Делая пространства снова общественными

Махачкала давно перестала быть уютным городом как для самих горожан, так и для гостей. Сегодня это пародия на мегаполис, созданный путем бесконечного расширения аула. Его улицы напоминают сельские улочки, по которым можно быстро прошмыгнуть на работу или по делам и также мимолетом обратно в дом. Однако здесь нет места, да и желания, остановиться и просто прогуляться, покатать ребенка в коляске, поиграть в шахматы или посидеть на лавочке. Из-за непродуманности социальной инженерии людям, которые живут не под боком того же парка им. Ленинского комсомола или других немногочисленных общественных пространств города, приходилось мобилизоваться всей семьей для прогулок и отдыха.

Нужно ли говорить, что про подземную инфраструктуру никто и не вспоминал, вкладывать деньги «под землю» никто не хотел, а про общий облик города, комплексное решение проблем, создание уютного общественного пространства даже не задумывались. Зачастую получалось как в известном анекдоте про поиск люков с металлоискателями, который любил пересказывать известный сатирик Михаил Задорнов, только в нашем случае искали места прорывов и аварий, а свежеуложенный асфальт через полгода становился похож на лунный ландшафт из какого-нибудь космического фэнтези.

На фоне всего, что было, не обратить внимание на масштабную реконструкцию улицы Коркмасова, которая соединяет между собой два главных места досуга горожан – парк имени Ленинского комсомола и сквер имени Фазу Алиевой, что сливается с площадью Ленина, – просто невозможно. На моей памяти это первый случай, когда не просто реставрируют внешний облик улицы, а фактически строят с нуля: ведь улица – это не просто асфальт и пешеходные тротуары, прежде всего, это инфраструктура. Цель глубинной модернизации, как отмечают в мэрии, – создание современной улицы с приоритетом на пешеходную и прогулочные составляющие. Чтобы разом решить не только транспортные, но и застарелые инфраструктурные проблемы этой улицы, администрация города объединила здесь три программы: федеральные – «Безопасные качественные автомобильные дороги», «Формирование современной городской среды», и республиканскую – «Обеспечение развития и реализации городским округом с внутригородским делением “город Махачкала” функций столицы Республики Дагестан». Для достижения эффекта синергии в проект реконструкции улицы также были включены планы реконструкции прилегающих к ней парков и скверов.

 

ПОЧЕМУ ИМЕННО КОРКМАСОВА?

Многие возмущаются: почему именно центр? Кто-то пытается даже хейтить чиновников на эту тему. На самом деле здесь все просто, если понимать конечную цель. Комплексный подход – это ведь не просто про трубы и провода или асфальт и плитку. Комплексность – это, прежде всего, связывание пространства, понимание, каким должен быть город, его общественные пространства. Скажем, какие локации в городе должны быть связаны воедино как для туриста, так и для горожан, будь это мамочка с коляской или инвалид-колясочник, дети или старики. В концепции, которую сейчас реализует мэрия, улице Коркмасова отводится роль пешеходной артерии, связывающей те немногие общественные пространства, что есть в городе. Для достижения максимального эффекта сама Коркмасова тоже будет спроектирована именно как общественное пространство, то есть по своему функционалу она станет продолжением парка и сквера, которые объединит.

 

Для увеличения комфорта здесь будет увеличено количество столбов освещения, уличных фонарей, созданы фудзоны, где можно будет перекусить на свежем воздухе.

 

В целом объединение парка им. Ленинского комсомола и сквера им. Фазу Алиевой, примыкающего к площади, а затем проспект Расула Гамзатова, Родопский бульвар, через новую перемычку от улицы Пушкина в сторону набережной Редукторного поселка, позволит создать просто колоссальный по своему охвату маршрут как для пеших, так и для велопрогулок. Представляется, что этот проект своеобразной прогулочной хорды, пронизывающей город, в дальнейшем получит свое продолжение в сторону проспекта Акушинского или по улице Магомедтагирова, к парку им Расула Гамзатова, на территории Эльтавского леса, а почему нет?

В данном маршруте будут как места отдыха и досуга, интересные горожанам, так и историческая часть города, интересная гостям столицы. Естественно, что центральная часть города, начиная с улицы Коркмасова, станет эталоном для реконструкции остального города в ближайшие годы. Город нужно делать не только красивым, но и комфортным, а для этого давно нужно было продумать эргономику городской среды. К сожалению, десятилетиями этот вопрос никого не волновал.

 

О СОПУТСТВУЮЩИХ ПРОБЛЕМАХ

Многие сетуют на то, что это усугубит ситуацию с пробками. Да, возможно, в ближайшей перспективе так и будет, но думать нужно стратегически. Проблема пробок тоже будет решаться, но по-другому, как показывает практика крупных городов, она не решается увеличением проезжей части, здесь тоже нужен комплексный подход, начиная с организации движения общественного транспорта и заканчивая внедрением современных методов управления и контроля.

И ведь не нужно изобретать велосипед. Многие решения давно уже практикуются по всему миру, перестав быть теорией. Вот небольшие примеры.

В Швеции с помощью IoT объединили в единую экосистему общественный транспорт, информационные табло и мобильные приложения. Один из крупнейших перевозчиков в этой стране ежедневно обслуживает около миллиона пассажиров на автобусах, трамваях, поездах и водном транспорте. Благодаря умной технологии повышена скорость реагирования на проблемы, оптимизированы маршруты, а работа транспортной сети в целом планируется эффективнее.

В Лондоне Big Data оптимизирует маршруты общественного транспорта. Аналитика больших данных используется в столице Великобритании для прокладки маршрутов, управления событиями и предоставления персонализированной информации о поездках. Благодаря этому транспортные компании многое узнают о привычках пассажиров и лучше понимают степень загрузки конкретных маршрутов в разное время суток. Например, большие данные позволяют оценить степень переполненности автобуса или выбрать оптимальный маршрут так, чтобы пассажиры как можно меньше перемещались пешком, а машины реже стояли в пробках.

В Питтсбурге умные светофоры на четверть сократили время, которое автомобили проводят в пути. В штате Пенсильвания интеллектуальные светофоры являются важной частью системы масштабируемого управления городским движением. Светофор сам точно определяет время, когда должен загореться красный, а когда – зеленый. Это уже позволило сократить на 40% время ожидания на перекрестках и на 25% – время, которое автомобили проводят в пути. Камеры и радары определяют, как далеко находится транспортное средство, с какой скоростью движется и когда окажется перед светофором, а затем передают эту информацию на следующий перекресток.

Как видим, есть множество решений для оптимизации движения, которые можно использовать отдельно и комплексно, и три представленных варианта – лишь верхушка айсберга. Впрочем, мы немного отступили от темы. Возвращаясь к тому, что делается в нашем городе, нельзя не рассказать, что мэрия, используя возможности республиканской программы «Функции столицы…», на улице Коркмасова добилась переноса всех наземных инженерных сетей под землю. Опутавшие за последние десятилетия весь город бесконечные кабели электричества и интернета теперь укладываются в специальные гильзы, которые размещаются под землей. Пока только на Коркмасова, но есть надежда, что эта революционная для нас и вполне обыденная для современных мегаполисов технология прокладки будет в дальнейшем использоваться повсеместно, и не только в пределах столицы. Под землю спрячут все, кроме контактной сети для троллейбусов, а последние, кстати говоря, обещают обновить.

Правда, эти средства были доведены из республиканского бюджета до города только в конце ноября, что существенно сдвинуло сроки работ. Пока не будут заменены коммуникации, невозможно приступить в асфальтированию.

 

О СДЕЛАННОМ

ОАО «Махачкалаводоканал», на чью долю пришелся основной объем подземных работ, свою работу на данном участке еще не завершил, из-за чего не может приступить к работам вторая подрядная организация. В данный момент работы ведутся в переулке Умаханова.

Как рассказал нам гендиректор ОАО «Махачкалаводоканал» Рашид Магомедов, работы на данном участке выполняет ООО «Салам», которое задействовало две бригады. Кроме того, работает и одна бригада самого «Махачкалаводоканала», по мере возможности выводили и вторую бригаду, но ввиду стесненности условий, по словам собеседника, это не всегда получалось. Как отметил Рашид Магомедов, уже заменено 360 метров водовода диаметром 500 мм, 50 метров диметром 200 мм, 60 метров диаметром 150 мм и более 200 метров водовода диаметром 100 мм. Установили три пожарных гидранта. Подключили все дома, прилегающие к университетской площади. Отставание от графика, по словам моего собеседника, обусловлено рядом объективных причин. К примеру, средства на замену водопроводов не были заложены в бюджете, «Махачкалаводоканалу» пришлось экстренно изыскивать дополнительные средства. К тому же данный участок города – один из самых загруженных инженерными сетями, приходится работать в очень стесненных условиях, что, естественно, сказывается на сроках выполнения и себестоимости работ.

 

Центральная часть города, начиная с улицы Коркмасова, станет эталоном для реконструкции остального города в ближайшие годы.

 

Там, где «Водоканал» уже закончил работы, другие участники реконструкции активно начали. Работниками ООО «Спецремстроймонтаж» уже укладываются современные трубы для создания ливневых сетей в тех местах, где их ранее не было. Там, где трубы были, но плохо справлялись, их заменяют с увеличением пропускной способности. Новую ливневку будет легче обслуживать, не допуская появления засоров. Чтобы добиться результата не на словах, а на деле, полностью заменят и смотровые колодцы ливневой канализации. Вместо прежних узких колодцев установят новые, диаметром 3 метра, что ускорит прохождение ливневых потоков и облегчит обслуживание системы. Заменят на современные все ливнеприемники, которые сегодня имеют плачевный вид.

Срезаются все незаконные врезки. Теперь все стоки отсортируют и направят по предназначенным для них трубам, а попытки самовольных врезок будут строго караться. Все стоки теперь, как положено (согласно предварительно заключенному договору), будут подключены к системе хозбытовой канализации, которая находится в собственности исполняющего в столице функции гарантирующего поставщика в этой сфере – ОАО «Махачкалаводоканал», и обслуживаться у них. А ливневые трубы, наконец, начнут выполнять те функции, которые на них и возложены – отводить с городских улиц потоки относительно чистой дождевой воды.

Кстати говоря, о комплексности. Как мы видим, при правильном комплексном подходе к решению проблем города можно попутно решать и проблемы загрязнения Каспия. Махачкала сегодня является крупнейшим источником загрязнения Каспия на дагестанском побережье, именно потому, что годами вопросы решались точечно, в режиме пожаротушения, без анализа перспектив и последствий принимаемых решений.

Руководитель ООО «Спецремстроймонтаж» Магомедкамиль Гасангусейнов: – Весь объем работ по улице Радищева нами выполнен. В данный момент работы идут между переулком Умаханова и Университетской площадью. На отрезке между Университетской площадью и улицей Толстого больше половины кабеля уже проложили. Ждем, пока ООО «Махачкалаводоканал» демонтирует старую трубу, в эту траншею будет установлена труба диаметром 600 мм ливнеотвода. Чтобы не терять время, мы перекрыли улицу Коркмасова от Толстого до Дзержинского. На этом участке будут заменены дождеприемники (ливневые колодцы), а также трубы от этих колодцев, ведущие к центральной магистрали диаметром 1000 мм. Также заменим полностью кабель освещения. Завершить работы планируем уже в четверг.

Второй подрядчик, ООО «Абукъ», завершил работы по устройству асфальтового покрытия и боковых бордюров на улице Радищева, сейчас работы идут на улице Коркмасова. По словам главного инженера ООО «Абукъ» Магомеда Газиева, задержка на участке Коркмасова между переулком Умаханова и улицей Толстого также связана с «Махачкалаводоканалом», которого в свою очередь ждет ООО «Спецремстроймонтаж». Только после того, как смежники завершат все подземные работы, ООО «Абукъ» сможет приступить к своему этапу, а работы им предстоит немало – уложить почти 17,5 тысячи квадратных метров асфальта и установить свыше 4 тысяч погонных метров бордюров. Как мы уже писали, подрядчики ускоряют темпы по мере возможности, кроме того, уже неделю по указанию главы города работы здесь ведутся в две смены.

Ускорять работы приходится в том числе и для того, чтобы приступить к укладке асфальта по возможности в благоприятных погодных условиях. Но, ввиду того, что средства республикой были отпущены городу с существенной задержкой, работа будет проделана несмотря на прихоти погоды, тем более что строительные нормы этого не запрещают.

Напомним, в 2018 году Росавтодор выпустил методические рекомендации ОДМ 218.3.102-2017 по устройству асфальтобетонных покрытий при неблагоприятных погодных условиях. Как отмечается в документе, асфальт разрешается укладывать в том числе в погодных условиях, когда температура окружающего воздуха находится в интервале от +5 до -10 градусов или имеет место выпадение осадков в виде дождя или снега.

Есть в нем и ряд указаний об организации работы в сложных погодных условиях. В первую очередь, речь идет о предварительной очистке основания от уплотненного снега и льда. При выпадении осадков в виде дождя и снега допускается укладка асфальта на предварительно подготовленное основание. Заранее, до выпадения осадков, основание необходимо обработать битумной эмульсией или жидким битумом.

Работы по устройству асфальтобетонных покрытий запрещается производить при выпадении лишь обильных осадков (более 5 миллиметров).

 

О ПЕРСПЕКТИВЕ

Согласно проекту, дорожная часть будет сужена для того, чтобы расширить пешеходные зоны. Увеличится площадь озеленения. Старые и больные деревья после изучения и актирования будут спилены, а их место займут молодые деревья тех пород, которые сегодня принято высаживать в городской черте. Как и было заявлено, тротуар здесь станет не только дорожкой, обеспечивающей проход пешеходов, но и полноценной прогулочной зоной, где будет приятно провести свободное время, увеличится функционал. Это, пожалуй, то самое ценное, что делает обычную улицу интересной для времяпрепровождения на ней. Согласитесь, можно как угодно разукрасить улицу, но если на ней нечего делать, негде присесть, не на что посмотреть, негде поесть, то долго на ней человек не пробудет. Да и вряд ли такая улица будет включена в маршрут воскресного отдыха.

Для увеличения комфорта здесь будет увеличено количество столбов освещения, уличных фонарей, созданы фудзоны, где можно будет перекусить на свежем воздухе. Эстетичность и единый дизайн улице также придадут обновленные фасады расположенных вдоль нее зданий. Надо сказать, что и в этом вопросе мэрия применила комплексный подход, подключив к реконструкции улицы еще одного партнера. Помимо вышеназванных федеральных и республиканских целевых программ, будут также задействованы финансовые и технические возможности республиканского Фонда капитального ремонта многоквартирных домов, который и приведет в порядок фасады 17 многоквартирных домов, расположенных вдоль этой улицы. Такого масштабного преображения облика целого комплекса зданий в Махачкале не было никогда!

По задумке администрации города, улица Коркмасова станет не просто перемычкой, а отдельной достопримечательностью города. Современная европейская улица в центре Махачкалы. Этот уголок города станет примером того, какой в целом должна стать столица в будущем. А для того, чтобы это очарование не растворялось за первым же поворотом, проведут реконструкцию и прилегающих улиц: Радищева, Толстого, Белинского, части улиц Абубакарова и Кадырова. Работа, которая уже начата, предстоит колоссальная.

Шамиль ОМАРОВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Мэр Махачкалы возложил цветы к памятнику Воину-освободителю

19 апреля Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов вместе с прокурором республики Виктором Эппом возложили цветы к памятнику Воину-освободителю и...

Туристы из Дагестана чаще других пользуются московским метро

По численности пассажиров столичной подземки жители Дагестана входят в топ-5. Пик посещений туристов и командировочных из республики в 2024...

Чуть меньше двух недель остаётся до завершения Декларационной кампании

УФНС России по Республике Дагестан напоминает, что срок представления налоговой декларации по форме 3-НДФЛ истекает 2 мая. Отчитаться необходимо физическим...

В Махачкале выявлено несколько случаев инсценировок ДТП

Вчера в республике Дагестан было зарегистрировано несколько случаев инсценировок дорожно-транспортных происшествий, в том числе и в Махачкале. Об этом...
spot_imgspot_img

Состоялось заседание Молодёжного парламента при Собрании депутатов города Махачкалы

В администрации столицы Дагестана прошло восьмое заседание Молодежного парламента при Собрании депутатов городского округа с внутригородским делением «город Махачкала»....

Мэр Махачкалы высказался о кадровом проекте “Время Героев”

Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов в своем официальном телеграм-канале прокомментировал старт долгосрочного кадрового проект "Время Героев. "Ассаламу алейкум, добрый вечер,...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам