Почему мы постимся днем, а не ночью?
М. Гаджимурадов, Махачкала
Пост в месяц Рамадан является одним из столпов ислама. Всевышний Аллах предписал нам поститься в одном из двенадцати месяцев года и сделал этот месяц самым благодатным временем во всем году. Следовательно, главной причиной, по которой мы держим пост в дневное время, а не ночью, считается то, что таково было указание на это нашего создателя Всевышнего Аллаха. Кроме того, в соблюдении поста в дневное время сокрыта глубокая мудрость, которая отсутствует в соблюдении поста ночью. Так как основной целью соблюдения поста при воздержании от еды, питья и прочих телесных наслаждений является воспитание своего эго, а для того чтобы достичь этой цели, необходимо соблюдать пост днем, а не в ночное время. Соблюдение поста кардинально отличается от других столпов ислама тем, что Всевышний Аллах отнес его к Себе, ибо Всевышний Аллах сказал, как об этом поведал Посланник Аллаха (с.а.с.): «Вознаграждение за каждое благое деяние человека (потомка Адама) увеличивается минимум в десять раз и может достигать семисот раз. Всевышний Аллах сказал: “Кроме вознаграждения за пост, ибо, поистине, он (совершается) для Меня, и Я воздам за него (человек держит пост только ради Меня)”». (Ибн Маджа).
И Всевышний Аллах в священном Коране говорит [смысл]: «Поистине, терпеливым (тем, которые терпели ради довольства Аллаха) дается их награда в Вечной жизни без счета и без ограничения» (Сура Аз-Зумар, 10).
А пост – половина терпения, как об этом сказал Посланник Аллаха (с.а.с.):
«Пост – половина терпения» (Тирмизи).
Следовательно, вознаграждение за него превосходит все пределы определения размеров и счета.
О постящемся Пророк (с.а.с.) сказал: Всевышний Аллах сказал: «Мой раб ради Меня оставил свои желания и наслаждения, свою еду и питье. Пост соблюдается для Меня, и Я воздам за него» (Имам Ахмад).
Человеку, который будет соблюдать пост весь световой день, воздается бессчетно, его награды безмерны, ибо пост – ради Аллаха и чтим, потому что относится к Нему. Даже если человек исполняет все свои поклонения ради Аллаха, то Всевышний Аллах отнес соблюдение поста к себе, подобно тому как Он почтил Каабу отнесением ее к Себе, тогда как вся земля вместе со всем содержимым является Его владением и собственностью. И это сделано так по двум причинам:
Во-первых, пост – это воздержание и отказ от того, чего желает нафс (эго) человека. И такое воздержание само по себе есть нечто скрытое, в нем нет действия, которое можно увидеть воочию. Другие обряды и поклонения обычно совершаются прилюдно, а воздержание и отказ постящегося видны лишь Всевышнему Аллаху, ибо пост – скрытое действие, которое совершается одним лишь терпением.
Во-вторых, пост – это средство для преодоления врага Аллаха, ибо орудие шайтана – это плотские страсти, а они усиливаются от еды и питья. Следовательно, воздержание от еды и питья расслабляет позиции шайтана, и постящийся может с легкостью победить его.
Помимо воздержания от явных действий, которые нарушают пост, имеются также и сокровенные условия поста, без соблюдения которых постящийся не получает вознаграждения за свой пост. Более того, такой пост не принимается Всевышним Аллахом.
Муслим АБДУЛАЕВ, теолог ислама