…Он ходит широким шагом, грузно поворачивается, в правой руке стрелы – с легким свистом вылетая, бьются в цель. Правда, ходит он по столу, что-то гортанно выкрикивая по-английски, и в глаза не смотрит.
Потому что он – робот по имени Робин Гуд, но, в отличие от знаменитого тезки, благородного предводителя лесных разбойников, он робот-охотник, представленный учеником 9-го класса Айтеком Айтековым Махачкалинской школы №40 на конференции «Шаг в будущее» на секции «Умные машины, интеллектуальные конструкции, робототехника».
Конечно, Айтек сотворил такое чудо не сам, а под руководством преподавателя технологии школы Ирафедина Эюбова.
ИЗОБРЕТЕНИЯ
– Как получилось с роботом? – переспрашивает Ирафедин Теюбович, – все просто: я заказал в Китае детали конструкции, и мы вместе с учеником Айтеком Айтековым собрали Робин Гуда.
Вообще, должен сказать, что у нас, на уроках технологии, создаются и другие изобретения. Вот, например, прибор для определения силы ветра, – показывает коробочку с вентилятором.
Оказывается, прибор способен определять и возможности легких человека, что мы и проверили на месте. А вот еще лучевое ружье – внутри ствола специальная лампа, если направить в лицо человеку, на некоторое время он ослепнет.
Изобретают здесь не только ради интереса и любопытства, есть и такие, что приносят практическую пользу. Например, гальваническая ванна: если погрузить в нее ржавые чугунные детали, то происходит процесс, при котором коричневые старые пластинки становятся блестящими.
Ванна нашла применение на заводе сепараторов.
Много чего придумал и сделал со своими учениками Ирафедин Теюбович, о чем свидетельствуют многочисленные грамоты и награды на стенах кабинета технологии школы №40.
ХИМИЯ КАК ПЕРВАЯ ЛЮБОВЬ
Пытливый ум, золотые руки, профессионализм – так отзываются о нем все, кто когда-либо сталкивался с этим человеком.
Сам он вспоминает, что любовь ко всему неизведанному в науке и технике началась еще в школе в родном селении Джаба Ахтынского района Дагестана.
Особенно нравилась химия: это ж надо какие опыты можно делать, какая бурная фантазия пробуждается при изучении этого предмета.
Получилось так, что и в армии служил в химических войсках, и окончил Дагестанский государственный университет тоже по этой специальности.
Молодой специалист пришел на завод сепараторов, где получил должность начальника цеха, затем перешел на завод радиотоваров: там он становится инженером-технологом. Причем успевает учиться и успешно окончить Московский химико-технологический институт имени Менделеева.
В лихие 90-е, когда сворачивалось производство, закрывались заводы и фабрики, Ирафедин Теюбович уходит в промышленно-экономический колледж, где заведует мастерскими.
Последние 30 лет – преподаватель предмета «технология» в школе №40. Он – Почетный работник воспитания и образования Российской Федерации, имеет множество Почетных грамот от Минобра РД и Администрации Махачкалы.
– Я люблю детей, – говорит он, – потому и пришел в школу.
Так бывает в жизни, что истинное призвание открывается не сразу, а когда множество пройденных тропок выводят на широкую судьбоносную дорогу.
ТРУД И ТЕХНОЛОГИЯ
– Раньше мой предмет назывался «труд», сегодня – «технология», и я могу сравнивать, – утверждает Ирафедин Теюбович. – Что такое труд? Дайте человеку лопату или молоток и он пойдет что-то делать.
А технология – это уже другое: теория, чертежи. Даже чтобы собрать электрическую розетку, нужно знать, как это делается. Уроки технологии дают детям возможность думать, размышлять, подходить творчески к поставленным задачам. Без кинематики, без схемы сегодня ничего не делается.
Детям должно быть интересно на уроках. В следующем месяце закажем детали и соберем вертолет.
Возникает такой вопрос: школьники все разные, с различными способностями и предпочтениями. Кому-то нравятся высокие технологии, а кто-то предпочитает, не заморачиваясь, просто работать. Как поступает педагог в таком случае?
– Я прекрасно понимаю, о чем вы говорите, – рассуждает учитель, – работаем мы по одной программе, я веду уроки в 5-ти 9-х классах школы. На занятия приходят только мальчики, у девочек своя программа по технологии.
Но если кто-то из ребят заранее говорит о своем желании стать сварщиком, токарем, фрезеровщиком – пожалуйста, занимайтесь. У нас есть сварочный аппарат, фрезерный и токарный станок.
Многие мои бывшие ученики сегодня работают по этим и другим рабочим специальностям. Причем получают вполне приличную зарплату. К сожалению, школа не выдает никаких документов о приобретенной специальности.
Конечно, теорию знать хорошо, но нужно уметь применять ее на практике, делать что-то своими руками.
У меня, например, после школы были права тракториста-машиниста. Я работал на комбайне, когда от завода посылали на помощь колхозам.
МАСТЕР НА ВСЕ РУКИ
Ирафедин Теюбович зря времени не теряет: рассказывая о себе, он переделывает светильники дневного света под светодиодные лампы. Вспоминает, что нужно починить ворота школьного двора, отрегулировать сложный двигатель в котельной, да и вообще много чего сделать.
Все техническое хозяйство школы на нем. Причем делает все в качестве помощи родному учебному заведению.
На стенах кабинета технологии в строгом порядке на гвоздиках разнообразные инструменты на все случаи жизни, собранные самим педагогом. Каждому он находит свое применение.
Кроме того, во внеурочное время преподает такой предмет, как «шахматы» в начальных классах. Его шахматисты участвуют в муниципальных и республиканских соревнованиях, занимают призовые места.
ТЕХНАРИ И ГУМАНИТАРИИ
– Технические работники более ценные, чем гуманитарии, это моя точка зрения, – говорит Ирафедин Теюбович. – Посмотрите, сколько обладателей дипломов о высшем гуманитарном образовании не находят работы! Разве правильно, что, допустим, филолог трудится где-то поваром в столовой?
Меж тем бурильщики, строители, кровельщики, плотники без работы не остаются, к тому же приличная зарплата позволяет жениться, заводить семью, строить дом…
Считаю, что всем, кто заканчивает 9-класс, нужно давать специальность, чтобы выпускник уже мог себя обеспечить. А если захочет, пусть учится дальше.
Для этого школы должны располагать современной материально-технической базой, а обучать – опытные педагоги-наставники.
Нужно побольше конструкторов, технологов, которые могли бы разрабатывать новую технику, современное оборудование, высокоточные станки. Все это – будущее нашего Дагестана!
Конечно, республике нужны специалисты, квалифицированные рабочие и знатоки высоких технологий. Образованные, грамотные люди. Но главное в жизни – заниматься делом по душе, найти свое призвание, как нашел его педагог Ирафедин Теюбович.
Наталья БУЧЕНКО