Накануне в Махачкале на площадке Дома культуры «Темп» прошел пресс-брифинг по теме «Завершение 3-го этапа внедрения ИТС в Махачкалинской городской агломерации», на котором были подведены предварительные итоги проекта по внедрению интеллектуальной транспортной системы в столице.
На вопросы журналистов ответили начальник управления транспорта Минтранса РД Касум Магомедов, директор МБУ «ЦОДД» Рустам Магомедов, коммерческий директор ГК «Урбантех» Даниил Хазов.
Предваряя вопросы СМИ, модератор встречи Анна Пивнева отметила, что «внедрение интеллектуальной транспортной системы дает ощутимые результаты, и мы видим позитивный отклик со стороны местных жителей. В ходе реализации проекта благодаря “зеленой волне” на проспектах Петра I и Расула Гамзатова нам удалось улучшить показатели пропускной способности этих улиц от 11% и 9% до 14% и 12% соответственно».
Далее пресс-брифинг продолжился в формате «вопрос-ответ». Так, комментируя вопрос, какие проблемы Махачкалы призвана решить ИТС и какой эффект на выходе ожидается, представитель ГК «Урбантех» Даниил Хазов сообщил, что «на выходе мы увеличиваем пропускную способность без кардинальных изменений в организации дорожного движения только за счет внедрения периферийного оборудования и программного обеспечения, которое позволяет созданной периферией эффективно управлять. К тому же это дает возможность сделать перемещение для жителей и гостей столицы на общественном транспорте более комфортным, чтобы люди могли меньше тратить времени на пробки и передвигаться по Махачкале быстрее». Со слов Хазова, система, которая создается совместно с администрацией города и с Правительством РД, не должна быть статичной. «То есть это не означает, что мы разместили периферийное оборудование и в целом довольны достигнутыми результатами. Система должна быть лабильной, постоянно настраиваться и координироваться, так как на трафик дорожной сети наслаивается масса смежных аспектов. Сами прекрасно знаете, какой наплыв туристов в республике, и это создает дополнительную нагрузку на дорожную сеть. В утренний час-пик – пробки в одну сторону, в вечерний час-пик – в другую, и это необходимо учитывать при настройке программного обеспечения светофорными объектами. Поэтому подводя итоги хотелось бы сказать, что все, что сейчас создано, это определенный базис, который необходимо развивать, а на этом базисе возможно достигнуть хороших результатов: увеличить пропускную способность, сделать передвижение в городе более комфортным и сократить время, потраченное на пробки, поэтому мы будем развивать эту историю дальше. Безусловно, необходимо устанавливать периферийное оборудование на смежных артериях города, то есть не только на основных городских магистралях, и распространять, расширять это не только на город Махачкалу, но и близлежащие агломерации, такие как Каспийск, Дербент и другие», – отметил представитель «Урбантех».
Следующий вопрос – об обратной связи с пользователями системы – также был прокомментирован Хазовым. «Безусловно, у нас есть команда обратной связи, которая работает с населением города Махачкалы. Мы пытаемся понять по отзывам, насколько то, что мы создаем, нравится жителям и гостям республики. И большей частью они положительные, – отметил Хазов, – люди ощутили определенный эффект». По поводу того, повлияли ли санкции на внедрение ИТС, коммерческий директор ГК «Урбантех» заверил, что в целом нет. «Мы являемся компанией, в которую входит компания-разработчик. Мы разрабатываем свои решения. В том числе программные продукты, которые в принципе санкционно защищенные. И с учетом социально-политической ситуации мы, безусловно, формируем партнерскую сеть, чтобы решения, которые мы используем в рамках реализации наших проектов, были защищенными – как периферийное оборудование, так и определенные программные модули. В данной ситуации в выигрышном положении оказываются компании, которые в принципе успели перестроиться на решения отечественного производства», – подчеркнул он.
Комментируя вопрос о проблемах, с которыми пришлось столкнуться при внедрении ИТС в Махачкале, директор МБУ «ЦОДД» Рустам Магомедов сообщил, что имеются проблемы, по которым принимаются решения, в том числе стихийная парковка, наблюдаемая на дорогах Махачкалы, которая так или иначе сказывается на загруженности дорог. И этот вопрос также прорабатывается администрацией города.
Следующий вопрос, адресованный участникам пресс-брифинга, по поводу аварийных ситуаций, возникающих на круговом перекрестке при въезде в Махачкалу, также прокомментировал директор МБУ «ЦОДД». Он согласился с необходимостью приведения в порядок дорожных знаков, разметок, но также, пользуясь случаем, обратился к горожанам – участникам дорожного движения с просьбой соблюдать правила. «Обвинять только муниципалитет и ответственных за организацию дорожного движения было бы неправильным. Есть проблемы, которые мы стараемся решать, но есть вопросы и к нашим горожанам», – подчеркнул он.
По вопросу о необходимости расширять географию ИТС и выходить за пределы махачкалинской агломерации начальник управления транспорта Минтранса РД Касум Магомедов сообщил, что ИТС призвано решать проблемы организации дорожного движения, улучшать его качество, создавать комфортные условия для автовладельцев и пешеходов, «конечно, мы считаем, что расширять географию нужно. В первую очередь в пределах махачкалинской агломерации. Так как не все проблемные вопросы решены и сняты, но чем более активно мы будем развивать, увеличивать количество единиц ИТС в сети города, тем эффективнее будут использованы возможности управлять дорожным движением и приниматься организационные решения для эффективной работы ИТС», – считает он.
Далее коммерческий директор «Урбантех» Даниил Хазов рассказал, по каким критериям можно оценивать эффективность внедрения ИТС. По его словам, существует прозрачная методика Минтранса РФ, которая регламентирует, к чему необходимо каждому региону прийти с точки зрения внедрения ИТС. Эта методика делит развитие ИТС в городских агломерациях на уровени зрелости, который (имеется в виду уровень зрелости) подразумевает энное количество каждого периферийного оборудования, установленного и подключенного к Центру управления дорожного движения. «Во-первых, должен быть создан сам Центр, который отображает истинную ситуацию в дорожной сети агломерации, и внедрены определенные программные модули и продукты, которые позволят эффективно управлять созданной периферией. На сегодняшний день в рамках реализации госконтракта по созданию ИТС в махачкалинской агломерации мы приблизились к тому, чтобы достигнуть 1-го уровня зрелости. Понятно, что необходимо сделать определенные шаги, чтобы этот уровень зрелости подтвердить и получить одобрение со стороны федеральных органов исполнительной власти, но мы планируем сделать это в рамках реализации и расширения ИТС Махачкалы в следующем году», – сообщил Хазов.
На вопрос «МИ», будет ли пересмотрено время, отведенное пешеходам на центральных улицах Махачкалы в сторону увеличения (ввиду того, что 15 секунд не вполне достаточно для лиц пожилого возраста и людей с ОВЗ), Рустам Магомедов сообщил, что такая необходимость имеется, и решение будет принято после проведения соответствующего мониторинга.
Лариса ДИБИРОВА