘Амра, что Пророк (с.а.с.) сказал: «Мусульманин − это тот, кто не причиняет другим мусульманам вреда своим языком и своими руками, мухаджиром (переселенцем) же является тот, кто прекратил совершать запрещенное Аллахом». (Бухари)
Кто осмелится осудить ислам в причастности к атакам на египетские церкви коптов, во время которых были убиты десятки христиан? Ведь последний Посланник Аллаха (с.а.с.) не оставляет никаких сомнений касательно отношения мусульман к христианам, и нет вины Мухаммада (с.а.с.) в том, что ничтожная часть мусульман, увлекаемая «нашептываниями» иблиса, увлеклась властью и богатством. Нет ничего общего между радикальными исламистами и нравственным учением Пророка Мухаммада (с.а.с.), устанавливающим гуманистические принципы и толерантные отношения между народами.
Такова печальная реальность общественного развития: первоначальные учения претерпевают такие изменения, что их смысл и практика совершенно меняются. Например, социальные учения Маркса и Энгельса были направлены на формирование справедливости и равенства между народами мира. Трагедия гражданской войны в России и события 1930-1940-х годов не являются результатом теории марксизма. Так и в исламе: современная реальность народов Востока, когда мусульмане убивают братьев по вере есть полное игнорирование хадиса Посланника.
Хадис, который передается от Абу Хурайры, гласит, что Абу-ль-Касим (Пророк (с.а.с.)) сказал:
«Кто бы ни направил острие (оружия) на брата по вере, даже будь он его родной брат, того проклинают ангелы, пока тот не отведет его» (Муслим).
Таким образом, те злодеяния и преступления, которые творят террористы по миру, никакого отношения к нравственному учению Пророка Мухаммада (с.а.с.) и «Ахль Сунны» не имеют.
Толерантность, всетерпение, милосердие и любовь есть истинная природа ислама. Рано или поздно они станут атрибутами всех мусульман и народов мира. Иначе у человечества не останется шансов на будущее.
Марат Якупов, сотрудник Муфтията Республики Татарстан