От куначества и отходничества до наших дней

По мнению профессора научно-исследовательского института Управления экономики, политики и социологии Дагестанского государственного университета народного хозяйства, доктора географических наук Шахмардана Мудуева, «в прошлом общение народов Дагестана посредством обмена товаром в большей степени носило приграничный характер. А в высокогорном Дагестане даже жители множества населенных пунктов одной общины, владения, ханства или округа, района жили оторванно друг от друга. Многочисленные чужеземные и внутренние нашествия и войны оставляли тяжелый след недоверия, поселения превращались в своего рода укрепления и крепости по своему местоположению, характеру застройки и значению. В этих условиях, естественно, было не до туризма.

Великие ученые, посещавшие Дагестан, восхищались культурой, возникшей в такой оторванности и изолированности от общецивилизационных процессов. Ученый-генетик, академик Николай Вавилов, побывавший почти во всех уголках мира, посещал и самые отдаленные села Лакского, Гунибского и других районов высокогорного Дагестана. Он выражал свое изумление культурой землепользования и землевладения горцев, наличием адаптированных и высокоурожайных сортов зерновых и бобовых культур. Полная занятость людей хозяйством не могла создать условия для формирования индустрии туризма. Если и были какие-либо перемещения, то только в хозяйственных целях, немногие пешком ходили в хадж…

ТУРИЗМ

– А можно ли считать, что в прошлом куначество в Дагестане сформировалось как вид туризма?

– На протяжении веков создавалась система гостевых визитов и взаимного гостеприимства, названная куначеством. Куначество, возможно, и стало, чуть ли не единственным видом существования культурного и образовательно-познавательного туризма в системе гостеприимства и обмена. Незнакомец, приходя в аул, сразу же направлялся на годекан. Далее селяне, приглашая на ночлег или на угощение, предлагали стать кунаком. Если в другой раз гость без ведома кунака гостил у другого, то это воспринималось как оскорбление. Кунак мог рекомендовать также своего родственника или знакомого своему кунаку, и он становился его кунаком и так далее, независимо от этнической, религиозной принадлежности. Система куначества была строгой и безотказной.

Кунаки своих детей-подростков часто посылали в соседние селения, в селения других народов на обучение воинскому делу, религиозным канонам, ремесленному мастерству, изучению языков. В XIX веке рост населения с одной стороны, истощение природных ресурсов и хозяйственных возможностей – с другой, затрудняли жизнеобеспечение людей, особенно в горах. Постепенно мужское население расширяло места приложения своего труда и добывания хлеба. Возникшее в силу крайней необходимости и объективных причин отходничество стало для многих дагестанцев жизненно важным занятием, но с другой стороны, способствовало имущественному разложению крестьянства, втягивая его в сферу денежных отношений, вело к разрушению консервативной идеологии. Оно играло значительную роль в период становления капитализма. Просачивание капиталистических отношений в сельскую местность дало мощный толчок ремесленному делу и сделало горцев более мобильными, подвижными, они стали посещать другие территории за пределами Дагестана. В этот период началось возникновение элементов туризма, так как не только на заработки стали выезжать, но и на лечение и отдых.

Люди постепенно стали оказывать платные услуги в гостеприимстве и сами получать от них услуги разного характера и в местах пребывания. Такие связи дагестанцев установились с территориями Северного Кавказа, Азербайджаном, Грузией, Арменией, с Поволжьем, Средней Азией и с целью реализации продукции собственного производства и покупки промышленных товаров. Считать, что в этот период они были вовлечены в туризм нельзя. В основном вынуждены были зарабатывать на хлеб.

 

В туристской индустрии динамика роста объемов предоставляемых услуг приводит к увеличению числа рабочих мест намного быстрее, чем в других отраслях. Это – настоящий катализатор социально-экономического развития.

 

С середины XX столетия Дагестан попал в зону развития лечебно-оздоровительного и морского туризма, хотя в 70-х годах этот процесс создания курортной зоны на каспийском побережье затормозился, дело ограничилось строительством санаториев «Талги», «Каспий» и позднее «Дагестан». Была создана сеть турбаз, молодежных и детских лагерей, как на побережье, так и в Буйнакском, Карабудахкентском, Дербентском районах.

К 1990-м годам был накоплен определенный потенциал туристско-рекреационного комплекса, общая емкость туристской сети и оздоровительных учреждений составляла 42 тыс. мест. Основными объектами размещения оставались перечисленные санатории, турбазы профсоюзов, многочисленные ведомственные пионерские лагеря (185 объектов). Это позволяло в то время принимать по некоторым источникам до 300 тыс. туристов.

Всего же за сезон в Дагестане, включая самих дагестанцев и неорганизованных туристов – «дикарей», отдыхало до 500 тыс. чел. Однако эта статистика тоже вызывает сомнения. И все же потребность в путевках на туристско-экскурсионные и санаторно-курортные услуги значительно перекрывала возможности рекреационной сети республики. Летний отдых в санаториях, домах отдыха, экскурсионные поездки и туристические походы в последние советские годы были тривиальной и почти обязательной частью нашей жизни. Среди обслуживающего персонала летних лагерей было большое число студентов. В целом в туризм дагестанцы не втянулись, и специалистов в этой сфере не прибавилось, а качество оказываемых услуг осталось на том же примитивном уровне.

Организацией туризма занимались государственная структура по организации туризма, бюро молодежного туризма комсомола и профсоюзы. Но инфраструктура туриндустрии была недостаточна, не хватало гостиниц, развлекательных центров, транспорта, ресторанов. В этих трудных условиях организовать эффективный туризм было тяжело. Въездной туризм с бесплатными путевками превращал отрасль в «принудиловку». Путевки «вручались» рядовым работникам Севера страны и они были обязаны стать туристами и приехать в Дагестан.

В то же время партийная и советская номенклатура, их родственники разъезжали, иногда даже два раза в год, по курортам Минеральных Вод и Черного моря, поэтому экономике Дагестана туризм не приносил особых доходов.

РЕСУРСЫ

– Когда же произошел развал туриндустрии в Дагестане?

– Реальный развал туриндустрии как таковой произошел задолго до распада Союза. Выездной туризм с теми жесткими территориальными и финансовыми ограничениями прекратил свое существование с началом перестройки. За относительно короткое время профсоюзы, развалившийся комсомол избавились от своего имущества в туриндустрии, распродав его «по дешевке», а точнее, купив сами у себя. Турбазы, расположенные в зонах основных туристических маршрутов, были переданы под медресе. Выжили только детские лагеря. Они сейчас реконструируются и используются по назначению, но это внутренний туризм, не приносящий доходы и находящийся на бюджетах разных уровней.

Анализ официальной статистики показывает, что туристско-рекреационный комплекс Дагестана (2008 г.) формирует 9% выпуска всей экономики, 7% добавленной стоимости, произведенной республикой, 6% инвестиционных вложений и 1% налоговых выплат. В туристско-рекреационном комплексе трудится 6% занятых в экономике, обеспечивая тем самым производительность труда 560 руб./чел.

Основной вклад в экономику комплекса осуществляется за счет услуг, предоставляемых гостиницами и предприятиями общественного питания (72%). В данном секторе сконцентрировано 53% занятых, которые обеспечивают достаточно высокую производительность труда (по сравнению с другими отраслями экономики) – 752 руб./чел. При этом доля налогов в бюджеты всех уровней составляет 18% (основной объем налоговых поступлений комплекса формируют услуги по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта – 61%).

– Обладает ли Дагестан значительным туристским потенциалом?

– Разнообразная природа, история и культура, насчитывающие несколько тысяч лет, наличие музеев, самобытное народное искусство, теплый песчаный берег моря, леса, горные массивы и многое другое – все это наше богатство.

Выбор туризма как одного из рычагов развития экономики диктуется тем, что республика располагает уникальным и многообразным комплексом рекреационных ресурсов, такими многочисленными памятниками истории, культуры и архитектуры, как цитадель «Нарын-кала», Великая Кавказская стена «Дагбары» с остатками башен (VI век), мавзолей ханов (VIII век) (г. Дербент), древние сооружения в окрестностях Кала- Корейш (IX – X века) (Дахадаевский район) и другие.

К туристским ресурсам Дагестана относятся также своеобразная архитектура горных аулов и художественные промыслы (ковроткачество, ювелирное и гончарное производство, инкрустация по дереву, медно-чеканное и лудильно-паяльное производство).

На территории Южного Дагестана расположен уникальный горный комплекс, представляющий большой интерес для альпинистов (Шалбуздаг – 4149 м; Базардюзи – 4466 м и Ярыдаг – 4100 м над уровнем моря), где проходят чемпионаты России по всем категориям сложности.

Вместе с тем следует признать, что за последние два десятилетия создать новую систему туриндустрии не смогли не только в Дагестане, но и в России. Все продолжается в том же русле, теми же темпами. Правда, грандиозное строительство в Сочи в связи с подготовкой к зимней Олимпиаде в 2014 году сдвинуло дело с мертвой точки, развитие получили курорты Кавказских Минеральных Вод, продолжаются строительно-ремонтные работы и реконструкция старых курортов Дагестана. Надеемся, что в ближайшее время нам не нужно будет увеличивать статистику роста туристов за счет отдыхающих в летних детских оздоровительных лагерях, приезжих к нам гастарбайтеров, нелегалов и дагестанцев, приезжающих домой.

Берег моря застроен бессистемно и вряд ли удастся, избавившись от уже построенных частных жилых комплексов коттеджного типа, принадлежащих политической и экономической элите, передать эти участки под застройку объектов туриндустрии. Нет в столице республики старой части города, которая могла бы послужить объектом посещения. Уникальнейшая гора «Тарки-Тау» ушла под «молоток» и застраивается с совершенно непонятной архитектурой, инфраструктурой.

Немногие дагестанцы ставят своей целью организацию туриндустрии в качестве экономического сегмента. Хотя у нас есть теплое море, горы с альпийскими лугами, запасы лечебных грязей, минеральных источников, не уступающие по своим лечебным качествам известным курортам.

АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА

– Есть ли польза от туризма для дагестанского общества?

– Туризм ведет к созданию большего числа рабочих мест, чем любой другой вид бизнеса. В мире на сферу туризма приходится лишь 6% валового национального продукта, но при этом здесь создается каждое 16-е рабочее место. Такой подход для трудоизбыточного Дагестана весьма актуален.

Однако не все с этим согласны. Если бы количество туристов в Дагестане достигло хотя бы уровня конца 1980-х годов (около полумиллиона человек), то по методологии Всемирной Туристской Организации (ВТО) это привело бы к созданию в республике 45 тысяч рабочих мест – прямой и косвенной (сервис: рестораны, кафе, аграрный комплекс, пищевая промышленность, развлекательные центры и т.д.) занятости.

Кроме того, туризм подталкивает развитие всех иных отраслей экономики: транспорта, связи, строительства, сельского хозяйства, торговли, производства товаров народного потребления, художественных промыслов. В туристской индустрии динамика роста объемов предоставляемых услуг приводит к увеличению числа рабочих мест намного быстрее, чем в других отраслях. Это – настоящий катализатор социально-экономического развития.

– Пострадает ли природа или каковы могут быть последствия развития массового туризма в Дагестане?

– Анализ ситуации показывает, что в Дагестане с охраной природы и без массового туризма не все благополучно, все это требует серьезного осмысления и критического отношения. В Махачкале мы видим, как выносят бытовой мусор из квартир. Посмотрите на канал, проходящий по городу? Это и многое другое показывает, насколько мы, дагестанцы, отстаем, даже от ближайших соседей, не говоря уже о развитых туристических центрах мира. Если мы сможем избавиться от таких недостатков, то туризм, несомненно, может принести республике большую выгоду и не только в плане экономики.

 Эдуард ЭМИРОВ

Предыдущая статья
Следующая статья

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Мэр Махачкалы возложил цветы к памятнику Воину-освободителю

19 апреля Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов вместе с прокурором республики Виктором Эппом возложили цветы к памятнику Воину-освободителю и...

Туристы из Дагестана чаще других пользуются московским метро

По численности пассажиров столичной подземки жители Дагестана входят в топ-5. Пик посещений туристов и командировочных из республики в 2024...

Чуть меньше двух недель остаётся до завершения Декларационной кампании

УФНС России по Республике Дагестан напоминает, что срок представления налоговой декларации по форме 3-НДФЛ истекает 2 мая. Отчитаться необходимо физическим...

В Махачкале выявлено несколько случаев инсценировок ДТП

Вчера в республике Дагестан было зарегистрировано несколько случаев инсценировок дорожно-транспортных происшествий, в том числе и в Махачкале. Об этом...
spot_imgspot_img

Состоялось заседание Молодёжного парламента при Собрании депутатов города Махачкалы

В администрации столицы Дагестана прошло восьмое заседание Молодежного парламента при Собрании депутатов городского округа с внутригородским делением «город Махачкала»....

Мэр Махачкалы высказался о кадровом проекте “Время Героев”

Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов в своем официальном телеграм-канале прокомментировал старт долгосрочного кадрового проект "Время Героев. "Ассаламу алейкум, добрый вечер,...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам