11 августа прошло открытие библиотеки нового поколения по адресу: ул. М. Ярагского, 83 «а». На мероприятии по случаю открытия присутствовали министр культуры РД Зарема Бутаева, заместитель главы Администрации г. Махачкалы Эмилия Раджабова, почетный гость из столицы – заместитель директора Департамента региональной политики, образования и проектного управления Лидия Федякина. Участвовал в открытии и начальник Управления культуры Администрации г. Махачкалы Фарид Абалаев.
Почему открытие учреждения вызвало такой резонанс? Все дело в том, что это третья модельная библиотека в нашей столице – в числе подразделений Управления культуры Администрации г. Махачкалы. Сегодня руководство Управления культуры и сотрудники библиотек утверждают: это лучше, чем ничего, но для нашей столицы пока еще недостаточно. Что же это значит, что такое «Модельная библиотека нового поколения» – нам рассказала директор Центральной библиотечной системы Махачкалы и специалист с масштабным передовым мышлением – Зулпат Ушанова.
– Библиотеки нового поколения – что это такое? Чем они принципиально отличаются от привычных библиотечных центров?
– Различие абсолютно кардинальное. Библиотеки нового поколения несут иной, новый современный формат. Формат меняется не просто тем, что мы с бумажных носителей сегодня переходим на «электронку» – это, конечно, безусловная параллель, но новые библиотеки – это центры, созданные на основе формата, который дает сегодня возможность молодому человеку свободно общаться во всем этом книжном большом глобальном пространстве. Даже не просто в книжном, но и в электронном пространстве. У библиотеки сегодня есть возможность погрузиться в НЭП – это Национальная электронная библиотека. То есть, если молодой человек не находит ту или иную информацию на бумажном носителе, он может поискать ее в электронной базе.
Но важно еще и то, что мы сегодня буквально «сняли все преграды» – молодой человек теперь может свободно подойти к любой книжке – ему никто не скажет: «Зачем и куда вы идете?». Он подходит к книжным полкам и выбирает то, что ему нравится. То есть уходит в Лету это понятие «Тише!», как это было распространено в традиционных библиотеках – мы боялись нарушить режим покоя – сегодня этого нет. Сегодня читатель может свободно общаться с иными посетителями пространства и даже организовывать здесь свой комфортный досуг.
– Что это значит?
– Это значит, что он может не только прийти почитать, потому как библиотека нового поколения предусматривает в своих рамках такие зоны, как коворкинг, уединения, зоны кино. По крайней мере, мы пытаемся реализовать свои затеи именно таким образом. Моя идея лично была в том, чтобы найти для молодого человека нашего города так называемое «третье место». То есть он ходит на работу, ну, посетит кафе либо тут же после работы вернется домой. А как такового третьего – досугового места фактически нет. Нужно же и о нем подумать.
– Отсутствие комфортного досуга замещает интернет, по большому счету с примитивным и банальным развлекательным контентом. И получаем массу пустого времени, когда остается только фрустрировать.
– Да, совершенно верно, именно так оно ведь и есть. Вообще, сама идея создания «третьего места» посетила меня еще в 2019 году. То есть тогда еще не было этого национального проекта, но я давно это «третье место» искала, потому как сама являюсь выпускницей московского вуза; я знаю другую школу, и студентами мы отличались от студентов Махачкалы. На самом деле, в провинциальных городах существовала такая ситуация, и мне очень хотелось сделать акцент на создании этого третьего места, куда можно прийти для интеллектуального и культурного досуга. Более того, это же прекрасная возможность найти себе компанию, друга по интересам.
Библиотека нового поколения – это еще и место, где можно отдохнуть как в кино. Посмотреть фильм или организовать, к примеру, встречу. Вот человек приехал, допустим, из другого города, а ему нужно организовать мероприятие – пожалуйста, придите в зону коворкинга, пригласите товарищей, посидите, обсудите, пообщайтесь. Эта библиотечная демократия, естественно, поменяла весь принцип работы. Но что же является особенным? Это то, что мы просто открыли все свои фонды.
– Что это дает?
– Если раньше библиотекарь на спрос книги мог сказать: «Ее нет, она на руках», то сегодня этой проблемы больше не существует. Есть электронный каталог, есть стеллаж. Пожалуйста, заходите, берите и читайте.
– Такая «система самообслуживания» прямо по принципу супермаркета?
– Важно стирать эти границы и постепенно разрушать привычные догмы. К примеру, стереотип «библиотекаря» тоже необходимо менять. Современный сотрудник должен быть менеджером. Он ведь должен не только владеть информацией о книге, но и стать доступным, интересным собеседником и наставником или путеводителем.
– Эдаким направленцем.
– Можно и так сказать. Этим и отличается современный формат. Конечно, учитывая ситуацию библиотечного дела вообще в целом по стране, эта модернизация требовалась. Сами книжные фонды устарели. Устарели по своему содержанию и по состоянию. Книги, изданные на постсоветском пространстве – на газетной бумаге и мелким шрифтом – сегодня никто не хочет читать. Все тянутся к красивым переплетам, всем приятно читать хорошую бумагу. Понятно, что книга – это дорогая роскошь, но тем не менее… это все играет немаловажную роль.
Есть и такая категория читателей, кто согласен на «электронку». И тут я соглашусь, например, законодательно-нормативные акты я бы сама почитала на электронных носителях. Но ведь погрузиться в какую-нибудь романтику, почитать нечто «вкусное» я хочу только на бумажном носителе.
– В общем, «для создания вайба», как говорит молодежь, необходимо сугубо книжное вдохновение?
– Безусловно, да.
– Кто у нас активнее читает, посещает библиотеки и интересуется литературой? Это школьники, студенты (в целях обучения) или же старшее поколение? Какая литература имеет особо массовый спрос?
– Дело в том, что до открытия модельных библиотек, я в переписке с руководством отмечала: «Пока есть еще не испорченный школьник, обеспечим молодежь качественным чтивом». Потому что читателями были дети. Я, правда, переживала, что мы не успеем и потеряем еще одно поколение, потому что предыдущее мы уже потеряли – «нулевики» ушли – это люди, совершенно не читающие. И я боялась, что эта тенденция будет продолжаться. Но, к своему удивлению, мы видим, что сегодня открывается новая эпоха читающей молодежи. Конечно, у нее свои литературные предпочтения, они выбирают иное чтиво, нежели, к примеру, изучали мы. Но выборочно интересуются они и классикой, и современной литературой. Они отдают предпочтение английской литературе, как я заметила. Плюс те, кто учится – они хотят изучать специализированную научную литературу. Дело в том, что специальная книга в магазине – штучный и чрезвычайно дорогостоящий продукт. У узкопрофильного материала всегда ограниченный тираж, допустим, есть такой «Атлас Синельникова» – для студентов мединститутов – по городу он распространен штучными экземплярами. У нас он есть. Я, безусловно, за ним гоняюсь, как и еще за несколькими подобными изданиями, потому что я знаю, насколько это нужно. Его же читает вся ДГМА, это базовая хрестоматия. Но все-таки хочу отметить современные тенденции – все заинтересовались литературными клубами, мы же со своей стороны поддерживаем эту молодежную инициативу. И опять-таки, мы уже думали, что это поколение читать не будет, по крайней мере, в последние годы все просто зациклились на книжках про Гарри Поттера, и покупать Гарри Поттера мы устали; они у нас были в затрепанном состоянии, но ощущение складывалось такое, что кроме него больше ничего читать не хотят и ничем не интересуются.
– То есть зациклился народ на такой «инфантильной фантастике»?
– Да, да. Ну а сегодня я наблюдаю: молодежь может прийти со своим кофе, чтобы «потусоваться» или «получить релакс». Ну а почему, собственно, и нет? Пускай отдыхают.
– Иначе говоря, библиотечное пространство, вместо привычного места отдыха интроверта, стало неким таким проектом для проведения камерных тусовок?
– Вы совершенно верно подметили. Именно «для камерных тусовок» – это круг людей по особым интеллектуальным предпочтениям. А еще ведь что интересно: в летнее время дети в микрорайонах гуляют без присмотра и смысла. Лагерей у нас очень мало, а ребят – много. Я своим сотрудницам напоминаю, что это наши потенциальные читатели. Я говорю: «Девочки, соберите группу из десяти человек, составьте развлекательную программу, покажите мультфильмы. Заинтересуйте молодежь». Ребята после таких мероприятий сами начинают тянуться, ходить к нам и, соответственно, читать. Другой вопрос, чем заинтересовать юного зрителя – это должно быть что-то не просто интересное и вкусное, но и полезное, познавательное.
Но и вообще хочу отметить, я очень рада, что открытие таких вот модельных библиотек стало возможным. Я так боялась, что библиотеки вообще канут в Лету, ибо они находились в очень плачевном состоянии. Фонды настолько устарели, слов нет. Сегодняшняя модернизация в рамках нацпроектов – настоящее спасение и возрождение библиотечного дела. Более того, в своих письмах-обращениях я всегда отмечала, что библиотеки должны быть конкурентоспособными. Иными словами, человек отдаст предпочтение шоппингу, но не чтению, ибо в магазине красиво, светло, красочно и притягательно.
– Собственно, как и в кофейне. Но, с другой стороны, почему бы не «зарулить» в библиотеку после кофейни?
– Вот именно! Как раз поэтому сейчас мы написали обращение – есть Библиотека №2 на ул. Николаева – там есть возможности организовать кофейню в самой библиотеке, обеспечить эдакий уютный досуг. Вообще, проект интересный, он должен получиться.
– То есть у вас для модернизации библиотечного пространства есть даже маркетинговые идеи?
– А так оно и должно быть. Хотя бы потому, что сегодня конкуренция обесценивает библиотеку как место досуга. Приходят те, кто рассуждает, будто библиотека никому не нужна, мечтают «попросить» нас, а на нашем месте открыть кафе или магазин.
– Иными словами, библиотека, хоть и является казенным, административным учреждением, однако, в отличие от той же школы или вуза, ходить в нее против воли не заставишь.
– Именно. Библиотекой же нужно именно заинтересовать. Чтобы зацепило ребенка прийти еще раз. Более того, я своим обаятельным работницам, которые при личном общении умеют лучезарно улыбаться, всегда рекомендую нести эту улыбку «в свет». Людям, которых библиотекарь встречает с улыбкой, всегда захочется вновь вернуться сюда. Я вообще считаю, что от этого привычного стереотипа, где «библиотекарь» равно «синий чулок» – неприветливый и строгий – нужно избавляться.
– Что хотите пожелать?
– Этой библиотеке мы пожелаем творческих успехов, чтобы у нее была масса читателей. Теперь это место будет работать без выходных, до восьми часов вечера. Кстати, по этому аспекту хочу пройтись отдельно. Когда я только устроилась на работу, по факту после университетской скамьи, меня смущало, что библиотеки работают по тому же графику, что и иные госучреждения. У меня может просто не быть времени и возможности посетить это место в будни, но библиотека – это же сфера услуг – она должна быть открыта и в выходные. В общем, нам удалось преодолеть и этот стереотип. У наших сотрудниц установлен скользящий график, который предусматривает работу сменно, в том числе – и по выходным, до восьми часов вечера.
Еще бы хотелось отметить, что на следующий, 2024 год нами подано 4 проекта от Махачкалы на 4 библиотеки. Буквально сегодня, когда мы на открытии разговаривали с заместителем начальника Департамента региональной политики Лидией Федякиной, мы ей сообщили об этом. Это все не просто так. Нужно понимать, что наша столица – это уже город-миллионник. Махачкала – это еще и город студентов. Вся молодежь, все учащиеся – основная часть населения, плюс бешеная миграция – это много. Три библиотеки нового образца на такой огромный регион – этого недостаточно. Поэтому, конечно, хотелось бы, чтобы наши проекты выиграли конкурс, особенно там, где наши учреждения находятся в удручающем состоянии. Библиотека на ул. Николаева, также есть прекрасная библиотека на ул. Оскара, есть прекрасная библиотека на ул. Энгельса. Иначе говоря, есть библиотеки, где люди действительно работают хорошо, и хочется, чтобы условия соответствовали, опять-таки, чтобы быть конкурентоспособными.
Изначально, когда мы открывались в Центральной городской библиотеке после модернизации, у меня был страх – все-таки мы столько вложили, столько сделали, а вдруг читатели не пойдут? Но когда мы получили поток в пятьсот человек в день – это было приятным удивлением. И поначалу мне казалось, что это связано с нашим новым открытием, однако поток абонентов не уменьшился.
У нас по городу 18 библиотек, в этом году мы подали заявку по четырем объектам, но хотелось бы, чтобы прошло хотя бы два проекта. Это сложно, да это тяжело, тем не менее это стоит того и очень нужно для развития целой нации, так как Махачкала – это не только столица-миллионник, но, как известно, еще и город читающих студентов, обеспечивающий специалистами не только республику, но и иные регионы страны. От того же, насколько доступна им информация, зачастую зависит больше, чем это можно себе представить.
Регина ГАДЖИБАЛАЕВА