Будут и автобусы, и троллейбусы

Погодные условия и прочие стихийные действия природы, помимо коммунальных проблем, обнажили еще одну внутригородскую печаль махачкалинцев – нехватку общественного транспорта.

И если в обычном рабочем режиме жителям города удавалось хотя бы добраться до необходимого пункта назначения стоя, но «на колесах» – в период снежного разгула транспорта ждать пришлось долго. Но даже тем, кто решился воспользоваться услугами такси по вызову, поездка в этот день ничего хорошего не сулила. Машин на всех катастрофически не хватало, а оплата увеличилась вдвое. Многие в тот день устно в разговорах или письменно в чатах тг-каналов вспоминали троллейбусы с автобусами добрым словом.

 

КУДА-ТО ДЕВАЮТСЯ

На заседании ситуационного штаба 12 января в столичной мэрии и.о. главы города Ризван Газимагомедов потребовал от ответственных вплотную заняться проблемой общественного транспорта, увеличить количество маршрутных такси, а ранее на совещании во главе с руководителем региона было сказано о необходимости развития общественного транспорта, что подразумевает модернизацию троллейбусного управления в том числе. После этого в тг-канале обратной связи администрации пошел наплыв сообщений от подписчиков с просьбами и пожеланиями. В основном о нехватке общественного транспорта, а также неудобствах, испытываемых пассажирами в связи с этим.

«Пожалуйста, рассмотрите маршрут в Степном поселке. Одна маршрутка №12 и все. Водители говорят, что людей не бывает. А как люди могут долго ждать? Приходится идти в Редукторный поселок и там садиться в маршрутки. Вот и приезжают на пустую остановку маршрутники», – сообщил пользователь с ником AdmMax. «Выделите, пожалуйста, маршрутку в газораспределительный район, дачи, 33 «а» едет очень долго, где-то полчаса надо ждать. Не меньше», – написала Джавгарат Дустаметова. «Ура!!! Надеюсь 16-х маршруток теперь не будем ждать по 40 минут», – возрадовался пользователь Mali. «Именно в час-пик – особенно по вечерам маршрутки куда-то деваются. По полчаса стоишь на остановке», – рассказала Эля. «В утреннее и вечернее время переполнены практически все маршрутки, а если еще и погода плохая, то это вообще становится нереальным», – поделилась Марьяна Гамзатова. «101, 101 «а», 12 – из Хушета утром не могут попасть дети на учебу и взрослые на работу. 44, 69, 69 «а», 35 – этих машин также не хватает на маршрутах утром с 7 до 9 часов», – конкретизировал Муслим Гасан-Гусейнов. «Неплохо, почти вдвое увеличилось количество маршруток за 2 дня. Хотелось бы, конечно, чтобы по основным маршрутам ездили автобусы с отображением графика в онлайн-приложениях, тогда и жителям было бы удобно контролировать соблюдение графика», – написал один из подписчиков, ник которого включает графическое изображение. «Пустите автобусы, троллейбусы для простого люда, пожалуйста», – обратилась с просьбой Патя Капурова. Досталось и салонам маршрутных такси, толкающих пассажиров на религиозные «нарушения». «Эти все маршрутки-газели (новые) очень тесные, стоять места нет, водители готовы и на голову сидящих посадить людей… Слушайте, мы все-таки мусульмане, и посторонний мужчина не должен сидеть вплотную с посторонней женщиной. У них сиденья маленькие. Проход между рядами узкий», – прокомментировал в чате тг-канала Stranger.

 

БОЛЬШЕ МАШИН?

Мне, как пользователю общественного транспорта, пока что не приходилось ехать в переполненной маршрутке, но по части интервалов могу сказать определенно – они неудобны. Не рассчитаны на жителей города, особенно нелегко приходится, если нужно в течение дня быстро поменять несколько локаций. Причем отнимает время не только ожидание транспорта, но и сама перевозка кажется чересчур долгоиграющей тем, кто опаздывает или спешит по месту назначения.

Опишу среднестатистический день в утренней маршрутке. На центральной улице – пр. Гамзатова – ждешь «2 как троллейбус» или «20» минут 10-20. Усевшись в салоне поудобнее, ловишь себя на мысли, что в пути можно было бы и… поработать, ведь маршрутка едет медленно, останавливаясь на каждой остановке и, помимо этого, целых 5 минут стоит на остановке рядом с «7 континентом». В этот момент в салоне начинается ерзанье. Два или три пассажира нервно сообщают водителю, что торопятся. На что получают вежливый отказ: «Извините, у нас система такая». Система наверняка подразумевает максимальный забор пассажиров по пути, чтобы сделать «план», но люди в такие нюансы не вникают. Им надо поскорее и без длительных остановок. Временами водители вступают в полемику с коллегами по телефону, монотонно объясняя собеседникам, что «ты газовал», «я был там. Я тебя видел», «тогда ты езжай вперед» и пр. Ввиду пробок или еще каких-либо причин в вечернее время маршрутку за номером 25, которая едет в сторону ЦУМа, приходится ждать минут 15-20. На ожидание маршрутного такси за номером 100, которое также едет в направлении центра города и, более того, по сокращенному пути, уходит почти 40 минут. Рассчитывать на этот номер приходится как на случайный выигрыш в лотерее. Поэтому иногда пригождаются навыки быстрой ходьбы, которые позволяют оказаться в нужном месте в нужный час.

А что делать, если расстояние внушительное и на вынужденную пешую прогулку потребуется не 20 и не 40 минут. А больше? Тогда надо терпеливо дожидаться столько, сколько потребуется, а время ожидания потратить на воспоминания о том, что прежде был выбор между маршрутным такси, троллейбусом и автобусом. Конечно, королевских условий нигде нет. На то это и общественный транспорт, но бюджет средней махачкалинской семьи мог экономить за счет разницы в цене между всеми тремя видами транспорта. Причем те же «Метаны» по скорости не сильно отличались от маршрутных такси. К тому же в эти автобусы легко помещались детские коляски. В маршрутку с таким подручным хозяйством не влезешь. Единственный минус – их приходилось чуть дольше ждать.

К слову, проведенное тг-каналом «Экономика Дагестана» голосование по вопросу «Чего сегодня не хватает общественному транспорту Махачкалы» показало следующий результат – больше всего голосов набрали варианты: «запуск большего числа автобусов и троллейбусов» – 58% и «больше самих машин» – 38%.

 

СКОЛЬКО И ЧЕГО

Напомним, ранее «МИ» писали о проблеме нехватки общественного транспорта («Сел и поехал» от 20.10.2022. – Прим. авт.). Возвращаясь к этой теме вновь, мы расспросили начальника городского Управления транспорта, связи и дорожного хозяйства Мухтара Маламагомедова о том, как будут решаться озвученные проблемы с учетом новых инициатив и повышенного внимания руководства города к этой теме.

– Заммэра Махачкалы в ходе заседания ситуационного штаба рассказал, что удалось увеличить количество маршрутных такси до 900 единиц. Почему в непогоду курсировало только 500 единиц пассажирского транспорта? Имеются ли у Управления транспорта рычаги воздействия на перевозчиков, допускающих нехватку пассажирского транспорта в условиях непогоды?

– Действительно, в период непогоды выход транспорта по муниципальным маршрутам был сокращен. В ежедневном режиме Управлением осуществляется мониторинг и формируется сводная информация по количеству подвижного состава на линиях маршрутов. Также специалистами Управления проводится визуальный мониторинг различных проблемных маршрутов, составляются акты, направляются предписания. Вся наша работа проводится в рамках действующего муниципального контроля. На основании положений о муниципальном контроле в данной области составляются материалы для последующего обращения в суд с целью привлечения недобросовестных перевозчиков к предусмотренной законом ответственности.

– Есть ли необходимость в открытии новых маршрутных линий в Махачкале? В пригородных поселках? Что для этого необходимо сделать, есть ли необходимость в привлечении новых перевозчиков?

– Новые перевозчики могут быть привлечены только в рамках конкурсных процедур. При этом, в соответствии с Положением об организации транспортного обслуживания населения, новые муниципальные маршруты устанавливаются, если невозможна организация перевозки пассажиров путем изменения существующих маршрутов.

По мере создания безопасных условий для организации регулярного движения пассажирского транспорта, Управлением принимаются меры для обеспечения транспортного обслуживания частей города, которые ранее не были охвачены маршрутной сетью. При этом, в связи с высокой загруженностью улично-дорожной сети Махачкалы, приоритетным для данных целей является изменение и продление действующих маршрутов, а не установление новых.

Так, ранее Управлением внесены изменения в схему движения маршрутов № 14, №16, №45 и др., что позволило обеспечить транспортную доступность для мкр. ДОСААФ, Авиаагрегат, Турали.

– На совещании с участием главы региона и.о. мэра Махачкалы остановился на вопросе развития общественного транспорта. Что планируется сделать в этом направлении?

– Основным направлением развития городского общественного транспорта является развитие магистральных видов перевозок путем установления магистральных маршрутов, обслуживаемых транспортом большой вместимости. Администрация г. Махачкалы продолжит готовить заявки на участие в доступных федеральных проектах для привлечения федеральной поддержки на модернизацию подвижного состава и транспортной инфраструктуры. Также планируется продолжить внедрение автоматизированной системы оплаты проезда и развивать диспетчерскую службу общественного транспорта.

– К вопросу о развитии общественного транспорта – планируется модернизация троллейбусного управления с перепрофилированием на автобусно-троллейбусное. Это позволит снять проблему нехватки транспорта? Сколько единиц транспорта большой вместимости потребуется городу?

– В случае приобретения автобусов большой вместимости, Администрацией г. Махачкалы рассматривается возможность передачи их в МУП «Махачкалинское троллейбусное управление». Предприятие имеет удобное местоположение, располагает достаточной территорией, имеет необходимую производственно-техническую базу. На начальном этапе рассматривается вопрос приобретения 40 троллейбусов и 50 автобусов большой вместимости. Этого количества будет достаточно для создания «каркаса» новой маршрутной сети – магистральных маршрутов.

– Существует ли вероятность того, что увеличение общественного транспорта повлечет проблему бесконечных пробок на дорогах?

– Для повышения качества транспортного обслуживания Управлением планируется оптимизация маршрутной сети, минимизация дублирования маршрутов, замена подвижного состава малой вместимости (маршруток) на автобусы повышенной вместимости. Реализация этого комплекса мер позволит минимизировать негативное влияние общественного транспорта на загруженность транспортных потоков.

В перспективе также рассматривается вопрос введения выделенных полос по основным городским проспектам (пр. Акушинского, пр. И. Шамиля, пр. Петра I и др.).

– Есть ли необходимость увеличить количество маршрутных такси на существующих линиях?

– По части муниципальных маршрутов имеются систематические жалобы на нехватку транспортных средств. Как сказано ранее, по данным маршрутам ведется работа в рамках муниципального контроля.

Также есть некоторое количество маршрутов, по которым перевозчики испытывают сложности в привлечении водителей, в связи с отсутствием устойчивого пассажиропотока. По данным маршрутам ведется точечная работа, по возможности перестраивается маршрутная сеть для обеспечения бесперебойного транспортного обслуживания проблемных районов.

 

P.S. И в качестве небольшого отступления: оказавшись в махачкалинском общественном транспорте, ощущаешь, что ты побывал во внутригородском микромире. Водитель на правах старшего в поездке может читать нравоучения пассажиру-школьнику о пользе знаний, приводя в пример самого себя и своих детей, которым он каждый день говорит: учись, чтоб стать человеком. Бабушка 96 лет рассказывает о прожитом и пережитом. И пассажиры вместе с ней, перелистывая страницы биографии, восхищенно вздыхают, желая себе такой же ясности ума и физической сноровки. Иногда водители выдают фразы, достойные репертуара известных юмористов. Так, рассматривая протянутую «пятидесятирублевку», водитель грустно произнес: «Я вас умоляю, не скручивайте так сильно деньги. Я же ими не ружье заряжаю». А на требование высадить на каспийской остановке водитель сообщил пассажирам: «Вот вам остановка, загс и травматология»…

Лариса ДИБИРОВА

Предыдущая статьяБезопасности в районе быть
Следующая статьяО проблеме буллинга

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

В роддоме в Махачкале в январе спасли четырех детей с экстремально низким весом

Врачи роддома Республиканской клинической больницы им. А.В.Вишневского в Махачкале в январе текущего года спасли четырех детей с экстремально низкой...

В Махачкале планируют создать типовой питомник для бездомных животных

Комитет по ветеринарии Дагестана должен проработать вопрос создания типового питомника для бездомных животных в Махачкале. Соответствующее поручение премьер-министр республики...

Завершился конкурс по отбору кандидатур на пост главы Ленинского района Махачкалы

Завершился конкурс по отбору кандидатур на должность главы Ленинского района Махачкалы, который проходил в актовом зале районной администрации. Ко второму...

В Махачкале произошло ДТП с участием полицейской машины

Авария с участием служебной полицейской машины произошла в Махачкале, сообщает пресс-служба МВД Дагестана. В ночь на 1 февраля, примерно в...

«Ростелеком» установил видеонаблюдение и модернизировал пропускную систему на автозаводе «УРАЛ»

Компания «Ростелеком» оборудовала дополнительными камерами внешнего видеонаблюдения стратегически важную часть периметра автомобильного завода «УРАЛ» в городе Миассе Челябинской области....

В Махачкале по решению суда снесут 4-этажное строение

Суд в Махачкале удовлетворил иск правового управления администрации города о сносе четырехэтажного объекта капитального строительства по ул. А. Алиева...

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам