Известный дагестанский фотограф, краевед, член общественного совета МВД по РД Хаджимурад Зургалов планирует оживлять пеньки от старых спиленных деревьев в парках Махачкалы. Свою акцию он намерен приурочить к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, 20-летию разгрома в Дагестане банд международных террористов и 100-летию МВД по РД. Каков механизм оживления, «Махизвестия» уточнили у самого инициатора проекта и основателя РИФА «Дагестан» Хаджимурада Зургалова.
– Хаджимурад, расскажи, в чем заключается акция, которую ты намерен провести.
– Министерство внутренних дел Дагестана, где я состою в общественном совете, уже много лет занимается посадкой деревьев. Свое начало эта долгоиграющая акция получила после фотовыставки «По зову журавлей», приуроченной к 90-летию со дня рождения нашего поэта Расула Гамзатова. Инициативу тогда проявил министр внутренних дел республики Абдурашид Магомедович Магомедов. Там была такая символичная фотография: 1999 год, война в Дагестане, лица бойцов, а высоко в небе летят журавли. Тогда решили оживлять погибших при исполнении служебного долга милиционеров (полицейских) через посадку деревьев. Министерство очень много деревьев посадило по республике, многие из них являются именными и имеют соответствующие таблички и ни одно из них не засохло!
Это хорошая акция, которая носит воспитательный характер. Были примеры, когда молодожены вместо традиционного фотографирования сажали деревья и призывали всех молодых в день свадьбы поступать так же. И сегодня МВД Дагестана продолжает сажать деревья…
Мой проект называется «Оживить пеньки». В чем его суть… Пеньков в парках много. Технически или физически убрать их всех – практически невозможно. Многим горожанам, особенно пожилого возраста, проходя по парку, я задаю вопрос: можно ли оживить старый пенек? Все категорично говорят: нет. Но у меня есть пример, есть знания предков, которые учили – старый пенек можно оживить. Есть метод. Я показывал многим, как это делается: очищается внутренняя гниль пенька, засыпают туда навоз, удобрение, сажается грецкий орех, сверху еще навоз, слой земли, несколько раз поливают водой.
Сейчас весна. Весной земля начинает дышать, под парами открывается ореховая скорлупа и прорастает из этого старого пенька дерево.
Эту акцию хотелось бы провести по всей республике в парках – оживить ушедших. Но начать можно с Махачкалы. Получается, что мы оживляем то дерево, которое когда-то выполнило свою функцию на земле – дало людям свои плоды.
– Почему именно орех?
– В Кисловодске, Пятигорске везде растет орех. Это ценный плод, его могут собирать, есть студенты, старики, гуляя по парку. Около ореховых деревьев не бывает комаров, мошкары. Орехи – это лекарство. Плюс само дерево очень красивое. Но можно сажать и дикую розу – шиповник. Не важно, какое дерево. Главное – мы используем этот пенек.
– А где вы собираетесь оживлять пеньки в Махачкале?
– В любом парке. Факультет географии, например, готов помочь в этом деле. Если мы акцию приурочим сегодня к 75-летию Победы, то, получается, будем оживлять тех воинов, которые погибли в этой страшной войне.
У нас в этом году 20-летие разгрома банд формирований и еще 100-летие МВД. Сколько погибших молодых ребят в форме, в погонах! Я думаю, что эту акцию поддержит не только администрация города, но и Глава республики, генерал-полковник полиции Владимир Абдуалиевич Васильев. Надеюсь, что эта акция дойдет и до Москвы.
Мы не только оживляем эти деревья, через это мы воспитываем общество. Причем не только молодое, но и старшее поколение перевоспитываем, которое говорит: «Невозможно оживить пеньки» (улыбается).
Расул Хайбуллаев