Россия отмечает годовщину вывода советских войск из Афганистана
15 февраля в России отмечается День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества. Дата установлена в честь воинов-интернационалистов. Этот день выбран не случайно – 30 лет назад, 15 февраля 1989 года, последняя колонна советских войск покинула территорию Афганистана.
НИКТО НЕ ЗАБЫТ
В боевых действиях в Афганистане принимали участие более трех тысяч дагестанцев, 141 человек погиб.
800 жителей республики получили награды разных степеней. Двое посмертно удостоились высших наград страны.
Заместителю командира инженерно-саперного взвода 357-го гвардейского парашютно-десантного полка 103-й гвардейской воздушно-десантной дивизии в составе 40-й армии Краснознаменного Туркестанского военного округа, сержанту Абасу Исрафилову посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Погибшему на войне снайперу 7-й роты 66-й отдельной мотострелковой бригады 40-й армии Туркестанского военного округа Нухидину Гаджиеву звание Героя России присвоили только в 1997 году.
Сейчас в Махачкале проживают около 800 «афганцев», рассказал «МИ» председатель Махачкалинского городского Совета ветеранов войны в Афганистане Алисултан Алисултанов. Сам он два года нес тяжелую службу в афганских горах, награжден медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», отмечен юбилейными медалями и Почетными грамотами.
Проблем у воинов-интернационалистов достаточно, основная – получение жилья.
«Махачкалинские ветераны пару лет назад получили 60 квартир в районе Вузовского озера. Осталось в очереди около 120 человек. Есть люди, которые в свое время сдали документы в администрации районов, но они были утеряны. Помогаем восстановить их», – говорит Алисултанов.
По его словам, в Махачкалинском Совете ветеранов войны в Афганистане всегда открыты двери.
«Любой человек может прийти со своими жалобами или предложениями, никто не спрашивает, он из Махачкалы или нет. В основном обращаются с бытовыми проблемами, просят помочь с лечением, уложить в больницу», – рассказал Алисултан Алисултанов.
ВОЕННЫЕ ИСТОРИИ
В преддверии годовщины вывода войск в офис приходят ветераны войны в Афганистане, делятся своими планами, вспоминают годы, проведенные на полях битвы.
Нажмутдин Акаев в должности старшего офицера оперативного отдела воевал с 1983 по 1985 год. Награжден орденом Красной Звезды и другими наградами.
Он воевал в провинции Панджшер. Эти места запомнились ожесточенными боями с противником – ведь это была родина известного полевого командира Ахмад-Шаха Масуда.
Собравшиеся в офисе «афганцы» просят Нажмутдина рассказать о случае из истории, когда его, получившего ранения, посчитали мертвым и по ошибке доставили в морг.
Но он отказывается: «Не хочу говорить об этом. Ведь любая мать, чей сын пропал без вести на той войне, будет надеяться, что, может, и он жив».
Сейчас, когда прошли десятки лет с начала Афганской войны, идут многочисленные дискуссии, а нужно ли было вводить войска в Афганистан и тем самым нести многочисленные людские потери? Этот вопрос мы задали Нажмутдину Акаеву.
«Надо ли было идти воевать? В Советской армии были такие понятия – патриотизм и воспитание. Когда полк численностью пять тысяч человек построили, нам сказали: готовится ввод войск, кто готов, сделайте 10 шагов вперед. Весь полк во главе с командиром вышел. Сейчас мусолят эту тему, надо было или нет? Скажу, что операцию по вводу советский войск в Афганистан изучают во всех военных академиях мира», – говорит ветеран.
Нажмутдин Акаев уволился с военной службы в звании полковника, проработал 20 лет в «Чиркейгэсстрое» заместителем генерального директора по безопасности. Сейчас он на пенсии. По его словам, в списках на получение жилья никогда не стоял, у государства ничего не просил и не получил.
«До сих пор находятся люди, желающие использовать “афганцев” в своих интересах. Борис Громов создал Всероссийскую общественную организацию ветеранов “Боевое братство”, Франц Клинцевич – Российский Союз ветеранов Афганистана, Руслан Аушев – комитет по делам воинов-интернационалистов. Все организации преследуют какие-то цели. Сейчас “афганцы” кому нужны? Были нужны, когда банды боевиков к границе Дагестана подошли, и надо было быстро собрать людей», – говорит Нажмутдин Акаев.
СЛУЖИЛИ ДВА ТОВАРИЩА
Вагиф Хсейханов был направлен в Афганистан в качестве разведчика. До этого он окончил Московское высшее пограничное училище, высшую школу КГБ, изучил языки фарси и дари.
«Когда меня направили в Афганистан, у меня в подчинении служил Рамазан Джафаров – ныне заместитель Председателя Правительства РД. Очень простой и скромный человек, владел языком пушту. Иногда для общения мы переходили на лезгинский язык – наши военные и афганцы удивлялись, так как ничего не понимали из переговоров», – вспоминает офицер.
Как рассказал Вагиф Хсейханов, на них, разведчиков, поначалу военнослужащие других родов войск посматривали косо и остерегались.
«Меня как увидели, даже спрашивали – что тут афганец в советской форме делает? Настолько я походил на местных», – говорит Хсейханов.
«В феврале 1985 года мы находились в провинции Бадгис, уезд Бала-Мургаб. Это был стратегический пункт. Меня вызвали из округа, сообщив, что обстановка здесь накаляется, душманы (враги. – Прим. «МИ») планируют нападение. На совещании военные доложили, что все подходы и перевалы заминированы, добраться до места сложно, никто не желал идти на верную гибель. Я вызвался провести разведку, без колебаний согласился идти старший лейтенант Рамазан Джафаров. Взяли с собой бойцов под нашим командованием и в путь. Дорог в Афганистане практически нет, добраться на танках или БТР невозможно. По горам можно передвигаться только на лошадях или ослах. По речке дошли до кишлака. Раньше тут было благоустроенное место, во время правления короля сюда люди ездили отдыхать. С Рамазаном собрали местных жителей, сообщили, что готовим операцию, показали имеющееся оружие. Через несколько дней моджахеды ушли. Как они узнали? Приходили на местный базар, где “сарафанное радио” передало им, что готовится крупная операция, и афганцам пришлось покинуть район», – рассказывает Вагиф Хсейханов.
Ветеран отмечает, что знание языка, обычаев и традиций страны очень помогло в службе. Он вспоминает такой случай.
«Возвращались из разведки через кишлак, видим – люди сидят около дома. Остановились, поздоровались: “салам алейкум”, спросили, какие проблемы. Хозяин дома жалуется: жена при смерти. Я говорю, у нас доктор есть, жители говорят – поздно, ничем не помочь. Наш врач осмотрел больную, оказалось, сильная пневмония. Сделали уколы, дали лекарства, она вылечилась. Такими действиями мы привлекали народ на свою сторону», – делится воспоминаниями разведчик.
После Афганистана Вагифа Хсейханова направили служить на место, где разгорался карабахский конфликт.
«Мы в Афганистане выполняли присягу и воинский долг. Война – это исправление ошибок политиков, многие отдали за это свои жизни. Мы были, в первую очередь, воинами-интернационалистами, оказывали поддержку соседу, который был в тяжелом положении и обратился за помощью», – считает Вагиф Хсейханов.
РЕШАЛИ, КАК ПОМОЧЬ
О проблемах участников войны в Афганистане знают и в правительстве республики. 11 сентября 2018 года под руководством Артема Здунова состоялось совещание, посвященное проблеме «афганцев» Дагестана.
В нем приняли участие руководитель Администрации Главы и Правительства РД Владимир Иванов, первый заместитель председателя правительства Анатолий Карибов, министр финансов РД Юнус Саадуев, бывший министр труда и социального развития Расул Ибрагимов, советник главы правительства Владислав Шаталов, представители ветеранов войны в Афганистане.
Основной вопрос, который рассматривался на встрече – получение жилья. Как выяснилось в ходе совещания, из 54 миллионов рублей, выделенных распоряжением Правительства РД, которое подписал Абдусамад Гамидов, ветеранам войны для реализации программы по обеспечению жильем, Минтруд РД смог отчитаться только по 14 миллионам. Остальные 40 где-то «зависли».
«Вы показываете мне цифры, за которые даже отчитаться не можете», – высказал свое возмущение председатель Правительства РД.
По итогам совещания было принято решение о создании рабочей группы правительства, которая займется жилищными проблемами «афганцев». Уже направлено обращение в Минстрой РФ с просьбой оказать содействие в приобретении жилья для ветеранов Афганской войны.
К 30-летию вывода советских войск из Афганистана правительственная комиссия подготовила ряд мероприятий. Планируется проведение чемпионата по дзюдо среди юношей, посвященного памяти воинов-дагестанцев, погибших в Афганистане. В районах и городах республики пройдут соревнования, турниры и спартакиады памяти воинов-интернационалистов. В муниципальных образованиях состоятся встречи с участниками боевых действий, матерями и вдовами погибших.
Как говорят участники боевых действий в Афганистане, люди стали забывать своих героев. Молодежь уже не знает, что это была за война, часть юного поколения даже осуждает воинов, считая, что они воевали против «своих мусульман».
Но вся эта внешняя атрибутика для прошедших через афганский ад солдат и офицеров не так важна. Воспоминания о той войне они бережно хранят в своей памяти. Ведь они воевали за Родину, хотя той страны уже давно нет…
Тимур Алиев