Как сделать автодороги комфортными для всех участников дорожного движения, а передвижение по ним – максимально безопасным? Об этом и не только в интервью с руководителем ГКУ РД ЦОДД Наби Алиевым.
– Наби Гусейнович, ЦОДД создавался в Дагестане в 2019 году по примеру подобных центров в других крупных регионах страны. Как вы считаете, почему важно было открыть ЦОДД именно в нашей республике?
– Как вы знаете, ЦОДД Республики Дагестан был учрежден Министерством транспорта и дорожного хозяйства РД для внедрения и ввода в эксплуатацию интеллектуальной транспортной системы на автомобильных дорогах регионального и межмуниципального значения нашей республики, а также в связи со вступлением в силу Федерального закона от 29 декабря 2017 года № 443 «Об организации дорожного движения в Российской Федерации».
На наше учреждение возложены задачи по организации дорожного движения, сохранности автомобильных дорог, внедрению автоматизированной системы фотовидеофиксации нарушений ПДД, весового и габаритного контроля транспортных средств на дорогах Дагестана. Но не будем забывать, что и упомянутый закон, и внедрение ИТС, и само появление ЦОДД – это все части масштабного национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Поэтому глобальная цель ЦОДД в Дагестане – разработка новых методов решения проблем аварийности, профилактика и предупреждение нарушений ПДД. Сопутствующая цель ЦОДД – сделать региональные автодороги комфортными для всех участников дорожного движения, а передвижение по ним – максимально безопасным. В нашей зоне ответственности находятся мониторинг движения наземного транспорта, установка и обслуживание технических средств организации дорожного движения и размещение средств фото-, видеофиксации. Все это мы используем в комплексе, чтобы добиться снижения аварийности на дорогах Дагестана.
– Сравнимы ли результаты работы ЦОДД в Дагестане с опытом других регионов?
– ЦОДД внедряются в регионах России по единому стандарту с похожим функционалом, и, безусловно, все регионы учитывают опыт друг друга и учатся на ошибках других. ЦОДД Республики Дагестан одним из первых в стране стал эксплуатировать мобильные комплексы фото-, видеофиксации нарушений Правил дорожного движения «АвтоУраган», которые в процессе движения осуществляют фиксацию и передачу в подразделения ГИБДД информации о нарушениях скоростных режимов, правил обгона и маневрирования, правил парковки и стоянки транспортных средств.
Проанализировав практику использования беспилотных летательных аппаратов, оснащенных средствами фото-, видеофиксации нарушений Правил дорожного движения на территории ряда субъектов Российской Федерации, ГКУ РД «ЦОДД» в целях обеспечения безопасности и организации дорожного движения, повышения пропускной способности улично-дорожной сети за счет повышения дисциплины водителей с июня текущего года организовало использование четырех мобильных комплексов фото-, видеофиксации в составе автофургона на базе модели «Форд Транзит» и БПЛА, которые мониторят наиболее аварийно опасные участки, где фиксируют выезды на встречную полосу и движение по обочине.
Активная работа проводится нами в части информирования участников дорожного движения о складывающейся ситуации на автодорогах республики, метеоусловиях и состоянии дорожного полотна. С этой целью в 2022–2023 годах установлено пять П-образных опор, на которых с обеих сторон размещены большие мониторы, 12 дорожных метеостанций и 22 прибора учета транспортных потоков.
В качестве положительного опыта надо упомянуть и о проводимой совместно со службами судебных приставов, налоговой и Госавтоинспекции работе по взысканию задолженности по административным штрафам.
В рамках реализации четырехстороннего Соглашения о взаимодействии в 2020–2022 годах с использованием трех автомобилей ГКУ РД «ЦОДД», оснащенных специальными техническими средствами, организовано проведение 344 совместных рейдовых мероприятий в городских округах и муниципальных районах республики, в ходе которых фактическим исполнением окончено более 14,7 тыс. исполнительных производств и принудительно взыскано более 37,4 млн рублей.
Кроме того, в ходе указанных рейдовых мероприятий в целях исключения фактов эксплуатации транспортных средств с архивными (подложными) госрегистрационными знаками изъято около двух тысяч архивных и подложных государственных регистрационных знаков.
В настоящее время в рамках внедрения интеллектуальных транспортных систем ЦОДД разворачивает систему видеонаблюдения и видеоаналитики на автодорогах регионального значения.
Помимо ИТС, в инструментарии ЦОДД много других мер — все они будут менять обстановку на дорогах Дагестана в лучшую сторону.
– У части жителей Дагестана ЦОДД ассоциируется с камерами и контролем за водителями. Сколько на наших дорогах камер?
– На автодорогах федерального, регионального и местного значения Республики Дагестан в период 2018–2023 годов установлено 363 комплекса фото-, видеофиксации нарушений Правил дорожного движения. Из указанного числа ГКУ РД «ЦОДД» установлено 135 комплексов на региональных автодорогах.
Выбор мест установки средств автоматической фиксации нарушений ПДД и видеонаблюдения осуществляется на основании анализа аварийности на участках автомобильных дорог, где отмечается концентрация дорожно-транспортных происшествий, или в местах с высокой вероятностью их возникновения.
Только в текущем году мы разместили 18 комплексов фото-, видеофиксации нарушений ПДД в составе систем «Умный пешеходный переход», чтобы обеспечить предупреждение водителей о приближении к местам, где возможен переход пешеходов через проезжую часть, на наиболее аварийно-опасных участках дорог регионального и межмуниципального значения.
Все данные о комплексах фото-, видеофиксации и местах их размещения есть на сайтах ЦОДД и Госавтоинспекции, мы их регулярно публикуем и обновляем. Фото-, видеофиксация нарушений – это доказанная мощная мера профилактики аварийности и нарушений, которые являются основными причинами совершения дорожно-транспортных происшествий: превышения установленной скорости движения и выездов на полосу встречного движения.
Из общего числа выявленных нарушений с помощью комплексов фото-, видеофиксации нашего учреждения в текущем году значительную часть составляет именно превышение скорости.
Учреждение принимает меры по модернизации установленных комплексов фото-, видеофиксации и расширению их функционала, в связи с чем увеличивается число камер, способных фиксировать нарушения правил обгона и маневрирования, а также нарушения правил пользования ремнями безопасности.
– Какие еще инструменты ЦОДД показывают себя эффективно?
– Важно, что у ЦОДД Дагестана есть ресурсы, чтобы оперативно реагировать на ситуацию с аварийностью и вовремя перемещать комплексы фото-, видеофиксации на те участки, где мы наблюдаем рост числа ДТП. Кроме того, мы используем передвижные комплексы «АвтоУраган», «Дозор» и «Стрелка Плюс», которые работают на аварийных участках. С помощью таких технических новинок в ЦОДД мы не только фиксируем нарушения Правил дорожного движения (выезд на встречную полосу, превышение скорости, нарушение правил остановки и стоянки), но и распознаем в транспортном потоке автомобили, чьи водители лишены прав или имеют большие задолженности по штрафам и налогам, а также автомобили, находящиеся в розыске.
Анализ результатов использования мобильных комплексов, в том числе на базе беспилотных летательных аппаратов, показывает их очень высокую эффективность.
В числе мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения необходимо упомянуть и о создании системы весогабаритного контроля на автодорогах регионального и межмуниципального значения.
Не секрет, что стремление предпринимателей к увеличению доходов толкает их на осуществление грузовых перевозок со значительным отклонением от допустимых параметров. Как следствие, тяжеловесное транспортное средство со значительным перегрузом и с высоким риском отказа тормозной системы приводит в негодность дорожное полотно, что может стать причиной дорожно-транспортных происшествий с серьезными последствиями.
В связи с этим и в рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» ЦОДД организовал строительство и обеспечивает функционирование пяти автоматических пунктов весогабаритного контроля.
Принцип их работы исключает какой-либо человеческий фактор в принятии решения о привлечении к административной ответственности водителя транспортного средства, осуществляющего перевозку грузов с перевесом, угрожающим безопасности дорожного движения.
Кроме того, в настоящее время в рамках мероприятий по внедрению интеллектуальных транспортных систем ЦОДД разворачивает систему видеонаблюдения и видеоаналитики на автодорогах регионального значения в составе 38 камер наблюдения, что позволит оперативно реагировать на складывающуюся ситуацию на автодорогах, организовывать в экстренных случаях медицинскую и техническую помощь.
В следующем году планируется расширение этой системы.
– Вы сказали, что в настоящее время в республике устанавливаются 38 камер наблюдения. Расскажите, пожалуйста, подробнее, для чего они нужны, в чем заключается их функционал.
– Функционал камер наблюдения заключается в следующем: повышение безопасности дорожного движения, обнаружение и идентификация происшествий; организация мониторинга дорожного движения наземного транспорта и анализа транспортного потока, контроль перемещения транспортных средств; обеспечение эффективности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального и межмуниципального значения Республики Дагестан; диспетчеризация и помощь в принятии управленческих решений; прогнозирование транспортной ситуации и реагирование на происшествия.
Все эти функции помогают повысить уровень безопасности дорожного движения, снизить аварийность и смертность на дорогах республики.
Результаты работы нашего учреждения еще предстоит оценить по прошествии времени. Но сколько бы новинок ни внедрял ЦОДД Дагестана, мы не устаем напоминать: безопасность на наших дорогах зависит от нас самих, от каждого водителя, знания и уважения им Правил дорожного движения, от понимания и адекватной оценки последствий ДТП. Большая часть работы ЦОДД – профилактика и информирование, работа с населением, в том числе через СМИ, через вас и ваших коллег. Мы рассчитываем повысить уровень не только цифровизации транспортной системы Дагестана, но и культуры вождения в нашей республике.
Соблюдайте Правила дорожного движения, берегите себя и своих близких!
Магомед РАМАЗАНОВ