Коррупция представляет главную угрозу для государства. Разработка мер противодействия путем выявления скрытых схем и способов коррупционных правоотношений позволит принять адекватные меры нормативно-правового и криминологического характера по блокированию коррупционных проявлений в регионе. Таково мнение декана юридического факультета ДГУНХ, кандидата юридических наук, доцента, замдиректора Научно-методического центра по вопросам противодействия коррупции ДГУНХ Даци Гаджиева.
АТРИБУТ ОБЩЕСТВА
– Даци Магомедович, что же это за «зверь» такой – коррупция?
– Сошлюсь на мнение профессора Д. Шестакова. Он отметил, что «коррупция – свойство взаимосвязанных экономической и управленческой подсистем общества воспроизводить неформальные возмездные противоправные управленческие услуги».
Эти отношения относятся к сфере экономики, где создается общественный продукт во взаимодействии с управленческими органами и исполнителями, выполняющими свои функции, при котором субъект права не может реализовать свои законные права в силу различных причин и пытается осуществлять их путем подкупа чиновников и должностных лиц в различных сферах общественной жизни.
Коррупция является неотъемлемым атрибутом общества, издревле существовала и будет совершенствоваться, государство может лишь снизить ее разрушительный потенциал, доведя до некоего терпимого уровня.
Увеличение корпуса государственных и муниципальных служащих сопровождается ростом возбужденных уголовных дел коррупционной направленности на федеральном и региональном уровнях.
В Республике Дагестан в последние годы более 700 чиновников наказаны за коррупцию. С одной стороны, это свидетельствует об активизации правоохранительных органов. С другой – возникает вопрос: почему раньше не выявлялись факты коррупции?
– Можно ли сказать, что на данный момент коррупция опережает наше законодательство?
– Вы правы, коррупция как сложное социальное явление постоянно эволюционирует, видоизменяясь в зависимости от предпринимаемых мер. Поэтому нужно постоянно изучать эффективность как позитивных мер воздействия на коррупцию (например, повышение зарплат и уровня социального обеспечения полицейских), так негативных (применение мер юридической ответственности).
Правовые и организационные основы противодействия коррупции в Российской Федерации уже сформированы. Однако потенциал для совершенствования законодательства в данной области существует. Речь идет о необходимости формирования системы мер имущественной ответственности за коррупционные правонарушения. Эффективным может стать также использование института конфискации, в том числе расширенной и гражданской конфискации без уголовного осуждения.
– А как обстоит дело с организацией и тактикой защиты лиц, сообщающих о фактах коррупции?
– Надо заметить, что принцип защиты информаторов заложен в основу борьбы с коррупцией многих зарубежных государств (Сингапура, США, Южной Кореи, Китая и других). В России такая защита предоставляется в основном государственным и муниципальным служащим. Но необходимо предусмотреть возможность предоставления такой защиты не только публичным должностным лицам, но и гражданам, сообщающим о фактах коррупции.
Всецело поддерживаем предложение депутата Госдумы С. Миронова приравнять коррупцию к государственной измене и внести в УК РФ статью о незаконном обогащении.
– Какие новые технологии в борьбе с коррупцией предстоит внедрить в ближайшее время?
– Многие современные антикоррупционные технологии уже активно применяются. Речь идет об антикоррупционной экспертизе, мониторинге правоприменения, оценке регулирующего воздействия и другом. Особый интерес представляет нейролингвистическая юридическая технология, которая затрагивает вопросы совершенствования языка закона, его мотивационного воздействия на человека. Кроме того, в последние годы стремительно развиваются информационно-правовые технологии систематизации законодательства и обработки правовых данных.
НАУЧНЫЙ АНАЛИЗ
– А что делается для усиления взаимодействия государства и институтов гражданского общества в антикоррупционной сфере?
– В выявлении первых признаков коррупционных проявлений упреждающего антикоррупционного воздействия и самоочищения страны и республики не хватает всенародной поддержки и гражданской активности. Эта проблема нуждается в научном анализе и практической реализации. К примеру, в Китае создали единый информационный портал и единый телефон доверия, в рамках которых каждый может оставить информацию о ставших известными ему фактах коррупции. Вопрос о внедрении подобных технологий (проект «телефон доверия») в настоящее время прорабатывается в Республике Казахстан. Такой опыт представляет значительный интерес для реализации и на территории нашей страны. Особые надежды возлагаются на создание абсолютной нетерпимости к коррупции, развитие институтов гражданского общества, свободы средств массовой информации и прозрачность деятельности государства. Однако на практике этим направлениям деятельности следовало бы придать политическую волю, дополнительный импульс и разработать меры прикладного характера.
– Вы сказали о необходимости наказания коррупционеров. Но можно ли одними «посадками» решить проблему?
– Если ограничиться этим, то это лишь на 15-20% оздоровит коррупционную атмосферу в регионе. Прежде всего, на наш взгляд, надо глубоко изучить схемы региональной коррупции в рамках расследования уголовных дел коррупционной направленности и разработать меры противодействия.
Коррупционные схемы – это способы и формы обхода закона, а также использование пробелов в действующем законодательстве с целью хищения активов государства противоправным путем для беспрецедентного обогащения узкого круга лиц. Условиями коррупционных проявлений являются: укоренение в общественном сознании стереотипа «Деньги решают все», нечеткие полномочия, алчность чиновников, недостаток всеобъемлющего контроля.
Распространение взяток также свидетельствует о деградации государственных институтов. Чем больше контролирующих, визирующих, разрешающих органов, тем больше объем коррупции, в том числе взяточничества.
– Не кажется ли Вам, что законы об иммунитете официальных лиц создают возможности для коррупции?
– Кстати говоря, об этом свидетельствует правоприменительная практика. Коррупция становится неотъемлемой частью властных отношений. Выявляются такие схемы в ходе оперативно-разыскной, следственной и судебной деятельности, а также в ходе работы оперчасти в местах лишения свободы. Коррупционные схемы позволяют обнажить складывающуюся ситуацию в регионе в сфере коррупционных проявлений и адекватно выстроить систему противодействия этому злу.
Как правило, организованные преступные группировки не желают раскрывать разработанные ими схемы расхищения финансовых средств, не выдают соучастников и всю вину берет на себя один человек. Лишь на стадии судебного рассмотрения выявляются использованные ими способы и механизмы преступного обогащения. При этом законодатель не обязывает, как раньше, дознавателя, следователя вносить представления о причинах и условиях, способствующих совершению преступлений. В действующем УПК эти обязательства оставлены на усмотрение указанных лиц, что серьезно влияет на эффективность антикоррупционной политики. Вызывает недоумение законопроект о «нечаянной коррупции», если антикоррупционные нормы были нарушены в результате внешних, не зависящих от человека обстоятельств.
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ
– Можно ли обозначить некоторые схемы региональной коррупции?
– В первую очередь это: расхищение средств из федерального бюджета, когда оформляются поддельные документы о приобретении имущества на сотни миллионов с использованием фиктивных документов; откаты на госзакупках; взятки за право доступа к государственному имуществу; махинации с налогами; взятки на десятки миллионов рублей для назначения на должность главы района и общее покровительство по службе; содействие в условно-досрочном освобождении осужденных, отбывающих наказание за несколько сот тысяч рублей.
Очень редко региональные и муниципальные чиновники сдают подарки, хотя по закону подарок стоимостью выше трех тысяч рублей признается собственностью РФ. Как гласит древнеиндийский трактат «Артхашастра», легче угадать путь птиц в небесах, чем уловки хитроумных чиновников.
– Какую роль играют этические стандарты служебного поведения государственных служащих в противодействии коррупции?
– Этические стандарты служебного поведения не могут существовать в отрыве от действительности, иначе их существование – простая формальность. Этические стандарты могут описывать «идеальные состояния», но соответствие им поведения того или иного представителя власти определяется целым рядом факторов. Окружение, воспитание, культура и традиции – все это существенным образом влияет на поведенческую модель государственного и муниципального служащего.
– Какие же вы предлагаете меры для противодействия коррупции?
– Во-первых, необходимо проводить антикоррупционный мониторинг с акцентом на выявление причин и условий совершения коррупционных преступлений, а также используемых чиновниками схем коррупции. Было бы неплохо ввести психологическое тестирование, а также использовать полиграф при назначении государственных служащих с целью изучения их предрасположенности к коррупции. Важно вовлечь население, студентов, волонтеров, молодежь, журналистов и институты гражданского общества в реализацию региональной антикоррупционной политики. Всецело поддерживаем предложение депутата Госдумы С. Миронова приравнять коррупцию к государственной измене и внести в УК РФ статью о незаконном обогащении.
Необходимо провести в нашей республике системное исследование клановой коррупции и разработать меры противодействия. Засилье в органах власти и управления кланов – очевидный факт.
В Правительстве РФ были подготовлены поправки, согласно которым госслужащим, которые заявили о взятке, гарантировалось не только вознаграждение, но и конфиденциальность, защита и сохранение рабочего места. Предлагается законодательно закрепить возможность изымать денежные средства чиновников, нажитые нечестным путем. Но нормы о возможности изъятия денежных средств со счетов в законе прописано не было. Сейчас этот пробел устраняется. Уместно было бы ввести должность Парламентского уполномоченного по проверке частных лиц и организаций, получающих средства из бюджета с наделением его соответствующим иммунитетом.
В каждом муниципальном районе и городском округе организовать работу общественных антикоррупционных приемных силами выпускников юридических вузов республики.
Эдуард ЭМИРОВ