Рисование – как стиль жизни

Среди девяти муниципальных учреждений дополнительного образования Махачкалы есть одна школа, в которой на протяжении 50 лет детей обучают изобразительному искусству – живописи, декоративно-прикладному творчеству, основам дизайна, истории и теории искусства. Рассказать о школе мы попросили руководителя – заслуженного работника культуры Дагестана, лауреата премии Правительства России в области культуры, обладателя Почетного золотого знака Российского профсоюза работников культуры Гюльнару Мамашеву.

 

ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ

– Детская художественная школа образована в 1973 году. В мою жизнь вошла в начале 80-х и, навсегда связав меня с искусством, стала вторым моим домом по сегодняшний день. Располагалась школа в те годы на окраине Махачкалы, в не очень приспособленном для занятий помещении. Но уже в 1975 году состоялась Первая республиканская выставка в Клубе рыбников, а затем в новом кинотеатре «Россия». Спустя пару лет школа уже принимала участие в международных конкурсах, которые принесли первые медали. Школа стала известна во всем Дагестане и за его пределами. В длинном перечне заслуг не только награды, но и имена выпускников – известных художников, архитекторов, журналистов, дизайнеров. Бывшие выпускники школы, продолжив учебу, стали преподавателями художественного училища и института искусств, вернулись в родную «художку». Так и я вернулась сюда 30 лет назад и вот уже 12 лет являюсь директором школы.

Без малого 50 лет существует наша школа и существует успешно. На сегодняшний день она остается единственным образовательным учреждением, где рисованию обучают профессионально, придерживаясь традиций русской академической школы.

В 2013 году в соответствии с Законом «Об образовании» школа одной из первых в Дагестане начала перестройку своей работы реализацией федеральных государственных предпрофессиональных программ в области искусств. Сохранив основную функцию, – преподавание таких предметов, как живопись, рисунок, композиция, история искусств – школа стала другой, не той, которой была десятилетия назад. Это больше, чем просто образовательное учреждение, и больше, чем просто культурное заведение.

 

О ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ

Что изменилось в школе с принятием новых программ?

– Школа изменилась принципиально. Во-первых, укрепился ее материально-технический уровень. Благодаря поддержке Управления культуры на сегодняшний день мы имеем все необходимое для полноценного учебного процесса. Все классы станковой и декоративной композиции оборудованы компьютерами, проекторами, аудиосистемами. Кабинеты рисунка, живописи на сто процентов оборудованы мольбертами, стеллажами и другой учебной мебелью.

Приобретен станок для печатной графики, о котором раньше мы могли только мечтать. Во-вторых, коллектив преподавателей пополнился новым, молодым поколением креативно мыслящих людей, желающих работать и проявлять свою индивидуальность. В-третьих, новые программы уже показали свою жизнеспособность. В прошедшем учебном году мы провели третий выпуск учащихся, освоивших программу и решивших продолжить образование в художественном училище. То есть стать профессиональными художниками.

А детям не скучно? Бытует мнение, что учить рисованию не нужно, они должны иметь свободу самовыражения.

– Проверено опытом: если ребенку у нас скучно, то ему просто скучно учиться. «Не учите меня рисовать». Можно и не учить. Не обучаясь, иногда, в редком случае, можно добиться быстрого успеха. Как правило, ненадолго. Для самовыражения можно посоветовать изостудии, частные уроки.

 

«ОДНОЗНАЧНО – УЧИТЬ!»

Гюльнара Нажмудтиновна, ваш труд отмечен дипломами, благодарностями, почетными грамотами. Что вы чувствуете, когда получаете высокую оценку?

– Награда для меня не самоцель, а скорее, ответственность. Каждая награда – подтверждение того, что я делаю свою работу правильно. Каждая награда – это определенный рубеж, планка, которая взята. А дальше новые горизонты, новые достижения. Благодаря многим перспективным начинаниям начальника Управления культуры города Фарида Абалаева школе был дан новый старт и движение. По его инициативе и при его поддержке создана Первая детская галерея, которая сделала школу местом, где воплощаются мечты. Первые и последующие творческие проекты имели огромный успех у зрителей. Рисунки учащихся и детское творчество представлялось в проектах замысловатыми артобъектами, инсталляциями, пластическими формами и объемами, в которых воплощались креативные идеи и художественные образы. Чего стоят одни названия: «Живое море», «Сказка, рассказанная на ночь», «Бумажный солдат», «Приглашение к путешествию», «Шелковый путь», «Алиса в Стране чудес», «Фильм, фильм, фильм», «Театральный альбом», «Время играть», «Путешествие с динозаврами» и многие другие.

Юбилей народной поэтессы Дагестана Фазу Алиевой мы отметили ярким и незабываемым проектом «Я – птица твоего большого сада», в котором показали декоративно-прикладное искусство школы, текстиль и печатную графику. К столетию великого дагестанского поэта Расула Гамзатова мы готовим выставку, посвященную его творчеству «Прекрасны в книге жизни все страницы», которую представим зрителям в выставочном зале Союза художников Дагестана.

Гюльнара Нажмудтиновна, как директор и многодетная мама, что бы вы посоветовали родителям, которые не решаются отдать ребенка в художественную школу?

– И как мама, и как директор, однозначно – учить! Есть много причин, чтобы отдать ребенка в художественную школу, и их должны знать современные родители. Занятия рисованием воспитывают волю и дисциплину: заниматься надо постоянно, регулярно и без перерывов. Почти с тем же упорством, с каким чемпионы тренируются в спортзале. Кстати, мой старший сын всерьез занимается спортом. Дочь занимается танцами и рисованием. Младшему сыну все это еще предстоит. Давно замечено, что дети, занимающиеся рисованием и лепкой, лучше говорят и пишут, легче запоминают иностранные слова, быстрее усваивают грамматику. Занимаясь рисованием, ребенок развивает и математические способности. Он учится пространственно мыслить, рисуя с натуры и по воображению, манипулирует абстрактными цветовыми фигурами. Психологи доказали, что маленькие художники, если даже не слишком преуспели в развитии художественных навыков и памяти, зато обошли своих сверстников по уровню мышления. Художественные занятия в детстве – это воспитание характера, восприятие красоты на всю жизнь. Искусство – лучший путь к жизненному успеху. Поэтому считаю, за дополнительным образованием – будущее наших детей.

Шихмагомед НУРМАГОМЕДОВ

Предыдущая статьяНемного солнца в холодной воде
Следующая статьяДни воинской славы

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Еще 12 светофорных объектов модернизируют в Махачкале в рамках внедрения ИТС

Еще 12 светофорных объектов планируется модернизировать на территории Махачкалы в текущем году в рамках внедрения интеллектуальной транспортной системы. Результаты внедрения...

Жителя Махачкалы задержали по подозрению в убийстве

Житель Махачкалы задержан по подозрению в убийстве, сообщает пресс-служба МВД Дагестана. По данным полиции, 18 марта между 37-летним махачкалинцем и...

Педагог из Махачкалы признан лучшим учителем родного языка в Дагестане

Учитель аварского языка Гимназии №11 Махачкалы Магомед Манапов стал победителем республиканского профессионального конкурса «Лучший учитель родного языка и родной...

Жителей пригорода Махачкалы просят не пить воду из-под крана

Жителям поселка городского типа Шамхал-Термен, относящегося к Кировскому району Махачкалы, необходимо на время отказаться от употребления воды из-под крана. Специалисты...

Более 60 человек заболели корью в Махачкале с начала года

Более 60 человек заразились корью в Махачкале с начала 2023 года, сообщает пресс-служба дагестанского управления Роспотребнадзора. «В Дагестане с начала...

Сергей Меликов: «В городах не хватает общественных территорий»

Глава РД Сергей Меликов высказался о проблеме нехватки общественных пространств на примере Махачкалы: «В первую очередь все говорят о том,...

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам