В последние годы в спортивных секциях нашей республики большую популярность среди молодых людей приобрел такой вид спортивного единоборства, как грэпплинг. О перспективах развития этого вида спорта в республике «Махачкалинским известиям» рассказал президент Федерации грэпплинга Дагестана Мурад Абдуллаев.
– Мурад, грэпплинг, несмотря на успехи, которые дагестанцы делают в этом виде спорта, остается не самой изученной дисциплиной. Можешь объяснить, что такое грэпплинг и в чем его принципиальное отличие от других боевых видов спорта?
– На самом деле это стандартный вопрос, куда бы я ни попал и какое бы интервью у меня ни брали, мне приходится говорить об этом. Грэпплинг существует в Дагестане уже больше 10 лет, и с самого начала он прочно укоренился в спортивной среде нашего региона. Связано это с развитием борцовских видов спорта и соответственно смешанных единоборств. Потому что грэпплинг – это некая связующая между смешанными единоборствами и той же самой борьбой. Здесь себя находят и бывшие дзюдоисты, и борцы вольного стиля проявляют себя довольно неплохо. Есть ребята, которые раньше плохо себя показывали в вольной борьбе, но в грэпплинге превосходят даже тех же самых титулованных борцов, которые переходили в этот вид спорта. То есть это не просто дело вкуса, грэпплинг дает определенный навык, который есть в нем, но нет в других дисциплинах.
«МЫ СЕБЯ ПОКАЖЕМ»
– Но тем не менее грэпплинг в Дагестане остается менее распространенным, нежели борьба или смешанные единоборства. С чем это связано?
– Ну знаешь… Нельзя говорить, что грэпплинг непопулярен в сфере спорта. Потому что если взять данные Минспорта республики, то грэпплинг имеет сумасшедшую популярность в Дагестане. Но у него, конечно же, есть проблемы. Например, молодость в сравнении с той же вольной борьбой. Последняя стала национальным видом спорта, а выходцы из нее проявляют себя успешно в разных сферах – от политики до бизнеса. Это и придает некую популярность борьбе. В грэпплинге же подрастает только второе поколение спортсменов и в последующем, я думаю, мы себя покажем.
В конечном итоге мы должны создавать не просто спортсменов. То есть наша задача заключается в том, чтобы сделать из спортсмена не только человека с определенными спортивными навыками. Это должен быть человек, который подготовлен к социальной сфере и умело внедряющийся в жизнь. Я имею в виду психологическую составляющую, умение работать в команде.
– Аналог полноценной школы?
– Безусловно. Я не могу дать оценку своей компетентности, но я вижу определенные в спортивной сфере проблемы и считаю, что потенциал для их решения у нас есть.
– А в чем заключаются эти проблемы?
– Понимаешь, спортсмен с детства движется по принципу «победитель/проигравший». Из любой схватки он просто обязан выйти победителем. Но что случается, когда он, оставляя спорт, выходит один на один с обществом? Конечно, он испытывает сложности. Потому как социальная, экономическая и политическая сферы требуют от человека умения работать в команде. И наша задача заключается в том, чтобы дать ребятам реализовать себя не только в спорте, но и в других сферах жизни.
– Наверное, это невозможно без грамотного тренерского подхода…
– Тренеров в республике много, но говорить о нашей задаче сегодня сложно. Почему? Потому что я не могу сегодня охватить всех тренеров республики. Но сегодня я внедряю подобную практику в своем клубе (Абдуллаев
является основателем клуба «Агат», занимающегося подготовкой грэпплеров и борцов. – Прим. авт.), где тренируется порядка 400 детей. В дальнейшем, если наши труды дадут плоды, мы сделаем так, чтобы подобный тренерский подход был реализован во всей республике.
– Достаточно амбициозно…
– Да. Думаю, мы потихоньку придем к тому, что тренеров нужно будет контролировать. К этому склоняют масштабы развития этого вида спорта в республике. Но отмечу, что контроль не должен быть надзирательским. Мы, как федерация, должны помогать тренерам, чтобы они могли вести работу с детьми эффективно.
«В ГРЭППЛИНГЕ ОСТАЮТСЯ НАДОЛГО»
– А как долго ты занимаешься развитием грэпплинга в Дагестане?
– С первого дня появления этого вида спорта в республике. Тренировать я начал в 2008 году. Грэпплинг привлек меня тем, что в нем нельзя победить только за счет веса, функциональной составляющей либо техники. Здесь все эти качества должны в совокупности проявляться и вести к победе. Это очень тонкий момент, который невозможно объяснить словами. Это нужно попробовать.
Люди, приходя в грэпплинг, начинают понимать, что это за вид спорта. И уже остаются в нем надолго, иногда навсегда. И я такой же. Я раньше занимался во многих секциях: смешанными единоборствами, борьбой. Но нигде я себя найти не мог. Я не говорю о какой-то результативности. Речь о внутренней потребности.
– Хотелось бы узнать при каких обстоятельствах грэпплинг пришел в Дагестан.
– Первый турнир по грэпплингу прошел в 2010 году в бывшей школе Гаджи Махачева [ныне школа имени Абдулрашида Садулаева]. Маленькие соревнования, в которых, к слову, принимали участие воспитанники Абдулманапа Нурмагомедова и другие бойцы, которых сегодня можно назвать топами мировых смешанных единоборств. Это Ислам Махачев, Эльдар Эльдаров, Марат Гафуров, Ислам Мамедов, Абдурахман Биларов и т.д.
Но если говорить о раннем становлении грэпплинга, то он получил развитие благодаря Абдулле Магомедову и Нурудину Эминову – это люди, которые первыми начали развивать в Дагестане джиу-джитсу (вид спорта, который называют прародителем грэпплинга, бразильского джиу-джитсу и т.д. – Прим. авт.). А у меня появилась мысль развивать грэпплинг. Провели с ребятами пробный турнир, и они сами начали активно включаться. Плюс еще тогда на подъеме находились смешанные единоборства, и это послужило дополнительным импульсом для вовлечения ребят.
– Значит можно сказать, что грэпплинг в республике начался с тебя?
– Не могу сказать, что без меня грэпплинга в республике бы не было. Поэтому вопрос о том, кто был первым, не стоит.
«В ГРЭППЛИНГЕ НЕТ ЛЮДЕЙ С БОЛЬШИМИ ДЕНЬГАМИ»
– Хочу поднять вопрос, который, несмотря ни на что, остается проблемным для грэпплинга. Речь об упоминаниях в сфере средств массовой информации – главном двигателе охвата. Просмотрев многие спортивные ресурсы и даже сайт Федерации спортивной борьбы России, я не нашел никаких новостей о российском грэпплинге. С чем это связано?
– Я считаю, что все-таки есть две причины. Первая заключается в том, что этот вид спорта еще не получил, скажем так, спонсорскую поддержку. Нет денежных людей, которые вовлечены в этот вид спорта. Может быть, это связано с его молодостью, а может, больше с другим.
С ростом популярности ММА, соответственно, увеличились вливания в этот вид спорта. И многие удачные грэпплеры очень неплохо проявляют себя и в ММА. И скажу однозначно, что многие уходят либо пытаются совмещать эти дисциплины. Поэтому грэпплинг идет немного на вторичном плане. Но нам надо развиваться, внедрять новые идеи, делать турниры и давать зрителю то, чего нет в других дисциплинах для того, чтобы обратить на себя внимание.
Скажу тем, кто занимается грэпплингом сегодня, что они сделали правильный выбор. Потому что этот вид спорта, несмотря на большое количество болевых техник и удушающих приемов, менее травматичен, чем другие виды спорта. И в каждой возрастной группе у нас существует ограничение по техникам. Это служит дополнительным фактором безопасности.
– Что за разграничения? По аналогии с поясами в джиу-джитсу?
– Нет, в самой дисциплине классификации не существует. Есть только возрастное ограничение по техникам. Грэпплинг очень часто связывают с бразильским джиу-джитсу. В принципе в концепции это практически одинаковые виды спорта. Но в правилах все-таки есть определенные разграничения.
– Тогда чем отличаются джиу-джитсу и грэпплинг?
– В грэпплинге в приоритете заложена именно борьба в стойке и динамика, то есть человек должен постоянно доминировать и быть активным. Существует определенный критерий оценки пассивности и активности. Существенные различия есть в технике ведения боя и его времени. И еще немаловажный момент – в бразильском джиу-джитсу имеется разделение по поясам. В грэпплинге же этого нет, борются все со всеми. Есть только стандартное для всех видов спорта разделение по весовым категориям.
«ВКЛЮЧЕНИЕ В ОЛИМПИЙСКУЮ СИСТЕМУ – ЭТО ДЕЛО ВРЕМЕНИ»
– Кстати, международные соревнования по грэпплингу проводятся совместно с вольной и греко-римской борьбой. Это больше плюс за счет того, что удается привлечь больше зрителей или же минус, потому что грэпплинг остается в тени более популярных видов спорта?
– Давай отметим хорошие стороны. Важно сказать и запомнить, что грэпплинг сегодня является предолимпийским видом спорта. То есть он входит в олимпийскую систему, но не является олимпийским видом на сегодняшний день. Это говорит о том, что при выбывании какого-то вида спорта из олимпийской системы с большой долей вероятности грэпплинг туда будет включен. Наряду с этим было принято решение о внедрении его вместе с олимпийскими видами для проведения чемпионатов мира и Европы.
Ну а если говорить о плохом, то нахождение в тени – это чисто человеческий фактор. Потому что олимпийское золото, Олимпиада – это то, к чему стремится абсолютно каждый спортсмен. А фанаты следят, особенно в Дагестане, потому как вольная борьба, например, является чуть ли не национальным видом спорта. И я надеюсь, что в скором времени и грэпплинг будет оценен так же.
Но на сегодняшний день я не могу сказать, что мы обделены вниманием. Министерство спорта Республики Дагестан уделяет нам много внимания, за что спасибо министру Магомеду Юсуповичу, потому что он именно тот человек, который проявляет внимание к грэпплингу. Это тот человек, который дает нам ресурс, которым не обладает ни одна республика. Нас командируют на чемпионаты России, первенства страны. Нам ни в чем не отказывают. В нас верят и ждут побед.
– Я правильно понял – чтобы грэпплинг вошел в список олимпийских видов спорта, придется ждать, пока что-то «выкинут».
– Нет, будет не совсем правильно ждать этого. Мы просто занимаемся своим любимым делом, мы не строим для себя никаких надежд и т.д. Я думаю, что это дело времени. Почему? Потому что самый главный критерий, по которому тот или иной вид спорта включается в олимпийскую систему, – это критерий популярности. Думаю, что о популярности грэпплинга в Дагестане уже вопрос не стоит. И в остальном мире количество занимающихся борьбой в партере имеет серьезные масштабы. И если мы сумеем выстроить со спонсорами деловые отношения, то грэпплинг, что называется, зазвучит и покажет себя с новой стороны.
«ГРЭППЛИНГ В ДАГЕСТАНЕ – ЭТО ЭВОЛЮЦИЯ БОРЬБЫ»
– То есть денег в дагестанском грэпплинге сегодня нет?
– На сегодняшний день их практически нет. За исключением средств, которые на нужды сборной команды выделяет министерство спорта республики. Это, кстати, огромная помощь для нас.
Но у меня существует определенная стратегия развития. Первым этапом надо побудить тренеров к развитию. Это, как правило, люди, которые все-таки остаются в тени. Я, как президент федерации, всегда уделяю внимание именно тренерам. И это мой основной уклон в стратегии развития, потому что тренер, наставник – это именно тот человек, от которого исходят знания, воспитание и зависит то, как будет развиваться дисциплина.
Сейчас я хочу показать тренерскому коллективу, как их достижения влияют на их будущее, связать их с государственной системой. Но перед этим, конечно же, каждый из них должен показать себя, показать свою квалификацию, результат.
– И в завершение хотелось бы спросить, в чем все-таки заключается успех дагестанцев в грэпплинге. Можно ли считать увлечение грэпплингом эволюцией любви дагестанцев к вольной борьбе?
– Безусловно, грэпплинг в Дагестане – это эволюция борьбы. Я некоторое время жил в Бразиии, тренировался там, смотрел, как проводятся тренировки. Был во многих странах Европы, ездил туда на голом энтузиазме. Сказать, что это не дало мне никакого роста, я не могу. Это дало мне определенные знания и навыки, но именно наша школа, наше отношение к спорту – это то, как должно быть. И мне кажется, именно это в первую очередь и дает такие результаты.
Нурмагомед АСТАРХАНОВ