Среди девяти муниципальных учреждений дополнительного образования Махачкалы есть одна школа, в которой на протяжении 48 лет детей обучают изобразительному искусству – живописи, декоративно-прикладному творчеству, основам дизайна, истории и теории искусства. Рассказать об истории школы мы попросили ее директора – заслуженного работника культуры Дагестана, лауреата Премии Правительства России в области культуры Гюльнару Мамашеву.
– Детская художественная школа, образованная в 1973 году, в мою жизнь вошла в начале 80-х и, навсегда связав меня с искусством, стала вторым моим домом по сегодняшний день. Располагалась школа в те годы на окраине Махачкалы, в не очень приспособленном для занятий помещении. Но уже в 1975 году состоялась Первая республиканская выставка в Клубе рыбников, а затем в новом кинотеатре «Россия». Спустя пару лет школа уже принимала участие в международных конкурсах, которые принесли первые медали. Школа стала известна во всем Дагестане и за его пределами. В длинном перечне заслуг не только награды, но и имена выпускников – известных художников, архитекторов, журналистов, дизайнеров. Бывшие выпускники школы, продолжив учебу, стали преподавателями художественного училища и института искусств, вернулись в родную «художку». Так и я вернулась сюда 28 лет назад, и вот уже 9 лет как директор.
Без малого 50 лет существует наша школа, и существует успешно. На сегодняшний день она остается единственным образовательным учреждением, где рисованию обучают профессионально, придерживаясь традиций русской академической школы.
В 2013 году в соответствии с Законом «Об образовании» школа одной из первых в Дагестане начала перестройку своей работы по новым федеральным государственным программам предпрофессиональной направленности. Сохранив основную функцию – преподавание таких предметов, как живопись, рисунок, композиция, история искусств, школа теперь совсем не та, которой была десятилетия назад. Это больше, чем просто образовательное учреждение, и больше, чем просто культурное заведение.
– Что изменилось в школе с принятием новых программ?
– Школа изменилась принципиально. Во-первых, укрепился ее материально-технический уровень. Школа должна соответствовать для реализации этих программ как обязательное условие. Благодаря поддержке Управления культуры, на сегодняшний день мы имеем все необходимое для полноценного учебного процесса. Все классы станковой и декоративной композиции оборудованы компьютерами, проекторами, аудиосистемами. Кабинеты рисунка, живописи на сто процентов оборудованы мольбертами, стеллажами и другой учебной мебелью. Во-вторых, в школе меняется коллектив преподавателей, приходит новое, молодое поколение креативно мыслящих людей, желающих работать и проявлять свою индивидуальность. В-третьих, новые программы уже показали свою жизнеспособность. В прошедшем учебном году мы провели третий выпуск учащихся, освоивших программу и решивших продолжить образование в художественном училище. То есть стать профессиональными художниками.
Давно замечено, что дети, занимающиеся рисованием и лепкой, лучше говорят и пишут, легче запоминают иностранные слова, быстрее усваивают грамматику.
– А детям не скучно? Бытует мнение, что учить рисованию не нужно, они должны иметь свободу самовыражения?
– Проверено опытом: если ребенку у нас скучно, то ему просто скучно учиться. «Не учите меня рисовать»? Можно и не учить. Не обучаясь, иногда, в редком случае, можно добиться быстрого успеха. Как правило, не надолго. Но при любом успехе человек рисующий не становится профессионалом. Даже минимальное образование в области живописи позволит ему это хобби сохранить и здраво оценивать. Для самовыражения можно посоветовать изостудии, частные уроки.
– Гюльнара Нажмудтиновна, 8 декабря в Международный день художника вам вручили Почетный золотой знак Российского профсоюза работников культуры. Это далеко не первая ваша награда. Что вы чувствуете, когда получаете высокую оценку?
– Награда для меня не самоцель, а скорее, ответственность. Каждая награда – подтверждение того, что я делаю свою работу правильно. Каждая награда – это определенный рубеж, планка, которая взята. А дальше новые горизонты, новые достижения. С приходом нового начальника Управления культуры города Фарида Абалаева школе был дан новый старт и движение. По его инициативе и поддержке при школе создается Первая детская галерея, которая сделала школу местом, где воплощаются мечты. Первые и последующие творческие проекты имели огромный успех у зрителей. Рисунки учащихся и детское творчество представлялись в проектах замысловатыми артобъектами, инсталляциями, пластическими формами и объемами, в которых воплощались креативные идеи и художественные образы. Чего стоят одни названия: «Живое море», «Сказка, рассказанная на ночь», «Бумажный солдат», «Приглашение к путешествию», «Шелковый путь», «Алиса в Стране чудес», «Фильм, фильм, фильм», «Театральный альбом», «Время играть» и многие, многие другие.
– Что бы вы посоветовали родителям, которые не решаются отдать ребенка в художественную школу, как директор и как многодетная мама?
– И как мама, и как директор, отвечаю однозначно – учить! Есть много причин, чтобы отдать ребенка в художественную школу, и их должны знать современные родители. Занятия рисованием воспитывают волю и дисциплину: заниматься надо постоянно, регулярно и без перерывов. Почти с тем же упорством, с каким чемпионы тренируются в спортзале. Кстати, мой старший сын всерьез занимается спортом. Дочь увлекается танцами и рисованием. Младшему сыну все это еще предстоит. Давно замечено, что дети, занимающиеся рисованием и лепкой, лучше говорят и пишут, легче запоминают иностранные слова, быстрее усваивают грамматику. Занимаясь рисованием, ребенок развивает и математические способности. Он пространственно мыслит, рисуя с натуры и по воображению, манипулирует абстрактными цветовыми фигурами. Психологи доказали, что маленькие художники, если даже не слишком преуспели в развитии художественных навыков и памяти, зато обошли своих сверстников по уровню мышления. Художественные занятия в детстве – это воспитание характера, восприятие красоты на всю жизнь. Искусство – лучший путь к жизненному успеху. Поэтому, считаю, что за дополнительным образованием – будущее наших детей.
Али АЛИЕВ