В Махачкале сегодня реализуется проект «Открой мир» благотворительного фонда по поддержке детей с ограниченными возможностями здоровья «Мой солнечный мир», который стал победителем первого конкурса 2020 года Фонда президентских грантов. О том, что предполагает этот проект мы спросили у президента фонда Бегум Багандовой.
«Проект направлен на создание благоприятной атмосферы для получения образования детьми с ментальными нарушениями в общеобразовательной школе. Идея проекта возникла в ходе работы благотворительного фонда с семьями детей с ОВЗ. К нам все чаще стали обращаться родители детей с ментальными нарушениями с просьбой помочь в выстраивании взаимоотношений со школой, куда должен пойти их ребенок.
В работе фонда мы очень часто сталкиваемся с тем, что идет отторжение ребенка, когда он приходит в школу, особенно это касается детей с ментальными нарушениями. Путем проведения встреч и бесед, как с родителями особенных детей, так и с работниками школ мы выяснили, что причиной проблемы являются несколько факторов:
Во-первых, многие педагоги испытывают чувство тревоги, когда к ним в класс приходит ребенок с ментальными нарушениями, так как боятся не справиться с возросшей ответственностью, не все учителя понимают суть и готовы к новым профессиональным ролям.
Во-вторых, родители нормативно развивающихся детей испытывают сомнения и возражают против того, что в классе присутствовали «особые» учащиеся. Они опасаются, что это приведет к тому, что все внимание педагога будет направлено на этих детей, а их дети не получат необходимую помощь.
В-третьих, сами родители особенных детей не всегда готовы отдать своего ребенка в обычный класс, так как боятся, что его обидят и ему будет тяжело справиться с этим.
Все эти проблемы связанны с тем, что не проводится информационно-просветительская, разъяснительная работа по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса – родителями детей с ментальными нарушениями, обучающимися и их родителями, педагогическими работниками.
Зачастую именно то, как примут ребенка с ментальными нарушениями в детском коллективе может иметь решающую роль в дальнейшем его развитии, а также сказывается в целом на психологическую атмосферу в семье. Во всем этом ключевую роль могут сыграть сами родители детей с ментальными нарушениями. Именно они могут быть проводниками между ребенком и школой. Просто нужно их этому научить и поддержать.
В связи с этим наша команда провела цикл тренинг-семинаров для родителей детей с ментальными нарушениями. Так же в рамках реализации проекта разработаны и напечатаны методические пособия для родителей детей с ментальными нарушениями. Это все позволит им стать равноправными консультантами для школ в организации инклюзивного образования. Это снимет напряжение, возникающее как у педагогов, так и у родителей нормотипичных детей, когда в класс общеобразовательной школы приходит ребенок с ментальными нарушениями.
Вовлеченность родителей детей с ментальными нарушениями значительно облегчает процесс интеграции их детей в школьный детский коллектив. Наша команда оказывает полную консультативную и информационную поддержку родителям детей с ментальными нарушениями на протяжении всего периода реализации проекта».
Тамерлан МАГОМЕДОВ