Всякое умение трудом дается

…Он ходит широким шагом, грузно поворачивается, в правой руке стрелы – с легким свистом вылетая, бьются в цель. Правда, ходит он по столу, что-то гортанно выкрикивая по-английски, и в глаза не смотрит.

Потому что он – робот по имени Робин Гуд, но, в отличие от знаменитого тезки, благородного предводителя лесных разбойников, он робот-охотник, представленный учеником 9-го класса Айтеком Айтековым Махачкалинской школы №40 на конференции «Шаг в будущее» на секции «Умные машины, интеллектуальные конструкции, робототехника».

Конечно, Айтек сотворил такое чудо не сам, а под руководством преподавателя технологии школы Ирафедина Эюбова.

 

ИЗОБРЕТЕНИЯ

– Как получилось с роботом? – переспрашивает Ирафедин Теюбович, – все просто: я заказал в Китае детали конструкции, и мы вместе с учеником Айтеком Айтековым собрали Робин Гуда.

Вообще, должен сказать, что у нас, на уроках технологии, создаются и другие изобретения. Вот, например, прибор для определения силы ветра, – показывает коробочку с вентилятором.

Оказывается, прибор способен определять и возможности легких человека, что мы и проверили на месте. А вот еще лучевое ружье – внутри ствола специальная лампа, если направить в лицо человеку, на некоторое время он ослепнет.

Изобретают здесь не только ради интереса и любопытства, есть и такие, что приносят практическую пользу. Например, гальваническая ванна: если погрузить в нее ржавые чугунные детали, то происходит процесс, при котором коричневые старые пластинки становятся блестящими.

Ванна нашла применение на заводе сепараторов.

Много чего придумал и сделал со своими учениками Ирафедин Теюбович, о чем свидетельствуют многочисленные грамоты и награды на стенах кабинета технологии школы №40.

 

ХИМИЯ КАК ПЕРВАЯ ЛЮБОВЬ

Пытливый ум, золотые руки, профессионализм – так отзываются о нем все, кто когда-либо сталкивался с этим человеком.

Сам он вспоминает, что любовь ко всему неизведанному в науке и технике началась еще в школе в родном селении Джаба Ахтынского района Дагестана.

Особенно нравилась химия: это ж надо какие опыты можно делать, какая бурная фантазия пробуждается при изучении этого предмета.

Получилось так, что и в армии служил в химических войсках, и окончил Дагестанский государственный университет тоже по этой специальности.

Молодой специалист пришел на завод сепараторов, где получил должность начальника цеха, затем перешел на завод радиотоваров: там он становится инженером-технологом. Причем успевает учиться и успешно окончить Московский химико-технологический институт имени Менделеева.

В лихие 90-е, когда сворачивалось производство, закрывались заводы и фабрики, Ирафедин Теюбович уходит в промышленно-экономический колледж, где заведует мастерскими.

Последние 30 лет – преподаватель предмета «технология» в школе №40. Он – Почетный работник воспитания и образования Российской Федерации, имеет множество Почетных грамот от Минобра РД и Администрации Махачкалы.

– Я люблю детей, – говорит он, – потому и пришел в школу.

Так бывает в жизни, что истинное призвание открывается не сразу, а когда множество пройденных тропок выводят на широкую судьбоносную дорогу.

 

ТРУД И ТЕХНОЛОГИЯ

– Раньше мой предмет назывался «труд», сегодня – «технология», и я могу сравнивать, – утверждает Ирафедин Теюбович. – Что такое труд? Дайте человеку лопату или молоток и он пойдет что-то делать.

А технология – это уже другое: теория, чертежи. Даже чтобы собрать электрическую розетку, нужно знать, как это делается. Уроки технологии дают детям возможность думать, размышлять, подходить творчески к поставленным задачам. Без кинематики, без схемы сегодня ничего не делается.

Детям должно быть интересно на уроках. В следующем месяце закажем детали и соберем вертолет.

Возникает такой вопрос: школьники все разные, с различными способностями и предпочтениями. Кому-то нравятся высокие технологии, а кто-то предпочитает, не заморачиваясь, просто работать. Как поступает педагог в таком случае?

Я прекрасно понимаю, о чем вы говорите, – рассуждает учитель, – работаем мы по одной программе, я веду уроки в 5-ти 9-х классах школы. На занятия приходят только мальчики, у девочек своя программа по технологии.

Но если кто-то из ребят заранее говорит о своем желании стать сварщиком, токарем, фрезеровщиком – пожалуйста, занимайтесь. У нас есть сварочный аппарат, фрезерный и токарный станок.

Многие мои бывшие ученики сегодня работают по этим и другим рабочим специальностям. Причем получают вполне приличную зарплату. К сожалению, школа не выдает никаких документов о приобретенной специальности.

Конечно, теорию знать хорошо, но нужно уметь применять ее на практике, делать что-то своими руками.

У меня, например, после школы были права тракториста-машиниста. Я работал на комбайне, когда от завода посылали на помощь колхозам.

 

МАСТЕР НА ВСЕ РУКИ

Ирафедин Теюбович зря времени не теряет: рассказывая о себе, он переделывает светильники дневного света под светодиодные лампы. Вспоминает, что нужно починить ворота школьного двора, отрегулировать сложный двигатель в котельной, да и вообще много чего сделать.

Все техническое хозяйство школы на нем. Причем делает все в качестве помощи родному учебному заведению.

На стенах кабинета технологии в строгом порядке на гвоздиках разнообразные инструменты на все случаи жизни, собранные самим педагогом. Каждому он находит свое применение.

Кроме того, во внеурочное время преподает такой предмет, как «шахматы» в начальных классах. Его шахматисты участвуют в муниципальных и республиканских соревнованиях, занимают призовые места.

 

ТЕХНАРИ И ГУМАНИТАРИИ

– Технические работники более ценные, чем гуманитарии, это моя точка зрения, – говорит Ирафедин Теюбович. – Посмотрите, сколько обладателей дипломов о высшем гуманитарном образовании не находят работы! Разве правильно, что, допустим, филолог трудится где-то поваром в столовой?

Меж тем бурильщики, строители, кровельщики, плотники без работы не остаются, к тому же приличная зарплата позволяет жениться, заводить семью, строить дом…

Считаю, что всем, кто заканчивает 9-класс, нужно давать специальность, чтобы выпускник уже мог себя обеспечить. А если захочет, пусть учится дальше.

Для этого школы должны располагать современной материально-технической базой, а обучать – опытные педагоги-наставники.

Нужно побольше конструкторов, технологов, которые могли бы разрабатывать новую технику, современное оборудование, высокоточные станки. Все это – будущее нашего Дагестана!

Конечно, республике нужны специалисты, квалифицированные рабочие и знатоки высоких технологий. Образованные, грамотные люди. Но главное в жизни – заниматься делом по душе, найти свое призвание, как нашел его педагог Ирафедин Теюбович.

Наталья БУЧЕНКО

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Как питаться, чтобы пища не вызвала аллергию — обьяснили специалисты Студенческой поликлиники 

  Пищевая аллергия — это острая реакция иммунной системы на компоненты продуктов питания, чаще всего на белки. Как рассказали врачи...

Врачи Докузпаринской ЦРБ рассказали о первой помощи при анафилактическом шоке

В Неделю профилактики аллергических заболеваний врачи Докузпаринской ЦРБ рассказали о первой помощи человеку, у которого развился анафилактических шок. Анафилактический...

В дагестанских муниципалитетах установят ещё 2500 мусорных контейнеров

Глава Министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан Ратмир Расулов сообщил об улучшении ситуации с созданием контейнерных площадок в...

Врип главы Махачкалы избрали Секретарём местного отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия»

XXXIX конференция местного отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» прошла сегодня в Махачкале. На повестке стоял вопрос об избрании...
spot_imgspot_img

Хищение в размере 8, 5 миллионов рублей из Пенсионного фонда выявлено в Дагестане

По версии следствия, в период с 2017 по 2020 годы руководитель отделения Пенсионного фонда и его подчинённые вступили в...

Суд конфисковал львицу у жителя Махачкалы, которую тот держал в качестве домашнего питомца

Ленинский районный суд Махачкалы принял решение о конфискации львицы, содержавшейся жителем города в качестве домашнего животного. Мужчина незаконно держал львицу...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам