Почетный гражданин Махачкалы, обладатель медали «За доблестный труд», народный артист Дагестана, председатель Союза музыкантов РД, член Общественной палаты Махачкалы, профессор ДГПУ Хан Баширов – достойный продолжатель традиций дагестанской интеллигенции. Он вспоминает об известных махачкалинцах, внесших свой вклад в культурную и общественную жизнь города и республики.
ПРОСВЕТИТЕЛИ И ПРОПАГАНДИСТЫ
– Этих двух людей можно по праву назвать истинными интеллигентами. Речь о коренных махачкалинцах: известном ученом-геологе Димире Мирзоеве и писателе, сатирике и драматурге Наримане Алиеве. Мы их включили в «клан» интеллигентов не потому, что они занимались гуманитарными профессиями, которые принято называть чисто «интеллигентскими». Они были (да, к сожалению, были. Димир Мирзоев ушел из жизни в 2003 году, а Нариман Алиев два года спустя) интеллигентами по зову души и призванию. Они знали друг о друге по Махачкале давно, но подружились, за несколько лет до ухода обоих из жизни. Димир Абдулаевич часто повторял фразу «Есть такая национальность – “махачкалинец”». Вот они и принадлежали к этой национальности.
Это люди, о которых принято говорить «человек с активным общественным лицом», их в республике знали хорошо. Они часто участвовали в различных комиссиях, заседаниях президиумов, совещаниях, конференциях и встречах с простыми дагестанцами. По большому счету они были просветителями, пропагандистами культуры и науки родного края.
ДУМАТЬ О БУДУЩЕМ
На мой взгляд, именно такими и должны быть настоящие интеллигенты, у которых патриотизм, любовь к Дагестану не поддельные, как у некоторых, а настоящие и искренние. Еще и еще раз в этом убеждался в ходе разговоров с этими неординарными людьми о роли интеллигенции в дагестанском обществе.
Каждый человек должен иметь шанс пересмотреть свои взгляды. И нельзя обвинять их во флюгерстве, предательстве.
И мне стало многое понятно в расшифровке этого понятия. Если подразумевать образованность, умение культурно разговаривать, быть опрятным, наконец, подобающим образом вести себя в обществе, то это лишь внешние атрибуты таких понятий, как «интеллигент», «интеллигентность». Димир Мирзоев и Нариман Алиев сетовали на то, что в Дагестане много интеллигентов или людей, называющих себя таковыми, но нет интеллигенции как общественной ячейки, которая может повлиять на состояние общества. И это было не оскорбление кого-то, а констатация существующих реалий. Если мы хотим построить достойное общество, мы должны распространять «вирус» интеллигентности. Поэтому очень важно думать о нашем будущем, о нашей молодежи, никакая модернизация невозможна без наличия большого слоя интеллигентных людей.
НЕ НАДО МОЛЧАТЬ
Можно ли отожествлять понятия «голос общественности» и «голос интеллигенции»?
Димир Абдулаевич отвечал на этот вопрос так: «Голос общественности – это более широкое понятие, оно какое-то размытое. А к голосу интеллигенции власть прислушивается больше, потому что у интеллигенции есть множество форм и способов воздействовать на власть…». Оба – и Нариман Алиев, и Димир Мирзоев – считали, что научная и творческая интеллигенция не должны отказываться от контактов с властными структурами, а вот если где-то они не правы, особенно в отношениях с народом, то интеллигенция не должна молчать. От такой возможности отказываться не имеет права. Это конструктивный подход. Не нужно прятать, как страусы, «голову в песок».
Они были частыми гостями на телеэкране, на страницах периодических изданий. Выступая на телевидении, в газетах, они чувствовали, что представляют определенный слой интеллигенции республики.
Это люди разного возраста и профессий – преподаватели, научные сотрудники, хозяйственники, которых увлекает история, любовь к родному краю. Это не какая-то формально зарегистрированная общественная организация, а просто единомышленники.
И еще. Оба считали, что каждый человек должен иметь шанс пересмотреть свои взгляды. И нельзя обвинять их во флюгерстве, предательстве. В частности, Димир Мирзоев и Нариман Алиев восхищались мужеством и стойкостью настоящего интеллигента и правозащитника Вазифа Мейланова, вышедшего на центральную площадь Махачкалы в перестроечное время с плакатом в защиту Андрея Сахарова.
Они были согласны с известным драматургом Рустамом Ибрагимбековым, который говорил, что элитарность, интеллигентность – это мировоззрение, в котором духовные ценности превалируют над материальными. Именно такими и были Нариман Алиев и Димир Мирзоев.
Их имена стоят в ряду выдающихся дагестанцев, настоящих интеллигентов, таких как Расул Гамзатов, Расул Магомедов, Амри Шихсаидов, Сакинат Гаджиева, Мамайхан Агларов, и многих других. Этот список можно было бы продолжать. И в нем по праву находятся Димир Мирзоев и Нариман Алиев.
P.S.: А вот эту басню Наримана Алиева под названием «Кот и вол» Димир Абдулаевич очень любил, считая ее весьма злободневной и актуальной.
В одной конторе целый год
Сидел и не работал кот,
То спит блаженным сном,
То песню вдруг мурлычит,
То вдруг ему приспичит
В рабочие часы сбежать тайком,
То гладит смачно длинные усы,
То смотрит на часы
И в мыслях их клянет:
– Чертовски время медленно идет!
И шельма в ус не дул, и глазом не моргал,
Когда зарплату получал.
В конторе думали, судили и рядили –
Что делать с ним?
Кот, судя по всему, неисправим!
И вот коллегиально порешили:
Чтоб у кота пошли дела,
Ему в помощники назначили вола.
И вол тянул работу аккуратно…
Мораль?
И без морали все понятно!
Записал Эдуард ЭМИРОВ