Наш постоянный эксперт, вице-президент Ассоциации по связям с соотечественниками за рубежом «Ватан», политолог Шафи Акушали рассуждает о проблемах местного самоуправления.
Жители республики активно обсуждают реакцию дагестанских политических и общественных деятелей, представителей гражданского общества по различным злободневным проблемам региона.
К сожалению, общий уровень социально-политической подготовки некоторых «экспертов» за последнюю четверть века оставляет желать лучшего. У них нет понимания общественно-политической действительности, некоторые не могут связно и логично излагать свои мысли, есть и те, кто пиарит себя только с целью получить доступ к бюджету.
Мое мнение – для любого чиновника и общественного деятеля, в первую очередь, необходима высокая политическая культура, что предполагает высокий уровень общей культуры, хорошее знание общественных наук и социального опыта, истории своего народа, широту и безупречность логики мышления, умение реально оценить ситуацию в мыслях и действиях.
Так сложилось, что динамика событий на Северном Кавказе за последние годы была настолько мощна, что многие эксперты не могли выработать долгосрочную их перспективу.
После распада СССР и трагических событий на Северном Кавказе в 90-х годах, социально-экономический и политический ландшафт региона резко изменился, а те эксперты, которые находятся в Москве и влияют на принятие решений, к сожалению, живут мифами о Кавказе, они знали Кавказ и, в частности, Дагестан, только советского периода.
В этом аспекте, на мой взгляд, проблема не в настроениях граждан, а в управленческой сфере. На мой взгляд, если принимать нормальные законы о местном самоуправлении, то большинство проблем людей на местах решались бы автоматически.
Сейчас, согласно законодательству о самоуправлении, глава села фактически не имеет никаких полномочий, практически никаких прав не имеют местная община, село, деревня.
На местах можно было бы создать советы, в которые, наряду с представителями общественности, могут войти главы сел и религиозных общин. Такими совместными усилиями и можно решать проблемы муниципальных образований.
К примеру, в Москве досконально не могут знать о потребностях жителей села Акуша или Кули. Везде свой уклад и образ жизни, свои нерешенные проблемы. Законодательство о земле и в Дагестане, где каждый клочок земли на вес золота, и в Сибири, где на каждые 10 километров приходится один человек, не может быть одинаковым. К сожалению, это унифицировано, а традиции, культуры, уклад жизни и ментальность народов не учитываются вообще.
Республиканские власти должны решать вопросы регионального бюджета, безопасности, регулировать республиканскую инфраструктуру, а местные вопросы должны решаться на уровне муниципалитетов. Для этого следует в какой-то мере разграничить полномочия республиканских и муниципальных органов власти.
Если дать местным жителям возможность самостоятельно решать хотя бы часть своих вопросов, то они таким образом не будут вмешиваться в политику, не будут радикалами, либералами, консерваторами, они будут просто жителями Дагестана и гражданами страны.