Дагестанский народ никогда не забудет трагедию, принесенную в город Кизляр и селение Первомайское Хасавюртовского района чеченскими боевиками в январе 1996 года, и своих сыновей, героически погибших при освобождении земляков, взятых в заложники. Один из них – лейтенант милиции Марат Омаров.
Марат Омаров родился в Кизилюрте. После окончания там общеобразовательной средней школы работал токарем на заводе. Затем был призван в ряды Вооруженных сил. Служил в войсках противовоздушной обороны в городе Солнечногорске Московской области. Отделение, которым командовал Марат, всегда находилось на переднем крае. За добросовестное выполнение своих обязанностей командование части всегда отмечало его. Он ставился в пример своим сослуживцам, был талантливым организатором и способным командиром.
Марат учил своих подчиненных добросовестно исполнять свой долг перед Родиной. Командование части послало благодарственное письмо его родным. В нем они благодарили родителей солдата за то, что они воспитали в сыне любовь к Родине, инициативность, преданность порученному делу.
СВЯЗАЛ СВОЮ ЖИЗНЬ С МИЛИЦИЕЙ
Из армии наш герой вернулся в чине младшего сержанта. Потом более двух лет работал штукатуром в кооперативе «Комфорт» в родном Кизилюрте. Но не смог он жить спокойной жизнью, когда в стране царила преступность и нарушался порядок.
Марат принял решение связать свою жизнь с милицией и бороться с преступниками. Сознательно избрал опасную и беспокойную работу. В начале работал милиционером полка ППСМ при Управлении внутренних дел Махачкалы. Затем был стажером специального отряда быстрого реагирования (СОБР) Управления по борьбе с организованной преступностью (УБОП) при МВД РД. Вскоре, учитывая способности, знания и деловитость, Марата назначили на должность оперуполномоченного.
Отец был солидарен с его решением работать в органах правопорядка. Но при этом сказал: «Профессию, сын мой, выбирай какую хочешь, но где бы ты ни был и кем бы ты ни работал, только честь и совесть горца не срами, сохрани достоинство мужчины».
Этому наставлению отца Марат следовал до конца своей жизни. Ни разу не изменил он доверию, которое оказывали ему на работе. С криминалом боролся жестко и решительно. Не боясь ничего, несмотря на опасность, шел он на преступников. Ему присущи были стойкость, бесстрашие. Любил Марат свою работу и большее время посвящал ей. Старался порученное дело выполнять, не откладывая его в долгий ящик.
Вместе с работой повышал свой образовательный уровень – заочно учился на юридическом факультете Махачкалинского института бизнеса и права. За хорошие результаты, которых добился за короткий срок, он был награжден нагрудным значком «За отличную службу в МВД», не раз получал от руководства Министерства внутренних дел по РД и УБОП грамоты, благодарности и денежные премии.
«За время работы в СОБР, – говорится в характеристике, выданной ему руководством МВД, – Марат себя показал с очень хорошей стороны. Он порядочный, физически подготовленный, смелый сотрудник правопорядка. Пользовался уважением у коллег. Всегда был собранным, сообразительным, хорошо знал свое дело. Активное участие принимал во всех мероприятиях и специальных операциях, проводимых Управлением по борьбе с организованной преступностью».
9 ЯНВАРЯ 1996-ГО
В апреле 1994 года вместе с другими сотрудниками СОБР он принимал участие в поиске и задержании особо опасных преступников Малкандуева
и Узденова, которые разыскивались федеральными правоохранительными органами за совершение многократных бандитских нападений и убийств, в том числе за убийство сотрудников УБОП Кабардино-Балкарии.
Особенно решительно и смело вел себя Марат в июне того же года при задержании бандитов, которые скрывались на территории Чечни после взятия в качестве заложников сорока человек вместе с автобусом в Кавказских Минеральных Водах.
С его участием также задержали шесть боевиков, которые везли много оружия из Азербайджана в Чечню через дагестанские горы. Потом Марат участвовал в операциях по освобождению людей, которых террористы держали в заложниках в автобусе, следовавшем из Махачкалы в Пятигорск, а также в задержании солдат, ехавших с большим количеством оружия, боеприпасов и обмундирования с целью продать их чеченским боевикам.
Марат очень любил автомашину. Может быть поэтому он вместе с основной работой добровольно и бесплатно выполнял обязанности водителя начальника СОБР (из-за отсутствия штата у того не было водителя). Когда машина выходила из строя, он за свои деньги покупал запчасти, ремонтировал ее, и она всегда бывала на ходу.
В тот трагический день, 9 января 1996 года, когда боевики напали на Кизляр, Марат вернул начальнику ключи от автомашины, заявив, что он должен вместе с ребятами поехать защищать Дагестан. Так как он и его машина нужны были здесь, то есть в Махачкале, руководство УБОП не отпускало его в Кизляр. Но Марат добился своего и уехал вместе с ребятами. В Кизляре он, как автоматчик и пулеметчик, в составе группы сотрудников СОБР отчаянно воевал против радуевских боевиков. А 16 января в Первомайском во время атаки с целью освобождения дагестанцев, которых держали радуевцы в качестве заложников, он в течение 10-12 часов уничтожил несколько боевых точек. Но этот день для Марата и его товарищей по оружию тоже оказался роковым. Когда пошли в атаку во второй раз, на первую группу СОБР посыпался дождь пуль. В результате семеро СОБРовцев были ранены, а двое получили смертельные ранения. Тогда на помощь друзьям поднялась вторая группа СОБР, в которой находился и М. Омаров. Но в этом неравном бою коварная пуля чеченских боевиков оборвала жизнь Марата. Так героически погиб этот отважный горец. Если бы остался в живых, то 24 июня этого года Марату исполнилось бы 44 года. За проявленную отвагу и смелость в военных действиях против чеченских боевиков он был награжден орденом Мужества (посмертно).
«ОН БЫЛ ГОТОВ И В ВОДУ, И В ОГОНЬ…»
Арзулум Ильясов, начальник СОБР:
– Марат был человеком, которому можно было доверять и на кого можно было опереться. Добродушный, крепкий и энергичный сотрудник. Всегда старался в работе не отставать от других сотрудников, принимал участие во всех операциях и мероприятиях, проводимых СОБР. Когда узнал, что одна группа наших сотрудников едет в Чечню, чтобы освободить людей, которых террористы взяли в качестве заложников, Марат пришел ко мне и выразил желание поехать с нами. Когда я отказал ему в этом, он прислал ко мне людей с просьбой. А не хотел я его брать Чечню, так как он только что вернулся из командировки. До этого Марат 45 дней провел на границе с Чечней в полевых условиях. Поскольку я его не взял на эту операцию, он долго держал обиду на меня. Марат всегда был готов и в воду, и в огонь за друзей-товарищей. С жизнью он расстался тоже, спасая от смерти своего командира. И Марат, и другие наши товарищи погибли на поле битвы, как погибают герои. И если суждено умереть, я с честью приму такую смерть. Дагестанская милиция дала дудаевцам достойный отпор. Сам Радуев это признал. После этих событий мое отношение к дудаевцам полностью изменилось. Разве они мужчины? Трусы, стреляющие из-под подола женщин. Разве мы не могли погнать впереди себя их соплеменников?..
Муса Мусаев, тогда заместитель начальника СОБР:
– Я и Марат плечом к плечу трудились со дня организации СОБР. Вместе ходили на оперативно-следственные мероприятия. Он никогда не унывал, не проявлял слабости. Был человеком с открытой душой, близко принимающим чужую беду, готовым ее разделить и быть стержнем коллектива. За это сослуживцы его любили и уважали.
Шапигула Алигаджиев, начальник оперативно-военного отделения СОБР:
– Марат был веселым, шутливым человеком. Всегда бывал в настроении, старался и другим тоже его поднять. При разговоре на его лице обязательно присутствовала улыбка. Когда он отсутствовал на работе, то чувствовалось, что чего-то не хватает. Если ему удавалось кому-нибудь помочь, он целый день ходил радостный.
Он был не только хорошим товарищем, но и заботливым сыном для родителей. Марат всегда заботился о них. Однажды перед праздником купил им цветной телевизор. Его радости не было предела от того, что этим подарком они остались очень довольны. Если на улице видел, что кто-то хулиганит, Марат никогда не проходил мимо, как это делают некоторые сотрудники правоохранительных органов. Он подходил к ним и старался урегулировать конфликт. Какую бы операцию ни проводили мы, Марат занимал переднюю позицию. Был очень преданным и неотступным. Аккуратно ходил на тренировку по рукопашному бою и имел успехи в этом виде спорта. На обед в столовую один никогда не ходил. Всегда брал нас с собой. Когда узнали о смерти Марата, работники столовой, как увидели меня, сразу заплакали, говоря, что он был их другом.
Шамиль Омаров, брат Марата:
– Марат очень любил жизнь, людей. С ним легко находили общий язык. Почти все свое время отдавал работе. Поэтому отец называл его «двоюродным братом государства». В свободное время он жадно читал художественную литературу. Бывало, книги он покупал на последние деньги.
Не любил ложь, несправедливость, сплетни. Говорил, что мужчина должен не сплетничать, а в лицо говорить. У него было много друзей. Когда Марат погиб, из многих городов приезжали на соболезнование его друзья и знакомые.
В те трагические для Дагестана дни мне удалось побывать в Первомайском. При встрече Марат мне сказал, что они должны идти в атаку. «Может быть, среди нас будут и потери. Но не говори матери, что я в Первомайском», – попросил он. А через три дня мы получили сообщение о смерти Марата в схватке с чеченскими боевиками.
Вот так родители Патимат и Али из села Ругуджа Гунибского района потеряли своего славного сына. Жена – любимого мужа, шестилетний Тимур и двухлетний Мурад – дорогого отца.
В одном стихотворении Расула Гамзатова есть такие строки:
«Моей земли не умирают люди,
Пусть даже бой, –
Я наш закон пою:
Родился мальчик, и носить он будет
Живое имя павшего в бою».
После смерти Марата его имя дали сыну Мураду. Когда вырастет, конечно, он будет гордиться своим отцом, помнить его героический подвиг, совершенный ради простых людей. Отец будет всегда служить примером для него.
Ниматула НУРМАГОМЕДОВ