Коррупционные схемы, или Этические стандарты для чиновника

Коррупция представляет главную угрозу для государства. Разработка мер противодействия путем выявления скрытых схем и способов коррупционных правоотношений позволит принять адекватные меры нормативно-правового и криминологического характера по блокированию коррупционных проявлений в регионе. Таково мнение декана юридического факультета ДГУНХ, кандидата юридических наук, доцента, замдиректора Научно-методического центра по вопросам противодействия коррупции ДГУНХ Даци Гаджиева.

АТРИБУТ ОБЩЕСТВА

– Даци Магомедович, что же это за «зверь» такой – коррупция?

Сошлюсь на мнение профессора Д. Шестакова. Он отметил, что «коррупция свойство взаимосвязанных экономической и управленческой подсистем общества воспроизводить неформальные возмездные противоправные управленческие услуги».

Эти отношения относятся к сфере экономики, где создается общественный продукт во взаимодействии с управленческими органами и исполнителями, выполняющими свои функции, при котором субъект права не может реализовать свои законные права в силу различных причин и пытается осуществлять их путем подкупа чиновников и должностных лиц в различных сферах общественной жизни.

Коррупция является неотъемлемым атрибутом общества, издревле существовала и будет совершенствоваться, государство может лишь снизить ее разрушительный потенциал, доведя до некоего терпимого уровня.

Увеличение корпуса государственных и муниципальных служащих сопровождается ростом возбужденных уголовных дел коррупционной направленности на федеральном и региональном уровнях.

В Республике Дагестан в последние годы более 700 чиновников наказаны за коррупцию. С одной стороны, это свидетельствует об активизации правоохранительных органов. С другой возникает вопрос: почему раньше не выявлялись факты коррупции?

– Можно ли сказать, что на данный момент коррупция опережает наше законодательство?

Вы правы, коррупция как сложное социальное явление постоянно эволюционирует, видоизменяясь в зависимости от предпринимаемых мер. Поэтому нужно постоянно изучать эффективность как позитивных мер воздействия на коррупцию (например, повышение зарплат и уровня социального обеспечения полицейских), так негативных (применение мер юридической ответственности).

Правовые и организационные основы противодействия коррупции в Российской Федерации уже сформированы. Однако потенциал для совершенствования законодательства в данной области существует. Речь идет о необходимости формирования системы мер имущественной ответственности за коррупционные правонарушения. Эффективным может стать также использование института конфискации, в том числе расширенной и гражданской конфискации без уголовного осуждения.

– А как обстоит дело с организацией и тактикой защиты лиц, сообщающих о фактах коррупции?

Надо заметить, что принцип защиты информаторов заложен в основу борьбы с коррупцией многих зарубежных государств (Сингапура, США, Южной Кореи, Китая и других). В России такая защита предоставляется в основном государственным и муниципальным служащим. Но необходимо предусмотреть возможность предоставления такой защиты не только публичным должностным лицам, но и гражданам, сообщающим о фактах коррупции.

 

Всецело поддерживаем предложение депутата Госдумы С. Миронова приравнять коррупцию к государственной измене и внести в УК РФ статью о незаконном обогащении.

 

– Какие новые технологии в борьбе с коррупцией предстоит внедрить в ближайшее время?

Многие современные антикоррупционные технологии уже активно применяются. Речь идет об антикоррупционной экспертизе, мониторинге правоприменения, оценке регулирующего воздействия и другом. Особый интерес представляет нейролингвистическая юридическая технология, которая затрагивает вопросы совершенствования языка закона, его мотивационного воздействия на человека. Кроме того, в последние годы стремительно развиваются информационно-правовые технологии систематизации законодательства и обработки правовых данных.

НАУЧНЫЙ АНАЛИЗ

– А что делается для усиления взаимодействия государства и институтов гражданского общества в антикоррупционной сфере?

В выявлении первых признаков коррупционных проявлений упреждающего антикоррупционного воздействия и самоочищения страны и республики не хватает всенародной поддержки и гражданской активности. Эта проблема нуждается в научном анализе и практической реализации. К примеру, в Китае создали единый информационный портал и единый телефон доверия, в рамках которых каждый может оставить информацию о ставших известными ему фактах коррупции. Вопрос о внедрении подобных технологий (проект «телефон доверия») в настоящее время прорабатывается в Республике Казахстан. Такой опыт представляет значительный интерес для реализации и на территории нашей страны. Особые надежды возлагаются на создание абсолютной нетерпимости к коррупции, развитие институтов гражданского общества, свободы средств массовой информации и прозрачность деятельности государства. Однако на практике этим направлениям деятельности следовало бы придать политическую волю, дополнительный импульс и разработать меры прикладного характера.

– Вы сказали о необходимости наказания коррупционеров. Но можно ли одними «посадками» решить проблему?

Если ограничиться этим, то это лишь на 15-20% оздоровит коррупционную атмосферу в регионе. Прежде всего, на наш взгляд, надо глубоко изучить схемы региональной коррупции в рамках расследования уголовных дел коррупционной направленности и разработать меры противодействия.

Коррупционные схемы – это способы и формы обхода закона, а также использование пробелов в действующем законодательстве с целью хищения активов государства противоправным путем для беспрецедентного обогащения узкого круга лиц. Условиями коррупционных проявлений являются: укоренение в общественном сознании стереотипа «Деньги решают все», нечеткие полномочия, алчность чиновников, недостаток всеобъемлющего контроля.

Распространение взяток также свидетельствует о деградации государственных институтов. Чем больше контролирующих, визирующих, разрешающих органов, тем больше объем коррупции, в том числе взяточничества.

Не кажется ли Вам, что законы об иммунитете официальных лиц создают возможности для коррупции?

Кстати говоря, об этом свидетельствует правоприменительная практика. Коррупция становится неотъемлемой частью властных отношений. Выявляются такие схемы в ходе оперативно-разыскной, следственной и судебной деятельности, а также в ходе работы оперчасти в местах лишения свободы. Коррупционные схемы позволяют обнажить складывающуюся ситуацию в регионе в сфере коррупционных проявлений и адекватно выстроить систему противодействия этому злу.

Как правило, организованные преступные группировки не желают раскрывать разработанные ими схемы расхищения финансовых средств, не выдают соучастников и всю вину берет на себя один человек. Лишь на стадии судебного рассмотрения выявляются использованные ими способы и механизмы преступного обогащения. При этом законодатель не обязывает, как раньше, дознавателя, следователя вносить представления о причинах и условиях, способствующих совершению преступлений. В действующем УПК эти обязательства оставлены на усмотрение указанных лиц, что серьезно влияет на эффективность антикоррупционной политики. Вызывает недоумение законопроект о «нечаянной коррупции», если антикоррупционные нормы были нарушены в результате внешних, не зависящих от человека обстоятельств.

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

– Можно ли обозначить некоторые схемы региональной коррупции?

В первую очередь это: расхищение средств из федерального бюджета, когда оформляются поддельные документы о приобретении имущества на сотни миллионов с использованием фиктивных документов; откаты на госзакупках; взятки за право доступа к государственному имуществу; махинации с налогами; взятки на десятки миллионов рублей для назначения на должность главы района и общее покровительство по службе; содействие в условно-досрочном освобождении осужденных, отбывающих наказание за несколько сот тысяч рублей.

Очень редко региональные и муниципальные чиновники сдают подарки, хотя по закону подарок стоимостью выше трех тысяч рублей признается собственностью РФ. Как гласит древнеиндийский трактат «Артхашастра», легче угадать путь птиц в небесах, чем уловки хитроумных чиновников.

– Какую роль играют этические стандарты служебного поведения государственных служащих в противодействии коррупции?

Этические стандарты служебного поведения не могут существовать в отрыве от действительности, иначе их существование – простая формальность. Этические стандарты могут описывать «идеальные состояния», но соответствие им поведения того или иного представителя власти определяется целым рядом факторов. Окружение, воспитание, культура и традиции – все это существенным образом влияет на поведенческую модель государственного и муниципального служащего.

– Какие же вы предлагаете меры для противодействия коррупции?

Во-первых, необходимо проводить антикоррупционный мониторинг с акцентом на выявление причин и условий совершения коррупционных преступлений, а также используемых чиновниками схем коррупции. Было бы неплохо ввести психологическое тестирование, а также использовать полиграф при назначении государственных служащих с целью изучения их предрасположенности к коррупции. Важно вовлечь население, студентов, волонтеров, молодежь, журналистов и институты гражданского общества в реализацию региональной антикоррупционной политики. Всецело поддерживаем предложение депутата Госдумы С. Миронова приравнять коррупцию к государственной измене и внести в УК РФ статью о незаконном обогащении.

Необходимо провести в нашей республике системное исследование клановой коррупции и разработать меры противодействия. Засилье в органах власти и управления кланов – очевидный факт.

В Правительстве РФ были подготовлены поправки, согласно которым госслужащим, которые заявили о взятке, гарантировалось не только вознаграждение, но и конфиденциальность, защита и сохранение рабочего места. Предлагается законодательно закрепить возможность изымать денежные средства чиновников, нажитые нечестным путем. Но нормы о возможности изъятия денежных средств со счетов в законе прописано не было. Сейчас этот пробел устраняется. Уместно было бы ввести должность Парламентского уполномоченного по проверке частных лиц и организаций, получающих средства из бюджета с наделением его соответствующим иммунитетом.

В каждом муниципальном районе и городском округе организовать работу общественных антикоррупционных приемных силами выпускников юридических вузов республики.

Эдуард ЭМИРОВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Коллегия Министерства экономики и территориального развития РД состоялась в Махачкале

Заместитель главы столицы Дагестана Юсупа Умавова Сейфулах Исаков принял участие в расширенной коллегии Министерства экономики и территориального развития РД....

В Махачкале на улице Пражской начат ремонт дороги

В 2024 году на 18 улицах будет проведен капитальный ремонт дорожного полотна в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги»....

Дагестан включается в программу «Семья»

В своем Послании Федеральному собранию Глава России объявил о запуске национального проекта «Семья». Его меры будут действовать до  2030...

В Махачкале в тестовом режиме заработали платные стоянки

В столице начали тестировать платные парковочные места. Тестовый режим продлится до 20 марта текущего года, сообщается в тг-канале мэрии...
spot_imgspot_img

Более 98 тысяч дагестанцев получают СМС-информацию о задолженности по налогам

В Республике Дагестан набирает популярность бесплатная услуга ФНС России «СМС-информирование о задолженности по налогам» - на 1 марта 2024...

Несовершеннолетних участников беспорядков в аэропорту Махачкалы поставили на учет

22 несовершеннолетних жителя республики Дагестан, участвовавшие в несанкционированной акции в аэропорту города Махачкалы, были поставлены на учет в подразделение...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам