Подразделение Управления культуры г. Махачкалы долгие годы остается одним из уровневых и передовых. Этому способствуют и концертные программы, и фестивальные кампании, и творческий подход, с которым работают сотрудники управления и его учреждений. В составе самого подразделения администрации столицы на сегодняшний день находятся детские школы искусств, Художественная школа, многочисленные дворцы культур в пригородах и городские библиотеки. Но творчество – оно живое, тут нельзя обойтись принципом классического администрирования. Задачей руководства и сотрудников остается привлечь и заинтересовать жителей города и гостей своей деятельностью; заразить идеей и суметь показать хороший результат. А кто же у нас самый пассионарный и неравнодушный гражданин? Конечно, ребенок! С ним-то и нужно работать прежде всего.
Именно поэтому под руководством начальника Управления культуры Фарида Абалаева был запущен творческий проект «Летние встречи». Эта кампания на сегодняшний момент охватывает все центральные парковые зоны города и позволяет отдыхающим в выходные дни детям попробовать себя в творческом деле. Чтобы узнать о том, как реализуется проект «Летние встречи» и каков алгоритм его проведения, мы обратились к руководителю пресс-службы Управления культуры г. Махачкалы Регине Гаджибалаевой с рядом вопросов.
– Какова сегодняшняя задача Управления культуры?
– Прежде всего, хочется отметить, что наше подразделение направлено не только на организацию фестивалей, праздничных концертов города или пригородных его территорий. Задачи наши куда шире. Мы занимаемся творческим образованием подрастающего поколения. В нашем составе находятся муниципальные школы искусств, они же, в свою очередь, рассчитаны не только на творческое младшее образование, но также занимаются и воспитательной работой с подрастающим поколением.
– Каким образом школы искусств могут «воспитывать» детей?
– Как правило, отделения школы искусств небольшие, множество занятий проводится индивидуально, педагоги находят правильный подход к каждому ребенку. Это, во-первых, развивает педагогические навыки самого преподавателя. Во-вторых, в некоторой степени он воспитатель нового поколения, а его роль в формировании ментальности и характера занимает чуть ли не ведущую роль в жизни ребенка.
– Но получается, что вы перекладываете ответственность с родителя и вверяете ее в руки своих сотрудников?
– Ни в коем случае – становление детей происходит в родительском доме. Однако давайте не будем забывать, что сегодня большинство родителей заняты на работе, они загружены бытовыми задачами и повседневными проблемами. В больших многодетных семьях это зачастую усложняет возможность пообщаться с каждым ребенком в отдельности. Вот и выходит так, что основное бремя воспитательной ответственности ложится на плечи педагогов – это сотрудники общеобразовательной школы, а также секций, кружков и отделений творческой направленности. Если же заниматься конкретикой, то в первом случае педагог должен позаботиться о знаниях ребенка. Усложняется ситуация еще и тем, что классы в общеобразовательных учреждениях очень большие; нет персональной беседы, нет возможности пообщаться с учеником «по душам». В отдельных исключительных случаях этим занимаются школьные психологи, но не классное руководство или учитель – слишком велика и обширна их профессиональная нагрузка.
Иная ситуация в школах искусств. Здесь каждый ученик попадает под наблюдение, его воспитание, поведение или даже отдельные привычки корректируются и оцениваются с позиции педагогической концепции.
ИНОЙ ВЕКТОР
– Выходит, сегодня секции и кружки дополнительного образования формируют поколение больше, чем семья?
– Не всегда дело обстоит именно так, но там, где родители не успевают «присмотреть» за детьми, именно педагог или наставник формирует мировоззрение ребенка. Тут важно сделать оговорку – творческое образование и спортивное – они, вероятно, отличаются. И если в спортивных секциях ребенка учат быть сильным, мужественным, никогда не сдаваться и уметь защищать себя, то творческое образование дает иной вектор – тут в приоритете развитие социального интеллекта, культуры и этикета. Это ни в коей мере не умаляет важность того или иного образования. Часто родители и вовсе специально пристраивают ребятишек в разные «клубы по интересам», дабы сформировать всесторонне развитую личность. В конце концов, каждый юноша или девушка выберут профессию по душе, но игнорировать этот аспект дополнительного образования не стоит. Наши педагоги – это мягкие, сердечные и удивительно отзывчивые женщины, поэтому и подход у них к ученикам весьма «материнский». Это можно наблюдать на «Летних встречах» в парках по выходным.
– Что такое проект «Летние встречи»? Что он дает и на что направлен?
– Мы уже говорили о том, какую огромную роль в жизни ребенка играет именно творческое образование. Хочется добавить, что творческие мастер-классы – это еще и возможность социализации малыша. Это очень экологичная социализация; зачастую в таких мероприятиях могут участвовать дети с умственной отсталостью, с синдромом Дауна или тяжелым аутизмом. «Летние встречи» же дают возможность младшим школьникам или дошколятам поучаствовать в игровом процессе, не конкурируя. Это важный психологический аспект.
Сотрудники наших подразделений реализуют этот проект. Позже речь пойдет о библиотеках, но сейчас нужно отметить, что именно творческие мастер-классы от Школ искусств притягивают детей особенно. Наши преподаватели выходят на парковую площадку, играют на инструментах, устраивают мини-спектакли или приглашают детишек полепить из пластилина, порисовать или станцевать. Дети невероятно участливы, их легко заинтересовать; у них много энергии, которой важно дать правильный вектор развития. Именно эта задача стоит перед нашими педагогами – увлечь молодежь творческим процессом и раскрыть личностный потенциал.
– А как реагируют на такие выступления сами родители?
– Часто они интересуются – платно ли это. Но мы напоминаем, все наши встречи с горожанами – это бесплатные кампании. Не нужно беспокоиться по поводу выставленного прайса за ватман или мелки. Наши педагоги в этом аспекте «волонтерствуют», то есть не требуют с родителей платы за свой педагогический труд и занятия.
ТВОРЧЕСКАЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ
– А бывает ли так, что родители заинтересовались и просят принять малышей на обучение?
– Бывает, конечно. Вообще хочется отметить некую «эпоху Ренессанса» махачкалинской культуры. Это без преувеличений. После долгих и затяжных лет, когда люди игнорировали или даже стыдились творческого образования, которое по какой-то невыясненной причине осуждалось простым населением, вновь проснулся интерес к культурному и творческому развитию детей. Плюс к этому родители, как уже было отмечено, понимают, что ту зачастую сложную воспитательную роль, что им самим выполнить в совершенстве не всегда удается, могут частично взять на себя люди с профессиональным образованием. Это хороший признак. Возрождается творческая преемственность.
Поэтому родители часто интересуются, куда можно подойти и записаться. Интересуются конкретными отделениями – актерского мастерства, к примеру, или художественным. Сегодня в наших школах большие очереди на прием малышей, где-то запись ведется на два или даже три года вперед.
Но даже если сегодня малыш так сразу не попадает на обучение, то в рамках проекта «Летние встречи» очень ярко раскрывается его потенциал. Дети невероятно талантливы: иногда преподаватель включает музыку, к примеру, чтобы просто привлечь аудиторию к мастер-классу по рисованию, а трех- или четырехлетний малыш пускается в пляс. Тут уже видно, какие у данной личности особые способности и интересы.
Но не всегда бывает все так гладко. Случалось видеть, как мать настырно и упорно запрещает ребенку участвовать во всеобщем веселье. Конечно же, мы рассчитываем на искоренение этих предрассудков. Наоборот, именно в рамках подобных проектов дети в полной безопасности – они не занимаются опасной для здоровья и жизни деятельностью, плюс творчески развиваются и получают заряд настроения. Родители в эти моменты могут спокойно посидеть в тени деревьев и немного отдохнуть от своего егозы.
– Как уже было отмечено, в рамках «Летних встреч» участвуют даже библиотеки. Но если с творческими школами и коллективами все понятно, то каков алгоритм деятельности библиотек?
– Работники муниципальных библиотек устраивают тематические книжные выставки. К примеру, в беседке, на скамье раскладываются книги по личностному росту – очень модная тематика – или чтиво детективного жанра. Любой желающий может подойти, выбрать и почитать литературу. Конечно, едва ли можно осилить многотомный труд, сидя пару часов на скамейке, но таким образом мы пробуждаем интерес к литературе у горожан. Человек, который увлекся произведением, будет искать его, чтобы дочитать. Кстати, далеко не все хорошие авторы есть в интернет-доступе. В лучшем случае – это платная подписка. Да и вообще, многие отмечают, что чувство, когда в руках держишь живую книжку, невозможно променять на электронное чтение. Поэтому часто гости «библиотек под открытым небом» становятся нашими абонентами и постоянными посетителями.
Подводя итоги, хочется сказать, что воспитание, привлечение к искусству и культуре – это процесс небыстрый и исключительно добровольный. Именно поэтому, выстраивая нашу обратную связь с жителями города и гостями столицы, мы стараемся быть максимально актуальными, интересными; реагировать и отвечать на запрос времени.
Прежде всего, руководство и сотрудники нашего Управления культуры, будучи подразделением Администрации г. Махачкалы, осознают свою часть и зону гражданской ответственности. Нам отведена непростая задача – формировать и реализовывать культурный и творческий потенциал населения. Однако, исходя из тенденций последних лет, когда наши Школы искусств получили такую невероятную популярность и востребованность, мы можем утверждать, что со своей частью работы мы действительно справляемся.
Милана КУРБАНОВА
Про участие библиотек можно было бы по подробнее рассказать, про буккроссинг, про викторины, чтения вслух, про выставки к знаменательным датам и многое другое. Два месяца каждую субботу и воскресенье библиотеки выходили в парки не просто показать книжки….
Зачем комментировать, если они (комментаоии)всё равно удаляются