В исламе уделяется огромное внимание чистоте и гигиене. Каждая книга по мусульманскому праву начинается с раздела «Тахара» (очищение). Ведь именно очищение является ключом к молитве, поклонению. В хадисе Пророка Мухаммада (с.а.с.) говорится: «Чистота – это половина веры».
Человеку следует всегда быть чистым и опрятным, Пророк Мухаммад (с.а.с.) велел чистить зубы, стричь ногти, содержать в чистоте тело и одежду. Мусульманин все, что его окружает, должен держать в чистоте.
Всевышний в Коране говорит: (смысл): «Поистине Аллах любит обращающихся, кающихся (о прощении грехов) и очищающихся» (сура «аль-Бакара», аят 222).
Для чистки зубов Пророк Мухаммад (с.а.с.) повелевает нам использовать сивак. В хадисе говорится: «Он очищает рот (от неприятных запахов), угождает Господу и вызывает гнев шайтана» (ан-Насаи).
В другом хадисе передается: «Молитва, совершенная с использованием сивака, превыше семидесяти намазов, исполненных без сивака» (Ибн Занджавих).
Передают, что Абу Хурайра, рассказывал, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Если бы я не боялся обременить моих последователей, то велел бы использовать сивак перед каждой молитвой» (Бухари, Муслим). От него же передан хадис: «Мне было приказано выполнять сивак, и я даже боялся, что Аллах возложит это на меня как долг (фарз)» (имам Ахмад).
Шариатом одобряется применение сивака во всех случаях перед подготовкой к омовению, намазу, чтению Корана, поминанием Аллаха, рассказом хадиса, перед вхождением в дом, перед сном и пробудившись ото сна. При появлении неприятного запаха изо рта, желтоватого цвета зубов, при долгом молчании, после еды и так далее. Постящемуся же нежелательно использовать сивак после полудня, поскольку в хадисе говорится: «Запах постящегося для Аллаха лучше, чем запах мускуса». Передано от Айши, что «Посланник Аллаха (с.а.с.) при возвращении домой в первую очередь чистил зубы».
Желательно проводить сивак по зубам в ширину правой рукой с правой стороны до середины, затем с левой стороны до середины. В длину протирать является не желательным, так как может повредиться десна.
Также, следуя Пророку Мухаммаду (с.а.с.), необходимо стричь ногти, дабы предотвратить грязь на пальцах. Сунной является стрижка ногтей утром пятничного дня. Ученые говорят, что в это время тот, кто стрижет ногти, избавляется от болезней.
Одежда должна быть чистой, в хадисе передается: когда к Пророку (с.а.с.) подошел человек в изношенной одежде, он спросил его: «У тебя есть достаток?» – «Да», – ответил тот. Тогда Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Поскольку Аллах даровал тебе богатство, позволь увидеть на тебе плоды Его милости и щедрости» (ан-Насаи).
Увидев как-то мусульманина в грязной одежде, Посланник Аллаха (с.а.с.) выразил недовольство: «Неужели он не может постирать одежду?» (Абу Дауд).
В другом хадисе Пророк Мухаммад (с.а.с.) сказал: «Вы очищайте пороги своего дома и дворы перед ними» (Абу Дауд), а также «Каждую пятницу, когда вы идете в мечеть и на собрания, купайтесь, одевайтесь в красивые одежды и пользуйтесь благовониями».
Уход за бородой и волосами тоже имеет важное значение. Порицается частичное бритье головы. Как-то раз, увидев мальчика, голова которого была частично побрита, Посланник Аллаха (с.а.с.) запретил людям так поступать, сказав: «Либо сбривайте ему все на голове, либо оставляйте все!» (Тирмизи).
Однажды некий человек с всклокоченными волосами и бородой подошел к Пророку (с.а.с.). Тогда Пророк (с.а.с.) дал ему понять, что тому следует привести себя в порядок. Когда человек причесался и вернулся обратно, Посланник (с.а.с.) сказал: «Разве это не лучше, чем быть со всклокоченными волосами, походя на шайтана?» (Малик).
Выдергивать седые волосы является нежелательным. Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Не выдергивайте седые волосы, поистине они будут светом мусульманина в Судный день» (Абу Дауд, Тирмизи). «И в данном случае нет разницы между удалением седых волос на голове и удалением их на бороде», – поясняет ан-Навави.
Борода должна быть привлекательной, а не уродливой, особенно у тех, кто призывает людей на путь ислама. Необходимо стричь усы, чтоб была видна краснота верхней губы.
В исламе также уделяются внимание уходу за глазами. Является сунной подкрашивать глаза сурьмой как женщине, так и мужчине. В хадисе Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Подкрашивайте глаза сурьмой, ибо поистине она улучшает зрение и способствует росту ресниц!» (Тирмизи). Подкрашивая глаза сурьмой, желательно делать это нечетное количество раз – каждый глаз по три раза, начиная справа и заканчивая справа. Сегодня мужчина, последовав этой сунне, рискует быть объектом насмешек со стороны людей. Нужно объяснять людям, что это дело является полезным и сунной Посланника Аллаха (с.а.с.).
Чистота, согласно шариату, не ограничивается только вышеупомянутым. Имам Газали пишет: «Чистота по требованию шариата имеет четыре ступени».
Это то, о чем мы упомянули – элементарные вещи личной гигиены;
Это очищение тела от грехов и приучение его к служению Аллаху;
Заполнение сердца благими, праведными чертами характера и очищение его от скверного нрава.
Это очищение тайны, скрытой в сердце. Иначе говоря, необходимо отказаться от мыслей, которые не приближают к Аллаху, и каждый миг думать о Всевышнем.
Ученые говорят, что внешний вид верующего не должен расходиться с его внутренним состоянием. Подобно тому, как мы познаем, когда и как нам необходимо соблюдать чистоту внешнюю, точно так же мы обязаны искать знания и пути, способствующие внутреннему очищению.
Нурмагомед Изудинов, теолог