«Живые» и электронные: как НЕ отстоять очередь в ЗАГСе

В современных реалиях, когда документооборот переведен в электронный формат, «живые» очереди постепенно ушли в прошлое. Теперь посетитель учреждений избавлен от выматывающей необходимости дожидаться за дверями нужного кабинета, вылавливая желающих «только спросить» и нервно вздрагивая от звука открывающейся двери. Поэтому пост, опубликованный в одном из дагестанских тг-каналов и описывающий тяготы получения нужного документа в Махачкалинском ЗАГСе, вызвал по меньшей мере недоумение. Обращение, содержащее риторические вопросы, мы приводим дословно:

«Зачем нужна запись в очередь через Госуслуги, если невозможно попасть в то или иное учреждение, не простояв пару часов в очереди? Почему в ЗАГСе работает только один кабинет по выдаче свидетельств, который со слов “потерпевших”, успевает обработать только 15-40% заявок? Ну и третий вопрос: почему в ЗАГСе не работают уборные?» В качесте отклика на этот пост был опубликован следующий, в котором, исходя из контекста, посетительница столкнулась с проблемой получения свидетельства о рождении ребенка в ЗАГСе г. Махачкалы. «Хотя заявка была подана через портал Госуслуг, оказывается, надо с раннего утра занимать очередь. Нельзя как-то урегулировать, назначать время?» – вопрошала автор поста, помеченного хэштегом #глас народа.

В ЗАГСе, куда наведались «МИ», очереди в тот день не наблюдалось. По углам сидели посетители, листая соцсети в ожидании приема. На столе лежали списки очередников, наводившие на определенные раздумья: в кабинет на выдачу свидетельств о рождении в списке значилось немногим более 20 фамилий, в кабинет, где выдавались свидетельства о расторжении брака, количество фамилий было в два раза больше. Заявители – в основном женщины – рассказали мне, что в среднем одного человека принимают 20 минут: «Бумаги все на руках, разве столько времени должно уходить на одного посетителя?» – вопрошали они.

– А вы в очередь через Госуслуги записывались? – поинтересовалась у одной из посетительниц.

– Если б так можно было, я б здесь не сидела, – развела она руками.

Тем временем сидевшие в «живой» очереди начали беспокоиться, что время приема заканчивается, а примут ли оставшихся «строго до 13:00»? «Они почему-то принимают до середины дня, хотя в других учреждениях все работают до 18 часов», – недоумевали они.

В очереди в соседний кабинет, где выдавали свидетельства о рождении, обстановка была менее напряженной. Тем временем девушка, стоявшая возле двери, предупредительно сообщила мне, что она крайняя. А на мой вопрос: «А всех ли успеют принять?», спокойно ответила, что лично ей в этом кабинете пообещали, что обязательно примут.

 

РАБОТАЮТ КАК НАДО

Решаема ли ситуация с очередями в ЗАГСе, что для этого необходимо и будет ли пересмотрена работа в связи с необходимостью сократить время приема посетителей – за комментарием «МИ» обратились к заместителю министра юстиции РД Сергею Караченцеву.

По его словам, того количества сотрудников, каким в настоящее время располагает Махачкалинский ЗАГС, вполне достаточно, но ситуация осложняется большим наплывом посетителей: «Количество актовых записей в Махачкале просто зашкаливает. Если раньше в ЗАГС за актовой записью обращались только по прописке, то сейчас, независимо от этого, любой посетитель может получить требуемый документ. Причем многие предпочитают получать актовые записи именно в Махачкале: свидетельства о рождении детей, свидетельства о заключении или расторжении брака. В результате количество посетителей возросло в разы, а число специалистов осталось прежним. Физически они не успевают работать с той скоростью, с какой хотели бы получать услугу обратившиеся. Сотрудник ЗАГСа должен провести процедуру проверки документов, актовая запись составляется только на основании подлинников. К тому же запись заносится в Единый государственный реестр. После этого оформляется бумажное свидетельство. Бывали дни, когда в очереди в каждый отдел стояли десятки человек. Сотрудники старались принять всех и работали максимально быстро, но пока люди не начнут записываться в электронные очереди, сложно говорить о том, что мы сможем избавить махачкалинцев от неудобств ожидания в махачкалинском ЗАГСе. С внесением изменений в Законодательство РФ бумажные документы о регистрации актовой записи, скорее всего, уйдут в прошлое. Останутся исключительно реестровые записи, и людям не придется ходить в ЗАГС, так как любое требуемое свидетельство они смогут получить в МФЦ. А пока этого не произошло, актовые записи можно получить только через органы ЗАГСа. Ожидается, что такая система заработает в полной мере со следующего года. Но уже сейчас для удобства населения в республике созданы и функционируют два суперсервиса – это электронная регистрация рождения и электронная регистрация смерти. То есть в медучреждении можно сразу подать заявление на получение актовой записи, и в данном случае заявителю не надо будет сидеть и ждать, пока специалист все проверит. Потребуется просто прийти за готовым документом. К сожалению, в республике граждане не очень активно пользуются суперсервисами. Буквально полтора месяца назад мы совместно с Минцифрой РД и Минздравом РД проводили тестирование и убедились, что сервисы работают так, как надо, и совершенно спокойно можно оформлять документы в электронном виде, благодаря чему процедура упрощается многократно».

– Судя по тем отзывам, какие я услышала от посетителей в очереди, в ЗАГСе одни посетители проходят по записи, другие по «живой» очереди. При этом они говорили, что если бы можно было записаться через Госуслуги, не было бы необходимости стоять в очереди. Возможно, имеет смысл разместить информационный стенд с механизмом электронной регистрации для посетителей ЗАГСа, если не все освоили эту форму обращения. Или сама форма не совершенна?

– Специалистам, безусловно, было бы легче работать с посетителями, если бы все обращались исключительно по записи и в свое время, но, к сожалению, через Госуслуги приходит примерно 25% от всего количества посетителей. Все остальные обращаются, что называется «живьем», но ведь если человек потратил свое время и пришел, сидит в очереди, не обслужить его – тоже невозможно. И приходится специалистам как-то выходить из этой ситуации. Принимать и тех, кто по записи, и тех, кто в «живой» очереди.

 

ПОЛЬЗУЙТЕСЬ ГОСУСЛУГАМИ…

– Вы упомянули, что люди слабо пользуются супесервисами. В этой ситуации необходимо прямое обращение к посетителям через те же стенды: записывайтесь через Госуслуги, чтобы не сидеть в очереди…

– Совместно с Минцифрой РД, другими органами исполнительной власти мы планируем провести информационно-разъяснительную кампанию по вопросам получения услуг в электронной форме. Также имеются методички, содержащие базовую информацию. Но, повторюсь, люди слабо пользуются суперсервисами. И зря. Ведь есть хорошая возможность вместе с медицинским свидетельством сразу оформить электронное заявление через Госуслуги. При этом не надо самому изобретать, что и как написать – готовая форма в Госуслугах дает возможность без затруднений внести необходимые данные, не подтверждая подлинность документов. В Госуслугах все уже идентифицировано, и само заявление подписано электронной подписью. Но большинство граждан предпочитает прийти в органы. Учитывая, что Махачкала – город с почти миллионным населением и основные перинатальные центры находятся здесь, в городе рождается много детей, несмотря на то, что родители прописаны в других муниципалитетах. Возможно, по этой причине люди предпочитают получить свидетельство о рождении ребенка именно в Махачкале. В скором времени планируется переход на электронные документы, в этих условиях набирать сотрудников в ЗАГС нецелесообразно. Ведь если появится возможность получить документ через Госуслуги, заявителям не придется ходить в ЗАГС.

Люди редко записываются в электронную очередь, поэтому предугадать, сколько человек придет сегодня или завтра – невозможно. Причем некоторые ведут себя агрессивно. Как это случилось в один из дней в Махачкалинском ЗАГСе: женщина учинила разбирательства, причинив телесные повреждения сотруднице ЗАГСа.

– Вероятно, женщина находилась в послеродовой депрессии? Если, конечно, она стояла в очереди за свидетельством о рождении…

– Возможно и так, но бросаться на сотрудников – это, на мой взгляд, – чересчур, из-за ее действий пострадало 4 работника, одной из которых были причинены телесные повреждения. Сейчас стоит вопрос о возбуждении уголовного дела.

Проблемы есть, но все же, если бы посетители в большинстве своем пользовались электронными ресурсами, этим они облегчили бы жизнь в первую очередь себе. Каждый приходил бы строго в назначенное время, и работники успевали бы подготовиться к приему посетителей. Временной регламент в ЗАГСе достаточно жесткий. Они должны уложиться в 15 минут.

– Некоторые посетители проводят в кабинете по 40 минут. А то и час высиживают. Что они там делают?

– Нередко посетители действуют по логике: раз уж пришел, нужно решить одновременно несколько вопросов. Из-за этого сдвигаются временные рамки. Но ведь за ними в очереди стоят люди, об этом заявители не должны забывать.

– Прием в отделах ведется строго до 13:00, не успевшие до этого времени рискуют не получить необходимую услугу. Поэтому возникает резонный вопрос: почему отделы работают не до 15 или 18 часов?

– Человек пришел и подал заявление, но работнику нужно проверить представленные подлинники и подготовить необходимый документ к выдаче. Находиться на приеме и одновременно совершать несколько функций по обработке документов они не могут. Поэтому установлены такие ограничения, к тому же есть посетители, которые приходят в ЗАГС по электронной записи. То есть к их приходу также нужно подготовиться. Если вести прием весь день, сотрудники физически не успеют осуществлять работу по подготовке документов.

– В соцсетях также имеется жалоба на нерабочее состояние уборных в ЗАГСе. В процессе ожидания посетителей этот момент также создает определенные неудобства для очередников…

– Здание, в котором размещается ЗАГС, не находится на балансе ни у Минюста РД, ни у ЗАГСа. Это муниципальная собственность, принадлежащая городу Махачкале. С 1 января 2020 года ЗАГС передан в ведение Минюста РД. Мы не проводили там ремонт только потому, что юридически мы не правомочны. Это не наше имущество. Как только юридические моменты будут урегулированы, мы приведем здание в нормативное состояние.

Лариса ДИБИРОВА

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Над Махачкалой подняли Знамя Победы

Махачкала приняла эстафету патриотической акции «Равнение на флаг»,  подняв Знамя Победы в Великой Отечественной войне – штурмовой флаг 150-й...

Владелица салона сотовой связи в Махачкале арестована за мошенничество на 10 млн рублей

Кировский районный суд Махачкалы заключил под стражу владелицу салона сотовой связи «L-mobile» в Махачкале по обвинению в мошенничестве, сообщает...

Глава СКР взял на контроль проверку в частном детсаду Махачкалы

Председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин взял на контроль проверку по информации о нарушении прав воспитанников частного детского сада...

В Махачкале прошла акция по посадке деревьев, приуроченная к 80-летию Победы

Общественная палата Махачкалы провела в столице Дагестана акцию по посадке деревьев, приуроченную к 80-летию Великой Победы и Году защитника...
spot_imgspot_img

Лжеюрист из Астрахани обманным путем получила от 18 жителей Дагестана крупную сумму денег

Мошенница из Астрахани обманным путем получила крупную сумму денег от 18 жителей Дагестана. Девушка, выдавая себя за юриста, подыскивала...

В Дагестане 29 апреля объявлен нерабочим днем по просьбе православных христиан республики

По многочисленным обращениям православных христиан Дагестана 29 апреля объявлен в республике нерабочим днем. В этот день отмечается православное поминовение...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам