На туристической волне…

Каких-то лет 6-7 назад в Дагестане никто не прогнозировал, что в короткие сроки республика станет туристическим раем. Гости из разных регионов будут круглый год приезжать в республику, интересоваться обычаями, культурой, кухней, фотографироваться на фоне местных достопримечательностей и выкладывать свои впечатления, в целом положительные, в соцсетях. С началом «спонтанного туризма», возникшего после пандемии 2019 года, прежние разговоры экспертов отрасли о том, почему при наличии климатических и природных ресурсов республика не пользуется популярностью, отошли на второй план. Зато в дагестанском сегменте тг-каналов активизировались посты иного плана – о том, как, почему и каким образом до приезжих должна доходить информация об особенностях местного менталитета, который реагирует на отклонения от норм общественного поведения и дресс-кода.

В соответствии с федеральным законодательством (подробнее читайте на 27-й стр. «МИ»), туристы должны иметь хотя бы общее представление об особенностях местного колорита посещаемого региона и стараться им соответствовать. В Дагестане в этом смысле жестких ограничений нет, однако исходя из постов, сопровождаемых фото и видео-«подтверждениями», будоражащими зрение и слух общественности, недопонимания все же случаются. Отсюда – возмущения местных блюстителей «облика морале» о недопустимости всего того, что вызывает, скажем так, вопросы у местных. Возможно, поэтому в ряде пабликов появилось обращение с просьбой максимально репостить памятку для туристов с рекомендациями.

Необходимость в информировании приезжих объясняется и тем, что приезжие, скорее всего, не подозревают о неких тонкостях поведения в другом регионе. В то же время местный колорит, обусловленный религиозными устоями и адатами, можно также отнести к еще одной особенности культуры региона, которая привлекает туристов своей неоднозначностью. Несмотря на эти моменты, «МИ» решили разобраться, чего не хватает для развития туризма в Дагестане и надо ли транслировать туристам свои порядки касаемо одежды и правил поведения в общественном месте.

 

ЗНАЮТ, КУДА ЕДУТ?

Итак, летом, когда студенты возвращаются из Махачкалы в свои села и города, эстафету съемных квартир принимают туристы, желающие отдохнуть на побережье Каспия и повидать все достопримечательности столицы республики. О том, что Махачкала представляет собой как туристический объект и насколько важно для туристов приехать в республику подготовленными, «МИ» расспросили гида по Дагестану Рамазана Адиллаева:

– Практически всегда, когда мы набираем туры, всем участникам заранее скидываем памятки о дресс-кодах. Соблюдается или нет, это уже другой вопрос, но до приезда они бывают предупреждены об особенностях здешнего менталитета. Туристы знают, куда едут, – уверенно говорит он, но уточняет, что те, кто предпочитают путешествовать на своей машине вне тургрупп, возможно, не осведомлены о местных особенностях…

По словам гида, туристы стремятся в Дагестан, предвкушая увидеть и прочувствовать красоту местной природы, особенности национального колорита, к которым, вне сомнений, относят гостеприимство, и в целом с пониманием относятся к рекомендации придерживаться определенных норм при выборе одежды. «Мы им объясняем, почему надо следовать местным устоям – они их охотно соблюдают, и проблем нет. Они едут с большим желанием приобщиться к местной культуре, и мы им в этом помогаем. Помимо дресс-кода, в памятках содержатся советы не распивать спиртное в общественных местах и не курить – женщинам, имеется в виду. Если такое желание возникает, мы предусмотрительно отводим в укромное место, чтобы люди могли там покурить, не вызывая нареканий и неприятия у общественности», – уточняет Адиллаев. Гид отмечает, что туристов интересует буквально все: местная кухня, как дагестанцы общаются, женятся, разводятся, как дети проводят время, куда ездят отдыхать.

– Список мест для посещения в Махачкале составляется с учетом пожеланий туристов? Они озвучивают свои пожелания? Или право выбора остается за гидом?

– Все индивидуально. Кто-то стремится побывать в кафе, попробовать национальные блюда, послушать национальную музыку, увидеть танцы. Кто-то хочет посетить мастер-класс по приготовлению национальных блюд. Запросов миллион, и каждый туроператор смотрит, что им нужно, и старается им это предложить.

Из местных достопримечательностей туристов в основном интересует Джума-мечеть, также выезжаем на смотровую площадку в Тарки, Родопский бульвар, Городской пляж. Историческая часть города пользуется популярностью. С большим интересом туристы посещают наш Второй рынок. Для них это изюминка. В регионах России все крытые рынки в основном превратились в торговые центры, а у нас этот рынок еще с советских времен стоит. И в первую очередь их привлекает товар – вкусный свежий, наши торговцы, которые делают уступки в цене, то есть местный колорит, присущий дагестанцам.

– Помимо позитивных эмоций, что еще высказывают туристы? Приходится ли им сталкиваться с неожиданностями, о которых ранее они не были предупреждены?

– Многое зависит от грамотной работы туроператора – от всех нас. Я могу им все красочно описать, рассказать, но если они видят что-то неприятное, это накладывает свой отпечаток. В целом 95% людей, которые отсюда уехали, изъявили желание еще раз побывать в республике.

При всем том, что дагестанцы высказывают упреки своим землякам за повышение цен на продукты и съемное жилье с началом туристической активности, Адиллаев уверен, что дело не столько в туристах, а в (помимо всего прочего) дагестанской жадности, которая довлеет в сознании местных жителей, алчущих заработать неплохие деньги за короткий срок: «Туристы – это всего лишь одна из причин – не будут сюда ездить, найдут другую причину поднимать цены. Мы же все видим и знаем, что любой праздник становится поводом для роста цен на продукты», – констатирует он.

 

ГЛАВНОЕ – НЕ ЧТО, А КАК…

Избалованные приездом селебритиз и разных знаменитостей в постпандемийные годы, а также увеличившимся наплывом туристов, дагестанцы со свойственной им предприимчивостью начали приспосабливаться к «вновь открывшимся обстоятельствам». Помимо разного рода кафе, магазинчиков с изделиями народных мастеров, посуточных квартир и прочих услуг, дагестанцы стали пробовать себя в роли экскурсоводов по Махачкале и Дагестану. Среди них есть как уже зарекомендовавшие себя, так и новые имена. Набрав в строке поиска гид в Дагестане, теперь можно увидеть множество сайтов, рекламирующих гидов поименно с описанием их навыков и умений. Краткое резюме содержит приветственный посыл с перечислением экскурсий, разработанных гидами. Ценники прилагаются. С этой позиции «МИ» решили расспросить одного из первоначинателей в этой сфере Камала Салманова, прославившегося в соцсетях благодаря видеотрансляциям сбора фруктов в семейном саду.

Тогда в 2017 году, когда история проекта эко- и агротуризма семейного формата «Нескучный сад Салмановых» только начиналась (и репортеры федеральных каналов, заинтересовавшись проектом сами, привлекли внимание жителей других регионов к этой локации), Салманов вспоминает, что первыми в саду гостевали блогеры, которые до этого, повидав немало мест, ехали в Дагестан как в экзотическое место, на свой страх и риск. И если тогда неискушенные местными примечательностями туристы смотрели на новые места, широко открыв глаза, то сейчас они ищут новые способы узнать Дагестан, поэтому и гидам, и туристам приходится поразмыслить над выбором локаций и проводников к ним.

– Сейчас, когда туристы едут в Дагестан и перед ними открыт большой выбор турфирм и мест для посещения, чем вам удается их к себе привлечь?

– Я работаю, как туроператор, и плюс к этому веду агротуристический семейный проект. Я понимаю, о чем вы говорите, потому что сам вожу туристов по другим локациям. У нас нет ни одного рекламного щита, ни одного рубля мы на рекламу не тратим, наши посетители – это в основном те люди, которые были с нами с первого дня. Они приезжают уже не в первый раз, и дети их растут вместе с нами. Наверное, мы привлекаем туристов душевной атмосферой – такой вид семейного отдыха «от дагестанской семьи – другим семьям». Наверное, людям это интересно и нравится сюда приезжать, чтобы посмотреть, как растут абрикосы и персики, попробовать их прямо с дерева.

– Туристы с годами меняются? Какие запросы сейчас предъявляют к вам? Вам приходится подстраиваться под них?

– Если в первые годы не было никаких требований к сервису, то сейчас они появились. Но и мы, местные, должны понимать, что если человек платит, он хочет видеть за эти деньги определенный уровень сервиса.

– Ну вы же можете сослаться на особенности менталитета. У нас так не принято… будьте добры, потерпите.

– На этом можно «кататься» год, два-три. Но 5-6 лет на одной и той же заезженной пластинке далеко не уедешь. Конечно, среди туристов встречаются люди, которые хотят посмотреть не только Сулакский каньон, Хунзах, Гуниб и Дербент, они хотят увидеть более аутентичный Дагестан. Есть туристы, которые побывали по 4 раза в Тляратинском, Кулинском районах. Около 4-5 районов – наиболее посещаемые в Дагестане. А всего у нас примерно 40 районов, и в каждом свои промыслы, обычаи. И если мы предупреждаем, что едем в районы, где нет гостиниц и условий, в таком случае – да, они готовы и понимают, что придется потерпеть неудобства. Когда речь идет о городах, если гости видят, что, допустим, где-то улицы завалены мусором, люди к этому относятся с непониманием.

– Туристы делятся на «городских» и «сельских»? Я правильно понимаю?

– Есть кольцевые маршруты – когда ты делаешь кольцо по всему Дагестану, начиная с Сулакского каньона и заканчивая Дербентом, получается, каждый день ночуешь в разных местах. А есть радиальный маршрут, это когда ты ночуешь в одном месте, но выбираешься оттуда для поездки на Сулакский каньон, в Дербент и т.д. То есть две основные категории.

– В Махачкале люди уже поняли, что туристам здесь понравилось. Квартиры начали сдавать посуточно и подороже. Продукты подорожали. А в районах люди тоже начали свой «бизнес» или пока присматриваются?

– Пока что присматриваются, но так или иначе эта тенденция дойдет до районов, потому что мы превращаемся в тот же Сочи или Сухум, в подобные туристические места, где главной задачей местного населения становится срубить побольше «бабла» с приезжих.. У нас это приобретает уродливые формы. Мы все понимаем, но выгонять местных квартирантов, чтобы летом сдавать втридорога туристам… Такого, как у нас, я еще нигде не видел. Это очень печально.

– В районах люди такого преимущества лишены. Никто у них квартиры не снимает. Но я к чему спрашиваю, многие люди бросают свои дома, переселяются в города, по факту превращая их в «муравейники». Возможно, приезд туристов как-то повлияет на сознание дагестанцев, заставит передумать и не покидать село. Он будут понимать, что есть смысл продолжать жить там и зарабатывать, не выезжая в города. И, возможно, земля там начнет дорожать ввиду притягательности места. Такова закономерность.

– В Италии и Франции много старинных городков, деревень. Они создают специальные программы, предлагают дом за 1 евро, чтобы тот, кто планирует поселиться в таком жилье, остался там на несколько лет и вкладывал деньги на реконструкцию, ремонт. У Дагестана есть возможность попробовать нечто подобное в тех селах, которые стремительно пустеют, но интересны туристам. Это уникальная возможность сохранить свои родовые села для дагестанцев, если все делать красиво и правильно. Но, к сожалению, у нас такой проект может превратиться в другую историю. Надеюсь, до горных сел это не дойдет. Как я и говорю, для Дагестана это уникальный шанс – жить в своем селе, развивать его и использовать туристические возможности села во благо. И я надеюсь, традиции гостеприимства сохранятся в горных районах. Но в дальнейшем если гостеприимство превращать в индустрию и если делать это правильно, то можно сохранить и развить туризм, а если это все превращать… за каждый шаг налево-направо – плати, в уборную зайти – 50 рублей, то это, конечно, может сыграть негативную роль в развитии туриндустрии. И мы, надеюсь, до такого не дойдем.

– В плане дресс-кода нужно ли предупреждать туристов о том, как они должны выглядеть, что можно или нельзя. Они ж, собственно, едут сюда не себя показать, а на нас посмотреть. Одеваются так, как привыкли в своем регионе, другое дело, как мы это воспринимаем…

– В федеральном законе эти моменты четко и ясно прописаны. Туристы должны уважать обычаи и уклад жизни местных людей. И если что-то не принято, 99 % туристов с большим уважением и пониманием относятся к нашим предупреждениям. Курение в общественных местах женщинами, дресс-код и все остальное ими соблюдается. По крайней мере в моих группах таких недоразумений не возникало. Но, конечно, от казусов никто не застрахован. Многие туристы приезжают на своих машинах. Они не проинформированы о местных обычаях, и, понятно, что явные отклонения от норм могут вызывать неодобрение у местных. Но все зависит от того, как и каким тоном ты говоришь приезжим о том, что можно или нельзя. Наверное, мы тоже не всегда можем подобрать нужные слова, где-то не хватает такта, и тогда возникают неприятные и неоднозначные ситуации. Но я надеюсь, все больше и больше информации до людей будет доходить. И здесь, конечно, нужна совместная работа. Мы совместно с муфтиятом и туристической общественностью еще в 2020 году разработали памятку для туристов с рекомендациями и советами. Это общественное начинание. Есть государственный закон, где все моменты обозначены, но нет информационного сопровождения. В этом смысле Минтуризма региона должно информационно сопровождать туристов, начиная с аэропорта и отелей, где приезжие размещаются. Информационное сопровождение не должно быть возложено только на туроператоров. Существует вероятность возникновения негативных ситуаций, которые могут сказаться на имидже Дагестана. Повторюсь, госведомствам необходимо активнее подключаться, то есть заниматься информированием туристов, чтобы максимально избежать неприятных моментов.

 

НЕДОСТАТОЧНО ПОРАЗИТЬ ХАРИЗМОЙ

Кандидат искусствоведения Разитта Гаджиханова, комментируя «МИ» этапы развития туризма в республике, отмечает, что в 1980-е годы в Дагестане было построено большое количество социально-бытовых объектов рекреационной системы. Курортно-оздоровительные санатории принимали и обслуживали приезжающих, предоставляя им и экскурсии в Дербент, Буйнакск, Хунзах, Гуниб. Но эти экскурсии проводились только для отдыхающих в санатории. Также функционировал маршрут – Ростов-на-Дону – Нальчик – Махачкала – Дербент. Экскурсии проводились и для приезжающих в республику на конференции, спортивные соревнования, для делегаций специалистов. Большей частью приезжали просто отдохнуть на море. В ДАССР существовало экскурсионное бюро на основании постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС от 31.10.1980 № 983.

Эксперт в области дагестанской национальной культуры отмечает, что в 50-70-е годы как в стране, так и в Дагестане массовый характер приобрело историко-краеведческое движение, а вместе с ним началось развитие туризма. Осуществлялись походы студентов и школьников в различные уголки Дагестана, что в какой-то степени повлияло на развитие туризма и экскурсионного дела.

По словам Гаджихановой, спад в этой отрасли произошел в перестроечный период, развитию экскурсионного дела был нанесен существенный урон, как и по всей стране.

«Последние 5 лет ситуация изменилась и внутренний туризм у нас в республике набирает сверхреактивные обороты, за исключением периода пандемии. Учитывая то, что у нас в основном с марта по октябрь можно купаться в море и загорать, немало объектов доступных в течение всего года, нормализовалась и геополитическая обстановка в регионе. В Дагестане есть практически все условия для развития туризма», – считает эксперт.

– Прежде в Махачале голову ломали над тем, как привлечь туристов, придумывали различные инвестпроекты, попутно рассуждая о том, что менталитет местных жителей мешает нам правильно обсуживать приезжих, но пошел наплыв туристов и все срослось. Что произошло за эти годы? Что поменялось в махачкалинцах, в туристах, которые прежде не заглядывали в наши края?

– Говорят, спрос рождает предложение. 5-6 лет назад к нам стали «заглядывать» более смелые, хотя и они часто отмечали, что ехали с чувством страха. За два последних года все резко изменилось и это мы все видим. В тех местах, куда «повалили» туристы, как грибы после дождя, стали строиться гостевые дома, кафе, различные места для отдыха и развлечений.

– Насколько правильно развита индустрия туризма в Дагестане касаемо сервиса, экскурсионного сопровождения?

– Если несколько лет назад было достаточно что-то рассказать об объектах, хорошо накормить и развеселить, удивить завораживающей природой, то сегодня этого недостаточно. К нам едут не только отдохнуть, многие интересуются наукой, культурой и жизнью края. Есть те, которые побывали во многих странах мира, и, конечно, им есть с чем сравнить наш уровень сервиса. У нас ощущается нехватка хороших дорог и уборных, в первую очередь.

Что касается экскурсионного обслуживания, тут недостаточно поразить приезжих гостеприимством и харизмой. Экскурсовод – это и лицо нашей республики. А это значит, что он должен обладать многими качествами – знаниями, тактичностью, внимательностью, отзывчивостью и т.д.

– Как вы считаете, в целом развитие туризма – это хорошо или плохо?

– Развитие туризма однозначно положительно скажется на нашей республике. Но есть немало моментов, которые должны контролироваться и решаться на уровне глав районов, министерств и правительства. Многое зависит и от нас, жителей Страны гор. Сохраняя свой язык, обычаи, традиции, культуру, костюмы, мы сможем оставаться многонациональным Дагестаном.

– Что Махачкала представляет собой как туристический объект? Куда вести туриста в первую очередь?

– Есть немало интересных объектов в историческом и архитектурном плане. Есть места, где переплетаются воедино события дореволюционного Петровска и советского города. Чтобы в этом убедиться, совершите экскурсию по городу, и вы поймете, что наша столица подобна калейдоскопу, отсвечивая различными красками, прошлое, настоящее и будущее будут удивлять вечно!

Лариса ДИБИРОВА

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

В Махачкале выявлено несколько случаев инсценировок ДТП

Вчера в республике Дагестан было зарегистрировано несколько случаев инсценировок дорожно-транспортных происшествий, в том числе и в Махачкале. Об этом...

Состоялось заседание Молодёжного парламента при Собрании депутатов города Махачкалы

В администрации столицы Дагестана прошло восьмое заседание Молодежного парламента при Собрании депутатов городского округа с внутригородским делением «город Махачкала»....

Мэр Махачкалы высказался о кадровом проекте “Время Героев”

Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов в своем официальном телеграм-канале прокомментировал старт долгосрочного кадрового проект "Время Героев. "Ассаламу алейкум, добрый вечер,...

Мэр Махачкалы призвал заменить водопроводные трубы в парке имени Сулеймана Стальского

В парке имени Сулеймана Стальского, который находится в столице Дагестана активными темпами ведутся мероприятия по реконструкции территории. На сегодняшний...
spot_imgspot_img

В Махачкале запланированы временные отключения энергоснабжения

В связи с работами по устранению замечаний, которые были выявлены комиссией во время осмотра энергообъектов, а также с целью...

Руководители Дагестанского регионального отделения Общероссийского общественного благотворительного фонда «Российский детский фонд» и Государственного фонда поддержки участников специальной военной операции «Защитники Отечества» по Республике...

18 апреля соглашение о совместной работе подписали сегодня Председатель Правления Дагестанского регионального отделения ООБФ «Российский детский фонд» Абдулжелилов Гасангусейн...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам