Что такое и’тикаф и каковы условия его совершения?
И’тикаф в шариате – это пребывание в мечети с соответствующим намерением. Основанием данному виду поклонения служит аят Корана, в котором говорится (смысл): «<…> и не приближайтесь к своим женам, будучи совершающими и’тикаф…». [сура «Аль-Бакара», аят 187].
Кроме того, есть хадис, который передала супруга Посланника Аллаха (мир ему и благословение) Айша, в котором говорится: «Пророк (с.а.с.) совершал и’тикаф в последние десять дней месяца Рамадан» [«Сахих аль-Бухари», № 1922].
«Ибн Маджах в своей книге «Сунан» и аль Байхаки в книге «Шуабуль Иман» передают хадис: «Человек, совершающий и’тикаф, удерживает себя от грехов, и ему записывается вознаграждение, как за совершение всех хороших деяний».
В своих комментариях к книге «Абу Шуджа» ибн Касим аль Газийю пишет: «И’тикаф – важная сунна, которую желательно совершать в любое время. Однако и’тикаф в последние десять дней и ночей месяца Рамазан ценнее, чем в другие дни и ночи».
«Для совершения и’тикафа есть два условия. Одно из них – это намерение. Например: “Я намереваюсь быть в состоянии и’тикафа”».
«Второе условие – это пребывание в мечети.
Недостаточно находиться там на время тума’нината, т.е. на время, за которое можно произнести слово “СубханаЛлах”, – надо пребывать дольше этого времени».
«Человек, который желает совершить и’тикаф, должен быть:
- мусульманином
- разумным
- в ритуальной чистоте, то есть чистым от менструации (хайза) и послеродовых выделений (нифаса), чистым от джанабата (состояния, когда нужно совершить обязательное купание)» [См. «Абу Шуджа’», том 1, стр. 450].
Отдел фетв Муфтията РД