…Что чувствуешь, проведя весь рабочий день на ногах, кружа вокруг кресла с ножницами, расческой, поминутно глядя то на клиентку, то в зеркало напротив?
Болят ноги… ломит руки… спина как будто не своя… И так каждый день.
Земфира Магомедова, дамский мастер-стилист, а заодно и хозяйка салона красоты «Вита», улыбается: – Да, когда вижу, что все девочки устали, говорю – отдохнем. Конечно, если в зале нет клиентов.
Садимся, пьем чай с конфетами, разговариваем… Я обязательно после работы принимаю холодный душ, чтобы ноги не болели. Легче становится. Еще у меня такая привычка: с подругами хожу в парную, плаваю в бассейне, посещаю массажиста.
А как же? Надо себя держать в форме, работа такая.
ПСИХОЛОГ
Какая она, эта работа? Ведь сюда приходят не только стричься, делать укладку и маникюр. Зачастую бывает так, что человеку просто не с кем поговорить, или нужно отвлечься от повседневной суеты.
– Мы создаем красоту, стараемся, чтобы в салоне было уютно всем. Всех встречаем с улыбкой, помогаем раздеться, предлагаем горячий свежезаваренный чай, – говорит Земфира Юсуповна.
–Люди разные приходят. Некоторые дамочки хотят просто сорвать на нас свое плохое настроение, но и тут у нас железное правило: улыбка, чай, беседа.
Вот недавно был такой случай. Заходит клиентка и сразу с порога: – Сколько стоит у вас стрижка? Я объясняю: сначала мытье головы, потом сама стрижка, затем укладка.
Она с вызовом: дорого, пойду в другой салон! Мне укладка не нужна. Короче, хочет стрижку на свою немытую голову. Я терпеливо объясняю, что ее надо помыть, придать формочку.
Она постепенно успокаивается, садится в рабочее кресло. Мы подбираем ей стрижку, работаем. И что? Уходит довольная.
Я чувствую людей, вижу, кто с каким настроением пришел, знаю, что и кому сказать. И здесь не нужно быть психологом. Достаточно того, что в сфере работаю уже 45 лет… И люблю эту работу.
ПЕРВЫЙ МАСТЕР
Вот такая любовь. И началась она очень давно, еще когда Земфире Юсуповне исполнилось 7 лет и она собирала свой портфель, чтобы 1 сентября пойти в 1-й класс. Мама предложила пойти постричься в парикмахерскую.
Если кто помнит, раньше в советские времена, за магазином «Тарки-Тау» (ныне «Телли»), находился небольшой продуктовый рынок. Так вот, между торговыми рядами стояло небольшое дощатое строение с блеклой вывеской – парикмахерская.
Туда-то и пришли мама с дочкой. В те годы работала в салоне мастер Зинаида Чугланова. К ней и посадили девочку.
Прочь косички, здравствуй новая жизнь! Зинаида сделала модную стрижку – боб-каре. Заметив восхищенный взгляд Земфиры, тихо спросила: тоже хочешь быть парикмахером?
Конечно, да, кивнула та головой. Зинаида подарила маленькой клиентке игрушку – плюшевого мишку, который стал счастливым талисманом на всю жизнь.
С тех пор началась эта дружба: стричься Земфира ходила только к ней, а после 7-го класса все лето провела, наблюдая за работой мастера.
ДОМ БЫТА
– После 8-го класса Зинаида приняла меня в свой салон, – продолжает рассказ Земфира Юсуповна, – передала мне все свои работы, научила делать самые красивые стрижки – каре, аврора, сэссун, рапсодия, гарсон, Наташа.
Обучила окрашиванию волос, всем химическим завивкам. Раньше на дамского мастера учились полгода, я же обучалась ровно год.
Практику я проходила в салоне «Улыбка» на ул. Дахадаева, потом сдавала экзамены в Доме быта. В комиссии заседали лучшие профессионалы города Нина Кушнаренко, Маша (фамилию не помню) и еще несколько человек.
Экзамены длились 3 дня. Мы подбирали клиентов среди знакомых и выполняли на них все стрижки и укладки.
В то время не было частных салонов, все они входили в систему Комбината бытовых услуг на ул. Гагарина. Мне предоставили работу в салоне, который находился в Доме быта на пр. Ленина. Сегодня его нет, а здание кто-то выкупил.
«ВИТА»
Так сложилась жизнь, что из 45 лет, отданных профессии, 30 пришлись на советское время и 15 последних – на дикий капитализм.
Земфира Юсуповна по совету Беллы Шалумовой, тогдашнего директора Дома быта, открыла свой салон, арендовала помещение на 1-м этаже 5-этажки и сама принимает дамских мастеров на работу. Сетует, что мало осталось настоящих профессионалов, ведь искусство парикмахера можно сравнить с работой художника: настоящий мастер имеет безупречный вкус и серьезную подготовку.
Говорит, что если раньше обучение длилось минимум полгода, то сегодня только два месяца. А чему можно научиться за это время?
Рассказывает, как сама недавно посетила семинар, который провела коуч из Москвы. Деньги заплатила, но ничего нового не узнала.
– Мне не нравятся новшества, которые предлагают приезжие специалисты. Назвать их я не могу, только хочу сказать, что речь идет о химических веществах, которые вредно отражаются на здоровье.
Я же предлагаю клиенту то, что скорее лечит волосы, чем вредит. Работаю упрощенно, по-старинке. Обязательно рассказываю, что и как действует, советую, как ухаживать за волосами.
ШКОЛА
О чем мечтает? Хочет открыть школу для обучения профессии мастера-стилиста. Пригласит настоящих специалистов, сама будет руководить процессом. Озабочена тем, чтобы как можно больше людей имели хорошую профессию.
Жизнь непредсказуема, а мастерство парикмахера придает хоть какую-то уверенность в завтрашнем дне. Советское время вспоминает с теплотой, был какой-то порядок. А сегодня на частном предприятии, коими являются салоны красоты, нет ни больничных, ни отпусков, ни выходных.
Как будет рассчитываться пенсия у девочек, которые работают сегодня, никто не знает. Сама она получает пенсию за те 30 лет работы в государственном салоне.
ДОМ
Работа не кажется ей однообразной, разные люди, разнообразные запросы и желания. Дома про работу забывает. У нее железное правило: работа – это работа, а дом – это дом. В ее квартире даже расчески нет. Так, маленькая расчесочка, которая поселилась в сумке и редко видит белый свет.
Очень любит проводить время на кухне, обязательно готовит сама что-то вкусненькое на ужин. Например, семгу на пару. Любимые внуки, сын, невестка, домашние дела – все это тоже наполняет жизнь глубоким смыслом и содержанием.
А утром – на работу, в свой салон, чтобы привнести в этот неуютный мир немного красоты …
Наталья БУЧЕНКО