Сентябрь. Начало нового учебного года. Ученики одной из американских школ в штате Миссури создали петицию с требованием вернуть рабство. Родители некоторых детей направили запрос в правоохранительные органы с просьбой наказать тех, кто составил обращение. Руководство школьного округа не стало раскрывать подробности инцидента, при этом заверило, что отреагировало на этот случай и не потерпит дискриминации…
И мы не случайно вспомнили этой вопиющий случай, связанный с очередной агрессией малолетних американцев, по сути, много лет назад спровоцировавших всплеск преступных деяний против сверстников и преподавателей не только в собственной стране, но и в других государствах. К сожалению, не осталась в стороне и Россия. Успел «отличиться» и Дагестан.
Одна за другой этой осенью трагедии обозначились в двух учебных заведениях Махачкалы. Выводов по поводу того, кто прав, а кто виноват, сделано немало. И как бы ни кипели страсти, разбираться в произошедшем предстоит теперь уже правоохранительным органам. Но есть и другая сторона вопроса – воспитательный процесс в семьях и школах, которого и дома, и в образовательных учреждениях явно не достает. Теперь уже с этим никто не спорит, а напротив, обозначают как причину, повлекшую печальное следствие. Но в самый разгар начатых профилактических мероприятий теперь хочется сказать об их значимости. Цена и ценность – понятия разные. В данном случае ценой произошедшего стала жизнь мальчика, закончившаяся в карете «скорой», искалеченная судьба его родителей. Другой махачкалинский подросток пострадал в такой же драке с поножовщиной. И если говорить теперь о ценности тех самых профилактических мероприятий, то стоит помнить о следующем. Эффективность общественной профилактики во многом зависит от нашего сознательного отношения, от активного участия в осуществлении профилактических мероприятий, от того, насколько полно каждый из нас использует предоставляемые возможности для укрепления и сохранения здоровья и всех земных благ. И самое главное – делать все надо вовремя! Не стоит забывать, что практическое осуществление общественной профилактики требует законодательных мер, постоянных и значительных материальных затрат, а также совместных действий всех звеньев государственного аппарата. Все это в итоге должно дать результат!
Но ведь всем нам до боли хорошо известно, что после двухнедельной профилактики вдруг активизировавшиеся министерства и ведомства снова погружаются в спокойную рутину, забывают о необходимости проводить ее, профилактику, регулярно, а не по факту случившейся трагедии.
Каждый учитель должен быть еще и психологом. Он должен вовремя заметить проявление асоциального поведения и работать над этим.
Тут вспоминается инцидент этого года в Казани, когда и у нас, в Дагестане, принялись активно проверять школы на предмет обеспечения безопасности в них. Только было это уж слишком ярко выраженной профилактикой. Такой, знаете ли, «для галочки». Родители не отмечали никого препятствия при входе в школу. Помнится, один из отцов рассказывал, как вошел в здание махачкалинской гимназии в бейсболке, очках, маске и с рюкзаком на спине, поднялся вверх по этажам, но никто (!) не обратил на него внимания! А было это на следующий день после зверского расстрела школьников в Татарстане. Зато участковый пришел сфотографировать учителей в масках на фоне доски с антитеррористическими лозунгами… Как-то так.
А еще вот как: детей у нас воровали раньше, и отравлялись они в летних лагерях, в пожарах гибли, в воде тонули, а теперь еще и гибнут от рук сверстников во дворах школ. И практически ни одно министерство не озадачилось вопросом профилактических мероприятий в преддверии летнего сезона, не втолковало родителям о недопустимости халатного отношения к собственным обязанностям. Дождались «первой крови» и кинулись трубить профилактику.
Реагировать на свершившиеся события, называя это профилактикой, по крайней мере странно. Это больше смахивает на смену предохранителей в уже сгоревшем трансформаторе, от которого задолго до катастрофы подавало дымком. Без костра. Так бывает. Главное, чтобы не повторялось. И если кто-то считает, что профилактика в силах исправить ситуацию, что ж, дело ваше. Одна просьба: не превращайте ее в формализм. Чтобы не пришлось расплачиваться ценой жизни тех, кто завтра планировал начать новый день.
И да, о пагубном влиянии интернета и вконец съехавших с катушек некоторых американских детин тоже не стоит забывать. Только беседы на эти темы должны вестись не по аналогии с докладами, а после консультаций с психологами, знающими, как сделать так, чтобы до ребенка дошло.
УСИЛЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
О наиболее актуальных проблемах воспитания подростков говорили на пресс-конференции с участием и.о. министра образования и науки РД Яхьи Бучаева. Главными темами обсуждения стали результаты работы правительственной комиссии по расследованию причин трагического инцидента, произошедшего в МБОУ «Лицей № 51» г. Махачкалы и усиление воспитательной работы в образовательных организациях республики. Пресс-конференция прошла на площадке «Дагестанской правды».
Напомним, по поручению Главы Дагестана Сергея Меликова создана межведомственная комиссия, которая изучила все обстоятельства произошедшего в лицее и определила меры ответственности руководителей образовательной организации, педагогов и родителей. На заседании комиссии разработаны и рекомендации для организации воспитательной работы.
Яхья Бучаев отметил, что принято решение об организации Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. Дагестан – один из двух субъектов страны, где подобного центра нет.
«Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи поможет образовательным организациям в работе с трудными подростками. Кроме того, разработан регламент аттестации руководителей образовательных учреждений, где указаны единые подходы к формированию процесса обучения и воспитания. На завершающей стадии разработки находится и региональная программа воспитания», – подчеркнул Яхья Бучаев.
Он добавил, что во многих образовательных организациях нет внутришкольного учета, который позволит уделять трудным подросткам пристальное внимание и предупреждать ЧП с их участием. Так, при входе в школу охранник тщательнее проверит их металлоискателем, для них участятся и беседы с психологом.
Минобрнауки РД, кроме того, планирует разработать курсы повышения квалификации психологов и социальных педагогов в образовательных организациях.
«Каждый учитель должен быть еще и психологом. Он должен вовремя заметить проявление асоциального поведения и работать над этим. Сейчас, к сожалению, высококвалифицированных педагогов становится все меньше и меньше», – подчеркнула начальник УО г. Каспийска Лариса Абрамова.
Главный внештатный педагог-психолог Минобрнауки РД Аида Муталимова поделилась опытом организации работы психологов с учащимися и их родителями.
«Мы создали группу из шести психологов, которые бесплатно проводят сеансы для школьников и их родителей. Обращения поступают из всех районов республики. Часть работы передана Психологическому центру ДГУ, где уже создана микрогруппа нуждающихся в помощи», – отметила педагог-психолог. Также она сообщила о решении создать специальную комиссию по обучению педагогов-психологов для готовности работы в экстремальных ситуациях.
Камила ГАСАНОВА