Примирение – великое дело


Что в этом мире могло отвлечь Посланника Аллаха (с.а.с.) и что вынудило его отложить намаз? Намаз, который Посланник Аллаха (с.а.с.) называл опорой религии и признаком, отличающим мусульманина от немусульманина?

 

УВАЖИТЕЛЬНАЯ ПРИЧИНА ДЛЯ ПРОПУСКА НАМАЗА

Посланник Аллаха (с.а.с.) всякий раз, когда был чем-то огорчен, прибегал к намазу, ибо совершение намаза воодушевляло Пророка (с.а.с.) и приносило ему отдых и комфорт. Тем не менее было однажды такое дело, из-за которого Посланник Аллаха (с.а.с.) отложил совершение намаза, ибо оно имело первостепенное значение, и дело это – примирение людей, которое должно быть и для нас – его последователей – таким же важным делом. Однажды люди из племени Бану ‘Амр ибн ‘Ауф, которые жили в селении Куба (пригород Медины, где была построена первая в истории ислама мечеть), подрались. Когда об этом сообщили Посланнику Аллаха (с.а.с.), он сразу отправился в Куба, чтобы примирить их. Это дело заняло у Пророка (с.а.с.) так много времени, что ему пришлось отложить коллективный намаз. Поэтому Билял и предложил возглавить коллективную молитву Абу Бакру.

От Сахля ибн Са‘да Ас-Са‘иди передается: «Однажды Посланник Аллаха (с.а.с.) отправился к людям из племени Бану ‘Амр ибн ‘Ауф, чтобы примирить их. Между тем настало время намаза, и муэдзин (Билял) явился к Абу Бакру с вопросом: “Совершишь ли ты намаз с людьми в качестве имама? Если да, то я прочитаю икамат (объявлю о его начале)”. Абу Бакр сказал: “Да” и приступил к намазу. Через некоторое время, когда люди еще продолжали молиться, вернулся Посланник Аллаха (с.а.с.) и прошел к первому ряду, где и остановился. При этом люди стали хлопать, [чтобы привлечь внимание Абу Бакра]. Однако Абу Бакр никогда не смотрел по сторонам во время совершения намаза. Тем не менее, когда хлопать стали сильнее, он повернулся и увидел Посланника Аллаха (с.а.с.), который знаком показал ему, чтобы он оставался на своем месте. Тогда Абу Бакр воздел руки к небу и возблагодарил Аллаха за это веление Посланника Аллаха (с.а.с.), после чего стал отходить назад, пока не поравнялся со стоявшими в первом ряду. А Посланник Аллаха (с.а.с.) вышел вперед и завершил намаз в качестве имама. Завершив намаз, он спросил: “О Абу Бакр, что помешало тебе остаться, если я сам велел тебе сделать это?” Абу Бакр ответил: “Не пристало Ибн Абу Кухафе молиться перед Посланником Аллаха (с.а.с.)!” Тогда Посланник Аллаха (с.а.с.) обратился к людям: “Почему вы так много хлопали в ладоши? Пусть тот, кто во время своей молитвы увидит нечто, смущающее его, скажет: “Субхана-Ллах!” – и к нему повернутся, что же касается хлопков, то это – для женщин”» (Бухари, 684; Муслим, 421; Абу Дауд, 940; Ан-Насаи, 2/77).

Представим, что в то время, когда человек занят примирением двух человек или группы людей, прозвучал азан. Если человек не продолжит это дело, и все прервутся на совершение джамат-намаза, есть вероятность, что процесс сорвется и примирение не будет достигнуто. В таком случае нет ничего предосудительного, если он отложит намаз на более позднее время или не совершит его коллективно в начале отрезка времени, отведенного на него. Чуть позже он может совершить свой намаз коллективно, если есть возможность, а если нет, то и индивидуально. Примирение людей, несомненно, является уважительной причиной для пропуска коллективного намаза или его откладывания на некоторое время. Это все указывает на чрезвычайную важность примирения людей. Некоторые ученые по этому поводу даже высказали мнение, согласно которому разрешается перенести намаз на следующий, если это соответствует правилам переноса намазов (обеденный – к послеобеденному или вечерний – к ночному). Стоит отметить, что ни в коем случае не разрешается откладывать намаз до истечения отрезка времени, отведенного на его совершение. Если не получается пойти в мечеть на коллективный намаз и есть вероятность того, что человек, занятый примирением, не успеет совершить его своевременно, пусть совершает его вместе с теми людьми, примирением которых он занят. Как мы понимаем, все это делается ради только одной цели – завершить собрание с положительным результатом, примирив людей между собой. То есть ради этого мы должны идти на такие жертвы даже за счет коллективного совершения намаза.

 

КАТЕГОРИЧЕСКИ ОСУЖДАЕТСЯ ССОРА МЕЖДУ МУСУЛЬМАНАМИ

Как мы видим, Пророк (с.а.с.) очень переживал за людей и, не откладывая, приступал к разрешению возникших конфликтов. Поэтому нам тоже должно быть тяжело видеть, как разногласия разрывают общество на части. В хадисах Пророка (с.а.с.) категорически осуждается ссора между мусульманами, особенно подчеркивается, что ни один участник ссоры не будет прощен, пока они не найдут общий язык. А лучшим из двоих поссорившихся окажется тот, кто первым поприветствует другого. Точно так же в аятах Священного Корана и в достоверных хадисах есть указание на примирение людей – восхваляются старания человека, который занят этим благим делом, и говорится о большом вознаграждении, которое ждет его в ахирате. Всевышний Аллах в Коране сказал: (смысл): «Поистине, уверовавшие – братья. Их объединяет (связывает) одна вера, поэтому недопустимо возникновение между ними вражды, ссоры, взаимной ненависти и войны. Так улаживайте же отношения между двумя вашими братьями и тем более примиряйте, когда спорящих и враждующих больше. И бойтесь Аллаха, соблюдая Его предписания во всех ваших делах, чтобы получить милость Аллаха» (сура Аль-Худжурат: 10). Улаживание отношений между участниками спора считается ценным видом поклонения, потому что тем самым мы упрочняем родственные узы, укрепляем наше общество, избавляем людей от взаимной вражды и ненависти.

От Абу Дауда передается, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Не сообщить ли вам о том, что выше по степени, чем соблюдение поста, совершение намаза и раздача милостыни?» Сподвижники ответили: «Да, конечно, сообщи». Пророк (с.а.с.) сказал: «Примирение между сторонами, так как, воистину, разлад их отношений “сбривает” благие деяния». (Абу Дауд и Ибн Хиббан) Из-за важности налаживания отношений Всевышний Аллах разрешил примиряющим даже то, что категорически запретил другим – ложь. От Умм Кульсум бинтУкба бинт Абу Му‘айт передается, что она слышала, как Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Не является отъявленным лжецом тот, кто [лжет, стараясь] примирить людей и сообщая им нечто благое» (Бухари, Муслим), Постарайтесь приложить все свои силы ради примирения, а когда ваши возможности иссякнут, не будет на вас греха, если вы будете вынуждены прибегнуть ко «лжи во спасение», лишь бы только положить конец ссоре и вражде между мусульманами. Как бы ни порицалась ложь, она приветствуется, если речь идет о примирении враждующих мусульман. Как бы ни превозносилась правда, если из-за нее ссорятся мусульмане, то она неуместна.

 

Нурмухаммад ИЗУДИНОВ, сотрудник отдела

просвещения Муфтията РД

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Свыше 200 граждан льготной категории в Дагестане получат помощь на улучшение жилищных условий

В текущем году в Дагестане свыше 200 граждан, относящихся к льготной категории, смогут улучшить свою жилищные условия. Для этого...

На следующей неделе запланированы плановые ограничения электроснабжения части Махачкалы

Плановые временные ограничения электроснабжения части дагестанской столицы запланированы на следующей неделе, 12 февраля. Отключения связаны с необходимостью проведения специалистами филиала...

Юсуп Умавов поздравил ученых, аспирантов и работников научной сферы с Днем российской науки

Глава Махачкалы Юсуп Умавов поздравил ученых, аспирантов и работников научной сферы с профессиональным праздником – Днем российской науки. «В этот...

В Махачкале задержаны водители, выложившие видео опасной езды в соцсети

Сотрудники Госавтоинспекции Дагестана обнаружили в соцсетях очередные публикации с видеозаписями грубых нарушений Правил дорожного движения. Нарушители установлены, задержаны, привлечены...
spot_imgspot_img

Задержан руководитель МБУ «Дирекция парков и скверов» Махачкалы

Задержан руководитель МБУ «Дирекция парков и скверов» города Махачкалы по подозрению в превышении должностных полномочий, сообщает СКР по Дагестану. По...

Бывший начальник РОВД по Кизлярскому району Дагестана обжаловал свой пожизненный срок

Бывший начальник РОВД по Кизлярскому району Дагестана полковник Гази Исаев обжаловал в Верховном суде РФ свой пожизненный срок за...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам