«Эпоха Ренессанса» для Махачкалы

Подразделение Управления культуры г. Махачкалы долгие годы остается одним из уровневых и передовых. Этому способствуют и концертные программы, и фестивальные кампании, и творческий подход, с которым работают сотрудники управления и его учреждений. В составе самого подразделения администрации столицы на сегодняшний день находятся детские школы искусств, Художественная школа, многочисленные дворцы культур в пригородах и городские библиотеки. Но творчество – оно живое, тут нельзя обойтись принципом классического администрирования. Задачей руководства и сотрудников остается привлечь и заинтересовать жителей города и гостей своей деятельностью; заразить идеей и суметь показать хороший результат. А кто же у нас самый пассионарный и неравнодушный гражданин? Конечно, ребенок! С ним-то и нужно работать прежде всего.

Именно поэтому под руководством начальника Управления культуры Фарида Абалаева был запущен творческий проект «Летние встречи». Эта кампания на сегодняшний момент охватывает все центральные парковые зоны города и позволяет отдыхающим в выходные дни детям попробовать себя в творческом деле. Чтобы узнать о том, как реализуется проект «Летние встречи» и каков алгоритм его проведения, мы обратились к руководителю пресс-службы Управления культуры г. Махачкалы Регине Гаджибалаевой с рядом вопросов.

– Какова сегодняшняя задача Управления культуры?

Прежде всего, хочется отметить, что наше подразделение направлено не только на организацию фестивалей, праздничных концертов города или пригородных его территорий. Задачи наши куда шире. Мы занимаемся творческим образованием подрастающего поколения. В нашем составе находятся муниципальные школы искусств, они же, в свою очередь, рассчитаны не только на творческое младшее образование, но также занимаются и воспитательной работой с подрастающим поколением.

– Каким образом школы искусств могут «воспитывать» детей?

Как правило, отделения школы искусств небольшие, множество занятий проводится индивидуально, педагоги находят правильный подход к каждому ребенку. Это, во-первых, развивает педагогические навыки самого преподавателя. Во-вторых, в некоторой степени он воспитатель нового поколения, а его роль в формировании ментальности и характера занимает чуть ли не ведущую роль в жизни ребенка.

– Но получается, что вы перекладываете ответственность с родителя и вверяете ее в руки своих сотрудников?

Ни в коем случае – становление детей происходит в родительском доме. Однако давайте не будем забывать, что сегодня большинство родителей заняты на работе, они загружены бытовыми задачами и повседневными проблемами. В больших многодетных семьях это зачастую усложняет возможность пообщаться с каждым ребенком в отдельности. Вот и выходит так, что основное бремя воспитательной ответственности ложится на плечи педагогов – это сотрудники общеобразовательной школы, а также секций, кружков и отделений творческой направленности. Если же заниматься конкретикой, то в первом случае педагог должен позаботиться о знаниях ребенка. Усложняется ситуация еще и тем, что классы в общеобразовательных учреждениях очень большие; нет персональной беседы, нет возможности пообщаться с учеником «по душам». В отдельных исключительных случаях этим занимаются школьные психологи, но не классное руководство или учитель – слишком велика и обширна их профессиональная нагрузка.

Иная ситуация в школах искусств. Здесь каждый ученик попадает под наблюдение, его воспитание, поведение или даже отдельные привычки корректируются и оцениваются с позиции педагогической концепции.

 

ИНОЙ ВЕКТОР

Выходит, сегодня секции и кружки дополнительного образования формируют поколение больше, чем семья?

– Не всегда дело обстоит именно так, но там, где родители не успевают «присмотреть» за детьми, именно педагог или наставник формирует мировоззрение ребенка. Тут важно сделать оговорку – творческое образование и спортивное – они, вероятно, отличаются. И если в спортивных секциях ребенка учат быть сильным, мужественным, никогда не сдаваться и уметь защищать себя, то творческое образование дает иной вектор – тут в приоритете развитие социального интеллекта, культуры и этикета. Это ни в коей мере не умаляет важность того или иного образования. Часто родители и вовсе специально пристраивают ребятишек в разные «клубы по интересам», дабы сформировать всесторонне развитую личность. В конце концов, каждый юноша или девушка выберут профессию по душе, но игнорировать этот аспект дополнительного образования не стоит. Наши педагоги – это мягкие, сердечные и удивительно отзывчивые женщины, поэтому и подход у них к ученикам весьма «материнский». Это можно наблюдать на «Летних встречах» в парках по выходным.

Что такое проект «Летние встречи»? Что он дает и на что направлен?

– Мы уже говорили о том, какую огромную роль в жизни ребенка играет именно творческое образование. Хочется добавить, что творческие мастер-классы – это еще и возможность социализации малыша. Это очень экологичная социализация; зачастую в таких мероприятиях могут участвовать дети с умственной отсталостью, с синдромом Дауна или тяжелым аутизмом. «Летние встречи» же дают возможность младшим школьникам или дошколятам поучаствовать в игровом процессе, не конкурируя. Это важный психологический аспект.

Сотрудники наших подразделений реализуют этот проект. Позже речь пойдет о библиотеках, но сейчас нужно отметить, что именно творческие мастер-классы от Школ искусств притягивают детей особенно. Наши преподаватели выходят на парковую площадку, играют на инструментах, устраивают мини-спектакли или приглашают детишек полепить из пластилина, порисовать или станцевать. Дети невероятно участливы, их легко заинтересовать; у них много энергии, которой важно дать правильный вектор развития. Именно эта задача стоит перед нашими педагогами – увлечь молодежь творческим процессом и раскрыть личностный потенциал.

А как реагируют на такие выступления сами родители?

– Часто они интересуются – платно ли это. Но мы напоминаем, все наши встречи с горожанами – это бесплатные кампании. Не нужно беспокоиться по поводу выставленного прайса за ватман или мелки. Наши педагоги в этом аспекте «волонтерствуют», то есть не требуют с родителей платы за свой педагогический труд и занятия.

 

ТВОРЧЕСКАЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ

А бывает ли так, что родители заинтересовались и просят принять малышей на обучение?

– Бывает, конечно. Вообще хочется отметить некую «эпоху Ренессанса» махачкалинской культуры. Это без преувеличений. После долгих и затяжных лет, когда люди игнорировали или даже стыдились творческого образования, которое по какой-то невыясненной причине осуждалось простым населением, вновь проснулся интерес к культурному и творческому развитию детей. Плюс к этому родители, как уже было отмечено, понимают, что ту зачастую сложную воспитательную роль, что им самим выполнить в совершенстве не всегда удается, могут частично взять на себя люди с профессиональным образованием. Это хороший признак. Возрождается творческая преемственность.

Поэтому родители часто интересуются, куда можно подойти и записаться. Интересуются конкретными отделениями – актерского мастерства, к примеру, или художественным. Сегодня в наших школах большие очереди на прием малышей, где-то запись ведется на два или даже три года вперед.

Но даже если сегодня малыш так сразу не попадает на обучение, то в рамках проекта «Летние встречи» очень ярко раскрывается его потенциал. Дети невероятно талантливы: иногда преподаватель включает музыку, к примеру, чтобы просто привлечь аудиторию к мастер-классу по рисованию, а трех- или четырехлетний малыш пускается в пляс. Тут уже видно, какие у данной личности особые способности и интересы.

Но не всегда бывает все так гладко. Случалось видеть, как мать настырно и упорно запрещает ребенку участвовать во всеобщем веселье. Конечно же, мы рассчитываем на искоренение этих предрассудков. Наоборот, именно в рамках подобных проектов дети в полной безопасности – они не занимаются опасной для здоровья и жизни деятельностью, плюс творчески развиваются и получают заряд настроения. Родители в эти моменты могут спокойно посидеть в тени деревьев и немного отдохнуть от своего егозы.

Как уже было отмечено, в рамках «Летних встреч» участвуют даже библиотеки. Но если с творческими школами и коллективами все понятно, то каков алгоритм деятельности библиотек?

– Работники муниципальных библиотек устраивают тематические книжные выставки. К примеру, в беседке, на скамье раскладываются книги по личностному росту – очень модная тематика – или чтиво детективного жанра. Любой желающий может подойти, выбрать и почитать литературу. Конечно, едва ли можно осилить многотомный труд, сидя пару часов на скамейке, но таким образом мы пробуждаем интерес к литературе у горожан. Человек, который увлекся произведением, будет искать его, чтобы дочитать. Кстати, далеко не все хорошие авторы есть в интернет-доступе. В лучшем случае – это платная подписка. Да и вообще, многие отмечают, что чувство, когда в руках держишь живую книжку, невозможно променять на электронное чтение. Поэтому часто гости «библиотек под открытым небом» становятся нашими абонентами и постоянными посетителями.

Подводя итоги, хочется сказать, что воспитание, привлечение к искусству и культуре – это процесс небыстрый и исключительно добровольный. Именно поэтому, выстраивая нашу обратную связь с жителями города и гостями столицы, мы стараемся быть максимально актуальными, интересными; реагировать и отвечать на запрос времени.

Прежде всего, руководство и сотрудники нашего Управления культуры, будучи подразделением Администрации г. Махачкалы, осознают свою часть и зону гражданской ответственности. Нам отведена непростая задача – формировать и реализовывать культурный и творческий потенциал населения. Однако, исходя из тенденций последних лет, когда наши Школы искусств получили такую невероятную популярность и востребованность, мы можем утверждать, что со своей частью работы мы действительно справляемся.

Милана КУРБАНОВА

Предыдущая статья
Следующая статья

2 КОММЕНТАРИИ

  1. Про участие библиотек можно было бы по подробнее рассказать, про буккроссинг, про викторины, чтения вслух, про выставки к знаменательным датам и многое другое. Два месяца каждую субботу и воскресенье библиотеки выходили в парки не просто показать книжки….

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Мэр Махачкалы встретился с однокурсниками в День российского студенчества

В День российского студенчества глава Махачкалы Юсуп Умавов пережил трогательное воссоединение со своими однокурсниками. Коллеги мэра организовали для него...

Роспотребнадзор запретил пить воду из-под крана в поселке Загородный

В питьевой воде в посёлке Загородный в Махачкале обнаружены бактерии, способные вызвать кишечные инфекции, сообщает Роспотребнадзор. Лабораторные исследования от 22...

Сенатор Сулейман Керимов оплатит хадж для 5 тысяч россиян

Сенатор Сулейман Керимов профинансирует паломничество в Мекку для 5 тысяч российских мусульман в 2025 году. Об этом сообщил муфтий...

В Махачкале завершается корректировка Генплана

В Махачкале завершается работа по внесению изменений в Генеральный план муниципалитета, что является ключевым направлением развития столицы, обозначенным мэром...
spot_imgspot_img

Мэр Махачкалы встретился с представителями студенческой молодежи Дагестана

Накануне Дня российского студенчества мэр Махачкалы Юсуп Умавов встретился с представителями студенческой молодежи Дагестана. Градоначальник от имени жителей дагестанской столицы...

Вносятся изменения в дорожное движение на перекрестке с круговым движением на улице Булача

Со следующей недели, 27 января, вносятся изменения в организацию дорожного движения на перекрестке с круговым движением на улице Булача...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам