Каково отношение ислама к единоборствам?
В целом, отношение ислама к единоборствам положительное, если это способствует здоровому образу жизни и обучает человека навыкам самообороны. Однако любые виды единоборств запретны если:
1) есть вероятность нанесения тяжелого физического вреда организму по причине усердных тренировок;
2) есть удары по лицу, по голове или по жизненно важным органам и причинение вреда сопернику в целом;
3) есть проявление любого вида вражды к сопернику;
4) есть ставки;
5) оголение аврата (срамных мест).
Также необходимо понимать, что запрещено непосредственно наблюдать бои (находясь в зале или в помещении, где находится ринг), где происходит взаимное или одностороннее избиение соперника.
АРГУМЕНТАЦИЯ:
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует сказал: «Не [причиняй] вреда себе и другим».¹
«Очевидно, что ал-ликам запретен».²
«Ал-ликам — это спортивная игра, в которой используют большие четырехугольные шкуры, наполненные изнутри хлопком, шерстью или чем-то еще. Каждый из двух спортсменов держит в одной руке шкуру и наносит удар по той, что держит соперник».³
«Пояснение шариатского решения по вопросу ас-сикафа отсутствует. Аль-Азраи сказал: “Дозволенность этой игры обусловлена аналогией, поскольку это полезный навык для скачек. Однако ас-сикаф зачастую запрещается ввиду опасения причинить физический вред организму, так как всадники стремятся поразить друг друга, как в спортивной дисциплине ал-ликам”».4
Ас-сикаф — это скачки, в которой игрок ударом кнута в сторону создает помехи для соперника, но удары наносятся не по нему, поскольку удар по сопернику, однозначно, запретен.5
Ас-сикаф будет дозволенным, если нет опасения вражды, поскольку это, однозначно, запрещено».6
«Вольная борьба, бокс и подобные спортивные дисциплины запрещены, поскольку причиняют физический вред здоровью человека и животного. Следовательно, если нет причинения физического ущерба одному из соперников, то это дозволено. Также дозволено, если виды спорта способствуют здоровому образу жизни, военной подготовке или обучают человека самообороне. Воистину, Пророк да благословит его Аллах и приветствует, поборолся с Рукана и одолел его».7
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует сказал: «Пусть ни один из вас не находится там, где наносятся побои (увечья) человеку. Воистину, проклятье Аллаха нисходит на тех, кто присутствует там, пока они не прекратят избиение».8
¹ См.: Ахмад №2865, Ибн Маджа №2341, ад-Дарукутни №3079.
² См.: Камалуддин ад-Дамири, Нажм аль-Вахаж, т. 9, с. 587.
³ См.: Аль-Буджайрими, Хашия аль-Буджайрими, т. 4, с. 350.
4 См.: Хатиб аш-Ширбини, Аль-Икна, т. 2, с. 597.
5 См.: Толковый словарь Аль-Мунджид, с. 71.
6 См.: Ибн Хаджар, Тухфат аль-Мухтадж, т. 9, с. 399.
7 См.: Вахба аз-Зухайли, Аль-Фикх аль-ислями ваадилятуху, т. 4, с. 2668.
8 См.: Ат-Табрани, Аль-Муджам аль-кабир, №11675.
Отдел фетв Муфтията РД