Абубакар Мухаммад ибн Муса Ад-Дарбанди (ум. 1145) – дагестанец, автор самого первого энциклопедического труда по суфизму, основоположник норматива исламской этики, был известным богословом своего времени в эпоху жизни имама Аль-Газали. Его труд «Базилик истин и сад тонкостей» – это свод суфийских понятий, правил и морально-этических норм, написанный в жанре энциклопедического словаря.
НАЧАЛО ПУТИ
Абубакар Ад-Дарбанди родился во второй половине XI века в одном из главных мусульманских духовных центров северного Кавказа, Дербенте, который в тот период времени был городом ученых, историков, знатоков хадисов, суфиев и знаменитых суфийских наставников. Отец Мухаммада – Муса ибн Аль-Фарадж Аль-Муаддиб Аль-Лаббад был знатоком адаба – комплекса морально-этических правил и норм поведения ислама. В 70-х годах XI века Ад-Дарбанди приступил к изучению арабской грамматики и основ богословия. Его первым учителем был собственный отец. Затем его воспитанием занялся Йусуф ибн Аль-Хусейн Аль-Баби, а духовным наставником Ад-Дарбанди стал видный шафиитский ученый и знаток мусульманской традиции Абулкасим Аль-Варрак – влиятельный шейх, вхожий во дворец дарбандского эмира и имам квартальной мечети Химс – мечети того же квартала города, в котором родился Ад-Дарбанди. Устаз не только приобщил юного Мухаммада к суфизму, но и сыграл в его жизни решающую роль. У него Ад-Дарбанди изучил хадисы и комментарии к Сахих Аль-Бухари, а также сочинения самого Аль-Варрака. Обучение Мухаммад проходил не только у своего устаза, но и у других видных богословов шафиитского мазхаба как Дербента, так и близлежащих областей. В формировании взглядов Ад-Дарбанди сыграли большую роль такие известные богословы Дербента XI столетия, как историограф правителей Дербента и знаток хадисов Юсуф Аль-Лакзи, один из влиятельнейших шейхов Дербента Маммус Аль-Лакзи, упомянутый нами выше суфий и духовный глава общины шафиитов в Дербенте Абуль-Касим Аль-Варрак; суфий и алим Абульхасан Аль-Джурджани и другие видные ученые-богословы.
ЭТАП СТАНОВЛЕНИЯ
К середине 80-х годов XI столетия Абубакар Ад-Дарбанди уже завершил обучение на родине и для продолжения учебы предпринял поездку в другие центры исламского образования, среди которых были священные города мусульман Мекка и Медина, столица Халифата того периода Багдад, персидский Исфахан и другие области исламского мира. В течение нескольких лет Абубакар Ад-Дарбанди учился в медресе Ан-Низамия в Амуле (ныне Туркмения).
Здесь надо сказать несколько слов о Низамии, точнее Низамиях, так как они представляли собой группу из нескольких медресе, расположенных практически в каждом более или менее крупном городе халифата, среди которых был даже дагестанский Цахур. Свое название они получили от имени собственно основателя и покровителя этих медресе Низам Ал-Мулька – визиря сельджукских султанов, одного из выдающихся деятелей средневекового мусульманского Востока. Низамии были первыми высшими учебными заведениями в мусульманском мире и по качеству образования превосходили все остальные медресе и были известны далеко за пределами халифата.
К началу 90-х годов XI века Ад-Дарбанди, приобретя солидный багаж знаний, возвратился в Дербент, где под влиянием своего учителя Абульхасана Аль-Басри написал свое первое сочинение «Шарх Аш-Шубухат». В этот же период своей жизни он организовал в городе и собственный семинар (маджлис). На своих семинарах Ад-Дарбанди читал лекции по суфизму.
И СНОВА В ПУТЬ…
Но жить и творить во благо ислама и своего народа в Дербенте Мухаммаду Ад-Дарбанди довелось недолго. В конце 1098 года общественно-политическая обстановка в Дербенте изменилась, и алим оказался в опале у местного правителя. Не желая быть причиной смуты и опасаясь за свою жизнь и здоровье, богослов покинул родину и переселился в Багдад, где в почете и душевном спокойствии и прожил оставшуюся жизнь.
Будучи центром мусульманской духовной жизни, Багдад всегда притягивал к себе не только ищущих знаний мюридов, но и вполне зрелых ученых. Во второй половине XI века это был огромный город, разделенный на множество кварталов, в которых жили представители самых разных племен и народов, религиозных толков, школ направлений. Каждый путешественник по прибытии сюда в первую очередь наводил справки о своих земляках и собратьях по вере. Ад-Дарбанди нашел приют у Абу Абдуллаха Маммуса Аль-Лакзи.
В столице халифата Ад-Дарбанди посещал различные суфийские собрания и кружки, в частности, последователей выдающегося суфия Аль-Джунайда Аль-Багдади.
ИСТОРИЧЕСКИЙ ТРУД
Мухаммад ад-Дарбанди является автором книги «Райхан аль-хакаик ва-бустан ад-дакаик» («Базилик истин и сад тонкостей»). Сочинение стало наиболее значительным из дошедших до нашего времени памятников раннего суфизма на Кавказе, в ту пору северной периферии халифата. Анализ книги наглядно демонстрирует, что широкое внедрение мусульманской идеологии на Северном Кавказе происходило именно в форме суфизма, что схоже с процессами, происходившими на других окраинах Халифата.
Относя суфийские ценности к общеисламскому наследию, Ад-Дарбанди явился идейным предшественником Имама Аль-Газали.
ПОСЛЕДНИЕ ДНИ
В изгнании Ад-Дарбанди провел 47 лет жизни, в течение которых он дал своим ученикам глубокие знания в различных областях исламских наук, особняком среди которых стояла наука очищения сердца от душевных пороков – суфизм. Умер Абубакар Ад-Дарбанди в 1145 году в Багдаде, где и был похоронен. Точное место его погребения остается неизвестным.
Махач ГИТИНОВАСОВ, теолог ислама