Является ли выплата махра (брачного подарка) при женитьбе обязательной, и каким должен быть махр?
Гаджиева Айзанат, г. Махачкала
Выплата махра становится обязательной после заключения брака, в котором он был определен. Никах, заключенный без определения махра, действителен, невеста же при этом имеет право на махр, какой выплачивают женщине ее статуса в той местности, где заключен никах. Махр выплачивается жене, и она имеет право определить махр (вид и сумма). Не является махром то, что было отдано до никаха.
• В качестве махра может быть все, что имеет материальную ценность. Можно подарить все, что можно использовать или продать: имущество, наличные деньги, дом, земельный участок и т. п. Также махром может быть любая услуга и работа, которые считаются оплачиваемыми: и строительство дома, обучение Корану и т. п. Желательным является, чтобы махр был не более пятисот дирхамов (1680 граммов чистого серебра) и не менее десяти дирхамов (33,6 грамма чистого серебра).
АРГУМЕНТАЦИЯ:
«Садак, махр (брачный подарок) — это то, что становится обязательным вследствие заключения брака. То есть махр или то, что муж обязан выплатить жене, — это имущество или оплачиваемые услуга, работа. Также махр становится обязательным после половой близости, при сомнительном сношении или при предоставлении невестой жениху права самому выбрать что-либо в качестве брачного подарка, не обговаривая его при заключении брака».
«Является желательным огласить махр при заключении брака, и поднести в качестве махра серебро, следуя Пророку (с.а.с.). Все, что может служить платежным средством, может быть и махром, каким бы незначительным он ни был. Также является желательным, чтобы махр был не более пятисот дирхамов (1680 граммов чистого серебра) и не менее десяти дирхамов (33,6 грамма чистого серебра)».[1]
«Если опекун выдаст замуж совершеннолетнюю, умственно полноценную подопечную, девственницу, без ее разрешения за махр, ниже установленного обычаем, или если она укажет размер махра, а он выдаст ее за меньший, или она даст разрешение на замужество, не указав махра, и опекун заключит брак за махр, ниже установленного по местному обычаю для женщины ее статуса, то во всех этих случаях брак будет действительным, и ей будет положен традиционный (установленный обычаем) махр, согласно аргументированному мнению».[2]
«В качестве махра может быть работа, такие услуги, как шитье, строительство, обучение Корану и т. д., все то, в чем договор найма является действительным».[3]
[1] См.: И’анат ат-талибин, т. 3, с. 627.
[2] См.: Фатх аль-му’ин, т. 3, с. 632.
[3] См.: Аль-мажму’, т. 16, с. 328.
Отдел фетв Муфтията РД