Первого января известному дагестанскому композитору, музыканту Хану Баширову исполнилось 66 лет. В свой день рождения он вспоминает яркие моменты жизни, делится историями, которые не рассказывал никому, и ничего не утаил о своей главной любви – музыке.
– Хан Мирзаханович, любовь к музыке с детства?
– Я родом из селения Кумух Лакского района. Отец мой возглавлял ансамбль «Песни и танцы Дагестана». Он первым из танцоров получил звание «Заслуженный артист Дагестанской АССР». Творчества в семье хватало, но тяга к музыке была еще с тех времен, когда отец водил меня на репетиции, я общался со многими деятелями культуры, и мне это нравилось. Очень часто в доме у нас останавливались советские композиторы, интерес мой к музыке рос. Поэтому без раздумий меня отдали в музыкальную школу. Окончив ее досрочно, я поступил в Махачкалинское музыкальное училище на фортепианное отделение. В 1973 году по направлению из Дагестана я стал студентом Астраханской Государственной консерватории. Окончив ее с отличием, пошел в армию и даже там занимался музыкой.
– В юности были сомнения по поводу выбранной профессии?
– Не было. Хотя помню, в детстве соседские мальчишки издевались надо мной, называя любовь к музыке девчачьим занятием. Хорошо помню один эпизод: я иду из музыкальной школы довольный, потому что в дневнике пятерка по фортепиано. Увидев это, они порвали мои ноты, тетради, дневник. Я был очень расстроен, но мама успокоила.
– После окончания консерватории вы поступили на исторический факультет в ДГУ. С чем это было связано?
– Нас, музыкантов, считают людьми с другой планеты. Я хотел доказать, что мы такие же люди. В консерватории я увлекался общественными науками, политикой, участвовал в научно-студенческих конференциях, поэтому в 1988 году поступил на исторический. Во время учебы в ДГУ помогал организовывать «Студенческую весну», работал с талантливыми студентами.
– Музыка, история и даже участие в кинопроектах. Как вас свела судьба с миром кино?
– В 1981 году мой близкий друг Александр Панкратов-Черный приезжает с экспедицией в Дагестан, снимает фильм «Похождения графа Невзорова». Случайно увидев меня на площади, приглашает на пробы. Я долго отказывался, говоря, что являюсь музыкантом и не имею к кино никакого отношения, но они аргументировали это моей внешностью. «Типаж у тебя хороший»,– сказал мне тогда режиссер. Я прошел пробы, меня утвердили на роль. Играл я отрицательного персонажа, жулика, но опыт был интересным. Спустя 5 лет меня вновь пригласили на роль в фильме, который снимал наш земляк Асхаб Абакаров «Сказание о храбром Хочбаре». В 1990 году Северо-Кавказская киностудия снимала фильм по мотивам произведения Ахмедхана Абу-Бакара
«Тайна рукописного Корана». В 2007 году этот фильм был удостоен Государственной премии. Четвертый фильм с моим участием назывался «Рай под тенью сабель» о событиях 1834 года на Кавказе. Первый фильм из сериала «Шамиль». Ну и последний фильм, в котором я снялся, вышел в 2008 году под названием «Платон». Его где только не снимали и до гор Кавказа добрались. У меня была роль Гаджи – председателя колхоза. За мою актерскую деятельность я был принят Никитой Михалковым в Союз кинематографистов.
– Какая из ролей больше всех запомнилась?
– Роль в фильме «Тайна рукописного Корана». Меня, кстати, там озвучивает Евгений Моргунов. Фильм снимали в Кубачах. Запомнилась эта картина, во-первых, потому что фильм был дагестанский, во-вторых, там я познакомился со многими актерами. Не жалею о таком опыте и даже рад, что внес свою лепту в киноискусство. У меня в свое время бабушка Парихан Ханова играла одну из главных ролей в фильме по сценарию Ахмедхана Абу-Бакара «Тучи покидают небо», так что, можно сказать, это у нас семейное.
– У вас большая практика преподавания. Сложно работать с детьми?
– Я с 1971 года работаю учителем музыки. Мне это очень нравится, потому что я приобщаю детей, молодежь к искусству. Но параллельно стараюсь их развивать эстетически, мы читаем стихотворения, разбираем картины. Я считаю, что не только музыкант, но и любой человек должен быть всесторонне развитым. Может быть, именно с этой целью я и поступил на исторический факультет. Моя задача как педагога – воспитать человека с большой буквы, чтобы «все в нем было прекрасно», как писал А.П. Чехов.
– За какое знакомство вы благодарны своей профессии?
– Работа связала меня со многими деятелями культуры и искусства. Мурад Кажлаев, Ширвани Чалаев, Расул Гамзатов. С последним у меня отдельная история. Он как-то попросил переписать на диск увертюру Георгия Свиридова «Время, вперед!». Помню, когда был у них в гостях в Москве, я принес ему этот диск, Расул Гамзатович подарил мне стихи о Махачкале и попросил написать музыку. Я ему много раз говорил, что не пишу, и он тогда сказал: «У тебя все получится. Ты же Хан музыки, Башир любви!» Прошло много лет, в один из вечеров решил взять эти стихи, и, на мое удивление, я за одну ночь написал ноты, они легли на стихи. Показал двум музыкантам, им понравилось. Мы сделали фонограмму и 23 сентября 2017 года, на 160-летие Махачкалы, состоялась премьера нашей песни. Тогда все провозгласили ее гимном нашего с вами города.
– Расскажите о дружбе. Говорят, в честь дружбы вам посвятил музыку узбекский композитор.
– Да! Дело было в Бухаре, мы с женой поехали отдыхать. Я соскучился по инструменту и увидел детскую музыкальную школу. Хотел поиграть, мне отказали. Я пришел на следующий день и познакомился с директором. Вот так и началась наша дружба в 1983 году с Узбекистаном. Они пригласили меня на международный фестиваль искусств, и в честь дружбы дагестанского и узбекского народов Баходыр Исматов посвятил мне прелюдию.
– Каким для вас был прошедший год?
– В первую очередь, это 20-летие разгрома бандформирований, вторгшихся в Дагестан. Мы тоже в эти годы были с народом, выступали в селах с концертными программами, перед беженцами в госпиталях, проводили акцию «Культура против агрессии». Деятели культуры и искусства не были в стороне, мы записались в ополчение. Мне было 45 лет, воевать, конечно, не разрешили. Тогда один человек сказал мне: «Ваше оружие – это музыка». В этом году нашлись в архивах документы и мне вручили удостоверение ополченца. Вторым знаменательным событием прошедшего года стало 50-летие Астраханской Государственной консерватории. В 1978 году я окончил эту консерваторию с отличием. Новый год обещает быть насыщенным и интересным. Мы будем отмечать 120-летие корифеев дагестанского искусства. Художнику Муэддину Джемалу, скульптору Аскару-Сарыдже и композитору Готфриду Гасанову
исполняется в 2020 году 120 лет.
– Есть правило в жизни, которого вы обязательно придерживаетесь?
– В какую бы ситуацию ни привела тебя жизнь – оставаться человеком. И пусть миром правят Милосердие и Музыка!
Карина БАГИЧЕВА