Из школьных лабораторий – в генетику


Современная школа по требованиям Федерального государственного стандарта нуждается в учебном оборудовании, в том числе и лабораторном. Министр образования России Ольга Васильева в ходе бизнес-завтрака на Гайдаровском форуме в январе этого года отметила, что все школы страны должны иметь хорошие лаборатории. По ее словам, один из пунктов программы по развитию школ, в том числе и сельских, – это их строительство и оснащение. «Мы будем готовить тех ребят, которые придут в генетику очень скоро» – цитирует министра пресс-служба Минпросвещения РФ.

Так как же сегодня выглядят школьные лаборатории в столице Дагестана? С чем и в каких условиях приходится работать учителям-химикам? «МИ» решили разобраться.

 

РАБОТАЮТ С ТЕМ, ЧТО ИМЕЮТ

Раньше, когда я только начинала свою трудовую деятельность, кабинеты физики и химии были обеспечены всем необходимым примерно на 70%, – вспоминает Майя Адигюзелова, учитель химии с 45-летним стажем, завуч по профильным классам гимназии № 22. По ее словам, сегодня ситуация немного хуже, лабораторных комплектов хватает не всем ученикам в классе, в школе не в полной мере имеется необходимое оборудование. В результате дети вынуждены проводить работу на бумаге.

Химия – это ведь наука об окружающем нас мире, для гимназии с медико-биологическим профилем оснащение лабораторий особенно актуально. Здесь обучаются ученики, которые осваивают химическую науку и мечтают стать в будущем химиками или биологами. А пока работаем с тем, что имеем. Правда, в 2007 году школа стала победителем в конкурсе общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, в рамках которого нам было выделено определенное количество таблиц, реактивов, интерактивных досок и многое другое, но этого недостаточно для того, чтобы качественно проводить уроки. Многое устарело в нынешних современных условиях и по требованиям качества знаний на ЕГЭ. Большим преимуществом для нашей гимназии является и то, что нами заключен договор совместно с Дагестанским государственным университетом, и практические занятия мы проводим с детьми на базе химико-биологического факультета, – отмечает собеседница.

 

ЛУЧШЕ ОДИН РАЗ УВИДЕТЬ, ЧЕМ СТО РАЗ УСЛЫШАТЬ

Школа № 12 также испытывает недостаток лабораторных принадлежностей. Как рассказала завуч школы Наталья Ильина, последний раз обновлялась база в кабинетах физики и химии года три назад, но получили, конечно же, не все, что нужно для проведения практических работ. – Если учитель хочет, чтобы его предмет вызывал глубокий интерес, чтобы ученики не только умели составлять химические формулы и уравнения реакций, но и имели представление о химической картине всего, что их окружает, умели логически мыслить, чтобы каждый урок был праздником для детей, то необходимо, чтобы химический эксперимент был главенствующим на уроках. А без необходимых условий этого добиться трудно. Как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, – считает учитель.

Елена Андреева, учитель химии гимназии №13, еще помнит те времена, когда им выдавали каждый рабочий день в школьной столовой молоко за вредность, ведь их работа напрямую связана с химическими веществами, которые они используют на практических занятиях. Вспоминает учитель и то, как она, бывшая ученица гимназии №13, вернулась в родную школу еще совсем молоденькой выпускницей ДГУ. Тогда, в 1991 году, она вместе со своими коллегами ходила на базисный склад химреагентов и выбирала все необходимое для учебного процесса. На все выделялись средства. Сейчас всего этого, конечно, нет, более того, даже недостающие в лабораторной на химии препараты приобретают зачастую своими силами.

Хотя кислоты и щелочи еще можно достать на рынке и в магазине «Химреактивы», но остальные дефицитные препараты для нас редкость, да и стоят они дорого. Недавно хотели приобрести для урока нитрат серебра, так оказалось, что маленький флакончик стоит около трех тысяч рублей, пришлось отказаться от этой затеи. Но, несмотря на скудность приборов в лабораторной, мы не унываем, стараемся все же ознакомить детей с химическими реакциями, всевозможными способами разнообразить урок. А как иначе, приходится готовить учащихся к ЕГЭ, к олимпиадам, где на республиканском этапе второго тура следует практическая часть. Здесь то и выясняется, что среди участников есть и такие, которые и пробирки в руках не держали! – признается она.

 

НОВЫЕ ШКОЛЫ – СОВРЕМЕННЫЕ ЛАБОРАТОРИИ

И такая ситуация складывается почти во всех образовательных учреждениях города. Исключением, по информации специалистов Управления образования, являются новые, недавно открытые школы № 56, № 2, № 61, № 60, побывав в которых, приходишь к осознанию того, что различие в материальной базе в старых и недавно отстроенных школах действительно ощущается.

Мы застали учителя химии школы № 61 Анжелу Даибову за учебным процессом. Дети, увлеченно наблюдающие за проведением химических реакций, не сразу заметили посторонних в классе. Обстановка в лабораторной и в предметном кабинете впечатляет сразу. Просторные светлые помещения с огромным перечнем необходимого оборудования, который составлен с учетом требований новых государственных федеральных стандартов. Рабочие места для учителя и учеников снабжены подводом воды и слива, которые обеспечивают безопасность работы с химическими реактивами. В стальных шкафах находится весь необходимый лабораторный материал: колбочки, мензурки, химреагенты, модели атомов, сульфаты, гидроксиды, микроскопы и даже наборы для юных химиков. И это не весь перечень. По словам учителя, работать и учиться в таких условиях – одно удовольствие. Дети с большим интересом относятся к предмету, и это неудивительно, ведь средства наглядности и участие в экспериментах стимулируют познавательную деятельность у учащихся и позволяют добиться более прочного усвоения знаний.

 

СЛОЖНЫЙ ПУТЬ ПРЕВРАЩЕНИЯ ЗНАНИЙ В УБЕЖДЕНИЯ

Как отмечает методист Управления образования города Махачкалы Лидия Величко, государственным образовательным стандартом четко определена муниципальная материально-техническая база преподавания естественных предметов. Однако в большинстве образовательных учреждений города материально-техническая база оставляет желать лучшего, не отвечает даже базовому минимуму, не позволяет реализовать практическую часть программы в полном объеме. В лабораторных имеется примитивная химическая посуда, ощущается скудность химических реактивов, что не позволяет вести индивидуальные и практические работы.

– Каким-то школам что-то из оборудования для практических занятий достается, что-то нет. В некоторых кабинетах нет вытяжных шкафов, а это уже нарушение техники безопасности. Больше в этом плане повезло новым образовательным учреждениям. То ли дело поселковые школы, во многих из них отсутствуют не только лабораторные, но и предметные кабинеты. Для учителей этих школ достать на кафедре университета какой-нибудь реквизит для проведения урока – уже праздник. Ведь эксперимент – важнейший путь связи теории с практикой при обучении химии, путь превращения знаний в убеждения, служит подтверждением определенных теоретических положений. Без этого никак. И спасибо тем учителям, кто находит выход из сложной ситуации, – отмечает Величенко.

 

ЕСТЬ НАДЕЖДА

Как рассказали в Министерстве образования и науки РД, лабораторные классы должны быть во всех школах. В новых школах, которые открываются в республике, их наличие предусмотрено условиями госпрограммы, в рамках которой они строятся. Также в рамках реализации нацпроекта «Образование» в республике будут открываться центры инновационного творчества и IT-технологий, детские технопарки «Кванториумы» и мобильные городки.

Надежда на своевременную реализацию проектов Министерства РФ учителей не покидает. Именно часы, проведенные в научных лабораториях, способствуют зарождению новых идей, а начинается все со школьных экспериментов, ведь свои первые опыты и маленькие открытия будущие исследователи проводят именно в образовательных учреждениях. И при этом немаловажно, насколько хорошо оснащена их первая предметная лаборатория и как будут готовить тех ребят, которые скоро придут в генетику.

 

Мадина МУХУГОРОЕВА

Предыдущая статья
Следующая статья

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Над Махачкалой подняли Знамя Победы

Махачкала приняла эстафету патриотической акции «Равнение на флаг»,  подняв Знамя Победы в Великой Отечественной войне – штурмовой флаг 150-й...

Владелица салона сотовой связи в Махачкале арестована за мошенничество на 10 млн рублей

Кировский районный суд Махачкалы заключил под стражу владелицу салона сотовой связи «L-mobile» в Махачкале по обвинению в мошенничестве, сообщает...

Глава СКР взял на контроль проверку в частном детсаду Махачкалы

Председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин взял на контроль проверку по информации о нарушении прав воспитанников частного детского сада...

В Махачкале прошла акция по посадке деревьев, приуроченная к 80-летию Победы

Общественная палата Махачкалы провела в столице Дагестана акцию по посадке деревьев, приуроченную к 80-летию Великой Победы и Году защитника...
spot_imgspot_img

Лжеюрист из Астрахани обманным путем получила от 18 жителей Дагестана крупную сумму денег

Мошенница из Астрахани обманным путем получила крупную сумму денег от 18 жителей Дагестана. Девушка, выдавая себя за юриста, подыскивала...

В Дагестане 29 апреля объявлен нерабочим днем по просьбе православных христиан республики

По многочисленным обращениям православных христиан Дагестана 29 апреля объявлен в республике нерабочим днем. В этот день отмечается православное поминовение...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам