Сносить нельзя оставить

В городе начат массовый снос самовольных строек. На сегодняшний день с начала 2021 года снесено уже 21 строение. Это вызвало непонимание со стороны застройщиков и поддержку со стороны горожан, в душах которых, наконец, затеплилась надежда на окончание времен хаотичной застройки города. Как нам пояснили в Управлении архитектурно-строительного надзора Администрации Махачкалы, для того чтобы снести какое-либо самовольное строение, сначала проводится ряд процедур с привлечением всех структур власти от муниципального уровня до надзорного и исполнительного органов. Мы решили пояснить, как происходит весь этот процесс, и рассказать о том, что сделано на данный момент и что планируется делать в дальнейшем.

 

ВЫЯВЛЕНИЕ

В ходе рейдового объезда всех трех районов столицы – Ленинского, Кировского и Советского – сотрудники Управления (14 человек в штате) выявляют самовольное строительство еще на самом начале проведения работ. При выявлении самовольного строительства сотрудник зафиксирует этот факт, запрашивает разрешительные документы, то есть выданное разрешение на строительство. При его отсутствии он актирует этот факт, прилагает фотографии, составляет протокол, собирает полноценный материал и направляет готовый материал в правовое Управление города Махачкалы.

При этом специалист также направляет еще четыре письма: в УВД города, в ОВД района, в котором расположен объект, и в прокуратуру города и района. Это утвержденный главой города алгоритм. Это делается для того, чтобы уже исполнительные и надзорные органы также проверили законность строительства, ведь в факте самовольного строительства усматриваются и признаки преступления, предусмотренного статьей 330 УК РФ «Самоуправство». К сведению подобных горе-застройщиков, наказание за подобное деяние, если оно будет доказано судом, предусматривает до 5 лет лишения свободы.

Так как Управление само выдает разрешения на строительство, то сверка документов для его специалистов не составляет труда – понять, законно ли ведется стройка для них – дело пяти минут. После получения письма из Управления органы внутренних дел также направляют участкового уполномоченного, который составляет на месте протокол о нарушении и приостанавливает строительство. И это тоже нужно помнить, когда мы жалуемся, что «мэрия бездействует» – право остановить строительство имеют только органы внутренних дел. Дополнительно при выявлении незаконно возводимого объекта производится звонок на номер 02, в ходе которого прямо на месте сотрудник Архнадзора дает дежурному пояснения, что обнаружил самовольное строительство. После этого в УВД собирают материал по данному факту.

 

ПРОЦЕДУРА СНОСА

Собранный Архнадзором материал Правовое Управление передает в суд. Предварительно юристы тщательно готовят исковое заявление и собирают необходимые материалы для того, чтобы суд не отказал в рассмотрении иска из-за недостаточности приложенных доказательств.

Практически всегда суд первой инстанции сразу налагает на объект строительства ограничение на продолжение работ и направляет решение в Управление службы судебных приставов. На это может уйти максимум 10 дней. Судебный пристав затем выезжает на этот объект, проверяя на месте, продолжаются ли там строительные работы, составляет протокол, вызывает сотрудников УВД и в райотделе собирается материал.

За уклонение от выполнения решения суда на застройщика накладывается штраф и очень существенный. Есть еще 315-я статья УК РФ за неисполнение решения суда, по которой нарушителя могут привлечь к уголовной ответственности. Такие обращения в прокуратуру в Махачкале тоже есть.

Также, если должностные лица не выполнят свою работу (участковый уполномоченный или судебный пристав), против них тоже может быть возбуждено дело, что не дает возможности «договориться», как это было принято в прежние годы.

 

ЗА ЧЕЙ СЧЕТ СНОСЯТ?

После решения суда о сносе данного объекта исполнительный лист вновь получают приставы. Пристав формирует новый материал, но уже не о приостановке, а о сносе. В решении суда четко говорится о сносе данного объекта за счет собственных средств застройщика. Также застройщик должен привести территорию в первоначальный вид. Если же он не сносит это строение, то право на снос предоставляется Администрации города. Снос производится всегда за счет самовольного застройщика. Если же судебные приставы или администрация вынуждены сами сносить такой объект, то затем они будут взыскивать расходы с него в регрессном порядке.

До того, как снести незаконно построенный объект, после уведомления хозяина о невыполнении им требований суда, Служба судебных приставов должна объявить аукцион о сносе, где будет указана вся информация. Но ввиду отсутствия финансирования (все последние пять лет) такие аукционы не проводятся. А незаконных домов накопилось очень много.

 

Застройщик должен понимать, что рискует не только теми средствами, которые он незаконно собирает с покупателей будущих квартир, но и теми средствами, которые могут быть в регрессном порядке предъявлены ему по суду ко взысканию за снос.

 

На сегодняшний день снос, о котором мы говорим, производится за счет городской Администрации. Но полный снос и приведение участка в первоначальный вид произвести практически невозможно, поскольку в республике нет такой техники. Правительство рассматривает вопрос приобретения техники, способной сносить высотные дома, и, как нам известно, этот вопрос будет в ближайшие месяцы решен. Однако хочется напомнить всем застройщикам, что снос многоэтажки зачастую обходится дороже ее строительства.

В этой связи хочется призвать всех к сознательности. Пытаясь по привычным в прежние годы схемам «протащить» очередную новостройку, застройщик должен понимать, что рискует не только теми средствами, которые он незаконно собирает с покупателей будущих квартир, но и теми средствами, которые могут быть в регрессном порядке предъявлены ему по суду ко взысканию за снос. Для многих это окажется непосильной кабалой и повлечет уголовное преследование.

Пока же подлежащие сносу здания, о которых мы говорим, что они снесены, просто приводятся в негодность на уровне первых этажей, дабы работы были приостановлены и другие застройщики не приступали бы к самострою. Повреждение опорных колонн здания делает бессмысленным его достройку. Параллельно проводится разъяснительная работа с другими застройщиками, чтобы сами они снесли свои здания на раннем этапе строительства.

 

ЧТО С ЗАСЕЛЕННЫМИ ДОМАМИ?

Проблема самостроев усугубляется тем, что многие дома, в отношении которых суд принял решение о сносе, уже заселены. В Махачкале на сегодняшний день 419 многоквартирных домов обследуются правительственной комиссией с привлечением ФАУ «РосКапСтрой» на предмет их пригодности для проживания, чтобы в дальнейшем узаконить и подключить к городской системе обслуживания.

Обследование этих домов для выдачи им технической документации начато не сегодня, оно идет уже два года. Глава города Салман Дадаев, понимая социальную важность вопроса, озвучил эту проблему перед прежним главой республики. По просьбе Владимира Васильева тогда Президент Владимир Путин выделил средства для проведения технической экспертизы. Это был исключительный случай, при котором, понимая ситуацию семей, уже заселившихся в дома, было найдено решение для узаконивания домов, с последующей передачей на баланс города.

Однако надо понимать, что эти дома построены незаконно. Они не обслуживаются ни одной городской службой. Газ, электричество, вода, канализация в таких домах подключены также самовольно и зачастую кустарно, что делает подобное потребление ресурсов не только незаконным, но и опасным. Мы все видели на днях хлопок газа в Махачкале и его последствия. В случае, если подобное ЧП произойдет в подобной незаконной новостройке, то отвечать за это также придется застройщику.

Ко всему прочему подобные дома не стоят на балансе города, и неизвестно, кто за потребляемые в них ресурсы вообще собирает деньги. По указанию Салмана Дадаева в тех домах, которые подлежат узакониванию, создаются Управляющие компании, которые, действуя как юридическое лицо, будут заключать договоры с ресурсоснабжающими организациями, такими как Горгаз, Горэлектросети, Махачкалаводоканал и т.д. Помогут жильцам открыть лицевые счета для производства оплаты по своим квартирам.

Работа, которая проводится с уже заселенными, но не имеющими документацию домами, поистине огромная. К сожалению, для большинства горожан она остается невидимой, ведь в отличие от самой новостройки, бесконечные папки с подготовленными документами не красуются вдоль городских улиц. Поэтому и надлежащую оценку эта проводимая администрацией города и правительством республики для улучшения жизни и быта горожан скрупулезная правовая работа практически не видна. Наверное, поэтому в адрес чиновников и звучат порой необоснованные обвинения.

Но даже в результате проведенной работы по узакониванию самостроев остается еще 95 домов, строительство которых приостановлено ввиду того, что они не прошли техническую экспертизу, и которые должны быть в дальнейшем снесены.

 

ЕСТЬ ЛИ СВЕТ В КОНЦЕ ТОННЕЛЯ?

По решению главы города в Махачкале приостановлена выдача разрешений на строительство. Это вынужденная мера, так как пока уже построенные и заселенные дома не будут подключены как положено к коммуникациям и не перейдут на баланс города, не может быть речи о продолжении застройки городской территории. С учетом того, в каком состоянии сегодня находятся коммуникации, каждая новая многоэтажка – это мина замедленного действия.

К сожалению, около 30 лет в Махачкале никто не задумывался о том, как должен развиваться город. В отчетах регионального Минстроя цифры о вводе нового жилья звучали как великое достижение и показатель развитости отрасли. Но никто не думал, какой ценой эти «достижения» были достигнуты. Нечистые на руку чиновники сперва распродали весь центр города, научив махачкалинцев такому термину, как уплотнительная застройка.

Новые многоэтажки и коммерческие объекты без всяких расчетов тогда подключались к старым коммуникациям, которые закладывались советскими проектировщиками из расчета на просторные дворы и свободные от какой-либо застройки улицы. В результате все коммуникации оказались перегружены. Вода перестала доходить до верхних этажей, канализационные стоки начало выбивать из люков, а отключения света уже никого не удивляют.

После застройки центра в ход пошли и окраины, где никаких коммуникаций зачастую не было вовсе. Как попало протягивались водопроводы и линии электричества, а канализацию попросту выводили в ближайший овраг. И сегодня, проезжая среди новостроек по «Новой трассе» между Махачкалой и Каспийском, каждый может почувствовать стойкий запах фекалий, которые продолжают течь уже прямо по новым улицам.

Во всех коммунальных бедах горожане привычно винят муниципальную власть, и они в общем-то правы. Но только отчасти. Ожидать сегодня от мэрии, что она в одночасье исправит весь коммунальный бардак в городе глупо. Ведь нужно проводить новые коммуникации и расширять старые, которые возводились в советские годы с расчетом на проживание в Махачкале 300 тысяч людей. Проводимая в стране перепись уже официально покажет, что живет в городе уже более миллиона. И как в таких условиях строить новые дома, если даже имеющиеся обслуживать коммуникации не способны.

При этом, безусловно, виноваты прежние градоначальники, которые в погоне за рублем готовы были пустить под застройку любой свободный клочок земли. Не менее виновны в этом и алчные застройщики, которые ради наживы строили, где придется и как придется. «Главное начать строить и собрать с людей деньги, а вопросы света, газа и воды как-нибудь потом решим», – говорили они. Действуя такими методами, чиновники и застройщики уничтожили город в правильном его понимании. И Махачкалу неслучайно сегодня порой обзывают кутаном. С таким же успехом можно было строить новые дома в чистом поле, потом уже ставя вопрос, как эти дома обслуживать.

 

ТАК СНОСИТЬ ИЛИ СТРОИТЬ?

Начавшийся в Махачкале массовый снос новостроек, которые невозможно ввести в эксплуатацию, вызвал широкое недовольство. В первую очередь возмущаются сами застройщики, которых на этапе начала строительства мало интересовали вопросы законности. В своих выступлениях они говорят о том, что «договаривались с чиновниками ранее», и давят на жалость, апеллируя к тому, что без квартир останутся «честные дольщики». Но насколько подобные заявления обоснованы и кого вообще нужно жалеть?

Незаконные застройщики сегодня действуют словно грабители, которые забежали в банк, заставили кассиров выдать им деньги, но не успели вовремя скрыться. Подоспевшая на место полиция требует, чтобы они сдались и отправились, как и положено, в тюрьму, но грабители этого не желают и берут посетителей банка в заложники, угрожая лишить тех жизни, если их не выпустят. Так и застройщики сегодня взяли в заложники собственных дольщиков, требуя от властей разрешить им достроиться, чтобы никто не пострадал. Но, пойдя у них на поводу, порядка ведь не добиться.

Искренне пожалеть в этой ситуации можно лишь тех горожан, которые годами жили в своих до некоторого времени уютных квартирах, логично считая, что являются владельцами законного жилья, обеспеченного по нормативам всеми коммуникациями. Именно они являются подлинными пострадавшими от действий нечистоплотных застройщиков, которые незаконно подключали свои самострои к подведенным в законно построенные дома коммуникациям, оставляя их без нормального электричества, газа воды и канализации. По сути, и в данном случае произошло ограбление.

Таким образом, незаконные застройщики ограбили махачкалинцев дважды. Сперва незаконно собрав деньги с покупателей квартир в новых домах, а затем лишив жильцов старых домов проложенных специально для них коммуникаций. Прежняя бесхозяйность в городе привела к тому, что коммуникации стали восприниматься «общими», а подключаться к ним может кто угодно на свое собственное усмотрение. Однако, когда возник вопрос о том, что эти коммуникации нужно обслуживать и развивать, то претензии стали предъявляться мэрии города, возглавляет которую теперь совсем другой человек.

Городские сети перегружены и не могут справляться с новыми мощностями, и до того, как их обслуживание не будет передано на баланс городских служб, улучшения ждать не придется. Ведь в результате прежней бесхозяйности все коммунальные структуры стали частными, и Администрация города не имеет по закону права вкладывать бюджетные средства в их развитие. Даже когда это требуется для обслуживания жильцов незаконно возведенных домов.

 

P.S. Критиковать за работу, которая делается для нашего же общего блага, думается, есть верх эгоизма и наглости со стороны тех, кого коснулся вопрос сноса дома или гаража. Кстати, когда сносились гаражи (это муниципальные земли и администрация своей комиссией принимает решение об их сносе), тоже было много шума. Хотя далеко не у всех имелось разрешение на установку даже металлического гаража, вместо которого многие возвели капитальные. Однако на месте снесенных гаражей теперь мы видим прекрасные дворы и облагороженные детские площадки. И даже те, кто раньше противостоял сносу, сегодня благодарят главу города за эту работу. Думаю, что начатая сегодня работа по сносу незаконных многоэтажек тоже в скором времени будет по достоинству оценена горожанами, в домах которых, наконец, перестанет пропадать свет и отключаться вода.

Магомедрасул ОМАРОВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Мэр Махачкалы опубликовал поздравление в честь праздника Ураза-байрам

Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов опубликовал в своем официальном телеграм-канале поздравительное сообщения, приуроченное к празднику Ураза-байрам, который в этом...

Юсуп Умавов принял участие в заседании махачкалинской Общественной палаты

9 апреля Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов принял участие в заседании Общественной палаты города Махачкалы, на котором с отчётом...

29 махачкалинцев обеспечили лекарствами после вмешательства прокуратуры

Прокуратура Ленинского района столицы Дагестана провела проверку соблюдения прав граждан на льготное лекарственное обеспечение. Данная проверка показала, что с...

За незаконную реализацию квартир в Махачкале двое дагестанцев предстанут перед судом

Двоих жителей республики Дагестан будут судить по обвинению в незаконном предпринимательстве и хищении денежных средств граждан. Об этом заявили...
spot_imgspot_img

В Махачкале провели экологическую акцию “Исцеляющий сад”

Коллектив Маммологического центра L7 организовал экологическую акцию по высадке зеленых насаждений на территории парка Ленинского комсомола, который находится в...

Кассовый чек можно хранить и в электронной форме

УФНС России по Республике Дагестан напоминает, что кассовый чек – документ, который подтверждает факт приобретения товара или услуги между...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам