Люди как главный объект творчества

Магомед Сагидаев об искусстве, картинах-ребусах и самом честном критике

 

Его работы отличает акцент на детали и свой, особый взгляд на мир, в котором есть место всем: людям, обнажающим страхи и ведущим борьбу со своими внутренними демонами, мифическим существам, тесно переплетенным с реальным миром. Первая персональная выставка молодого дагестанского художника Магомеда Сагидаева состоялась два года назад. Сейчас он собирает материал для новой выставки и рассказывает «Махачкалинским известиям» о своем непростом, но таком интересном пути к большому искусству.

– Магомед, ты ведь по образованию юрист, а потом так круто поменял свою жизнь и поступил в художественное училище. Это было желанием заниматься тем, что тебе нравится?

– Если кажется, что человек в какой-то момент берет и меняет свою жизнь, то это не так. Выбор сопровождается внутренними изменениями. Ты просто преобразуешь себя во что-то другое…Сейчас я просто занимаюсь тем, что мне нравится, и чувствую себя иначе, более счастливым. А раньше у меня были поиски себя в юридической сфере. Я то хотел быть адвокатом, то работал в Управлении судебного департамента. Я видел людей, которые от юриспруденции получают такое же удовольствие, как сейчас я от искусства. Просто понял, что это (юриспруденция) не мое. Ну, хорошо, отучился, родители успокоились, поработал…

Не понравилось?

– Надо в какой-то момент все-таки делать так, как ты хочешь.

Кто пробудил в тебе интерес к творчеству? В одном из своих интервью ты говорил, что это Ибрагимхалил Супьянов, чья мастерская находилась на чердаке вашего дома.

Я помню, как он (Ибрагимхалил Супьянов. – Прим. «МИ») приходил к нам домой, сидел в зале и что-то на газете рисовал. Мне понравилось, что можно так ручкой изобразить трехмерный объект.

– С каких пор ты рисуешь?

Сколько себя помню. Все дети рисуют…

Не все. Мне, к примеру, рисование никогда не нравилось и сам предмет ввергал в депрессию, потому что ничего не получалось.

Никто не исключает, что со временем у тебя тоже возникнет желание этим заниматься. Придерживаюсь мнения, что в творчестве, а именно в изобразительном искусстве, процентов 70 должно занимать самообразование. Если ты не будешь хотеть сам что-то сделать, то никто тебя не заставит. В принципе, как и в любой профессии. Самое главное – делать что-то с удовольствием. Это я понял, когда несколько лет преподавал детям. Если ребенок на таком творчестве в хорошем смысле «зациклится», то я могу сказать родителям: вы можете расслабиться, просто снабжайте его разными материалами. А уже потом ребенка можно отдать в какую-то художественную школу для оттачивания мастерства. Честно говоря, я рад, что пришел в училище в сознательном возрасте, иначе эта машина сделала бы из меня художника, заключенного в жесткие внутренние рамки.

– Твои работы разнообразны, и ты не сковываешь себя одной техникой или одним материалом. Это что, желание попробовать разное или поиск себя?

– Я стараюсь чередовать разные техники. Мне просто становится скучно работать в одном направлении, и я пробую разное. Да вот та же самая скульптура. В детстве я коллекционировал фигурки солдатиков, а потом подумал: «Зачем покупать, если я могу их слепить сам?» Сначала куратор моей первой персональной выставки Джамиля Дагирова (директор «Первой галереи». – Прим. «МИ») сказала, что их нужно выставить, потом эти же солдатики были представлены в Санкт-Петербурге на второй моей выставке.


– Ты часто говоришь, что твой самый главный критик – мама. Как вообще относишься к критике?

Мама – самый честный критик. Наш мир изобразительного искусства очень комфортный. Тебя никогда не поругают, потому что ты потом можешь поругать в ответ уже на их выставке. Поэтому все так хорошо: талант, прекрасные работы… даже если на стенах висит… Все равно тебя будут хвалить, поэтому немножко становится противно и скучно от этого всего. По крайней мере, мне. Если меня кто-то на выставке поругает, буду только рад. Я могу позлиться, но в итоге пойму, что надо что-то менять, проанализировав: это объективная критика или нет. Но опять же, если это понравилось моей маме, значит, все…

Стопроцентный успех?

Да, потому что даже если все в работе хорошо, она обязательно укажет на какой-то недостаток.

– Можно сказать, что твои картины заставляют зрителя не просто созерцать, но в первую очередь думать? Потому что ты намеренно не даешь названия своим работам. То есть оставляешь человека наедине со своим произведением?

Главная цель, которой я хочу добиться, – чтобы человек на мои работы спроецировал свои внутренние переживания. Мне интересно бывает послушать мнение людей, что они видят перед собой, как анализируют увиденное. А есть такие, которым важно, чтобы смысл картины был понятен и объяснен самим художником.


– Может, это проблема современных людей, которые живут в эпоху потребления? То есть они не хотят думать, а ищут готовые решения?

– Это даже не современный зритель, а более старшее поколение, для которого привычно понятие цели, к которой ты должен стремиться, не сворачивая с пути. Здесь же действует принцип: то, что ты видишь, то и правильно. Это твое субъективное право. Правда, сейчас я уже даю названия некоторым работам. Они обычно зашифрованы.

Твое творчество с годами меняется?

– Начнем с того, что ты сам с годами меняешься, потому что человек – это не какая-то константа. Ты меняешься, твое творчество меняется. Так получилось, что в Дагестане у меня была только одна выставка, а в Санкт-Петербурге уже три. Хочу в следующем году привезти в Махачкалу новые работы. Материала накопилось много. Это будет графика, выполненная на цветной бумаге, ручкой. Свои внутренние переживания в работах я редко отражаю. Только если какие-то ситуации меня «цепляют». На бумагу я скорее переношу свой внутренний мир и размышления. Источником вдохновения для меня являются люди, они – главный объект моего творчества. Ну и в первую очередь, ты сам. В любом человеке столько всего интересного, и распутывать эти клубки крайне занимательно. Не всегда, правда, получается. Иногда запутываешься сильнее.

 

Шуана МАГОМЕДОВА

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Ветеранам СВО в Дагестане вручили ключи от новых автомобилей

В Дагестане ветеранам специальной военной операции вручили ключи от новых автомобилей «Москвич». Фонд «Защитники Отечества» передал эти машины военнослужащим, которые...

В Махачкале продолжается отлов безнадзорных животных

Представителями МБУ «Служба по работе с бродячими животными» активно продолжают работать над проблемой безнадзорных животных в Махачкале. На этот...

Видно на всех широтах: «Ростелеком» организовал онлайн-трансляцию международных соревнований по каратэ из Дагестана

«Ростелеком» выступил технологическим партнером Международных и Всероссийских соревнований по каратэ «Кубок Каспия», посвященных Году защитника Отечества и 80-летию Победы...

В Махачкале началось благоустройство новых территорий

В Махачкале стартовали мероприятия, направленные на благоустройство участков, ставших победителями федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» после онлайн-голосования 2024...
spot_imgspot_img

Уголовное дело в связи с массовым отравлением водой возбуждено в Дагестане

В республике Дагестан было возбуждено уголовное дело в связи с массовым отравлением жителей водой. Дело открыто по статье, касающейся...

«Решил поиграть в войну» – Сергей Меликов отреагировал на задержание главы Карабудахкентского района

Глава РД прокомментировал арест главы Карабудахкентского района Махмуда Амиралиева в своем телеграм-канале. Он назвал задержание чиновника – «тревожным сигналом...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам