С 1 сентября 2023 года внедряется программа Федеральных основных образовательных программ (ФООП). Это означает введение единых учебных программ и стандартов в школьном образовании.
Единая общеобразовательная программа станет обязательной для всех школ – как государственных, так и частных. «Золотой стандарт» знаний означает, что все школьники страны смогут учиться по одним и тем же предметам и учебникам.
Приняты также некоторые поправки в Закон «Об образовании в Российской Федерации», касающиеся таких моментов, как «профориентация школьников», «привлечение обучающихся к труду», и другие.
Как все эти нововведения скажутся на образовательном процессе? Будут ли полезны школьникам?
Об этом наш разговор с директором Махачкалинской средней школы №10, кандидатом исторических наук Рамизом Сердеровым.
ВОЗВРАЩЕНИЕ К ИСТОКАМ?
– Единый стандарт в образовании – это то, о чем мы мечтали,– говорит Рамиз Мирзегасанович, – из всех реформ, происходящих с 1989 года, последняя – самая революционная.
Во–первых, облегчается переход ученика из одной школы в другую: не надо будет изучать то, что не проходили в своей школе. Например, если в связи с переездом ученику из Калининграда нужно учиться в Тюмени, то не будет никаких проблем: там изучают такой же материал в одно и то же время.
Во–вторых, слово «образовательная услуга» убрано из всех документов, обучение, воспитание это не услуга, это формирование личности – знающей, интеллектуальной и духовной.
Вообще, я выступаю за то, чтобы из системы образования ушли чуждые для нас понятия – менеджмент, дистанционное образование, семейное, платное.
Считаю, что приходит конец рыночным отношениям в нашей системе. Надеюсь, следующим шагом реформирования станет отказ от ОГЭ и ЕГЭ, от всего, что пришло с Запада и является чуждым для нас.
– Рамиз Мирзегасанович, законодательство разрешает школам использовать авторские программы. Не находите ли вы в этом какой-то элемент противоречия единой образовательной программе?
– Знаете, авторские программы использовались и в советской школе. Сегодня школам оставляют право на разработку своих программ, но их содержание и ожидаемые результаты обучения не должны быть ниже госстандартов.
То есть любая инновационная задумка учителя должна пройти экспертную оценку и, если признана полезной, может использоваться как дополнение к основной программе.
– Не кажется ли вам, что постепенно мы возвращаемся к советской системе образования?
– В советской системе образования было много полезного. Как сказал президент России Владимир Путин, из советского образования надо убрать принцип неповоротливости: изменения в политике внутренней и внешней, новые достижения науки должны найти в нем свое отражение.
В 2015 году мы запретили школьникам пользоваться смартфонами на уроках: они должны думать своей головой, как это было в советское время.
УЧЕБНИКИ И НАСТАВНИКИ
– А какова ситуация с учебниками? Новая программа требует и новых учебников.
– Я, как учитель истории, могу рассказать об изменениях в этом учебнике. Именно этот предмет формирует мировоззрение ученика, самосознание, самооценку.
С 1 сентября этого года старшеклассники будут учиться по единому учебнику истории. Единая программа преподавания истории для учеников 10 и 11-го классов предполагает курсы: «История России» и «Всеобщая история».
В учебнике для 10-го класса практически треть содержания посвящена Великой Отечественной войне. В отдельные параграфы вынесены оборона Москвы, блокада Ленинграда, Сталинградская и Курская битвы.
В учебнике для 11-го класса есть главы, посвященные воссоединению Крыма и Севастополя с Россией, а также отмечены причины и цели СВО.
– Год педагога и наставника продолжается, что свидетельствует о повышенном внимании общества к возрастающей роли педагога: не только давать знания, но и воспитывать личность.
В связи с этим во всех школах вводится должность советников директоров по воспитательной работе. Есть ли у вас советник и чем он занимается?
– Такой человек у нас есть. Обычно мы собираемся втроем – я, замдиректора по воспитательной работе и советник. Обсуждаем предстоящие мероприятия, решаем, что проводить в первую очередь.
Конечно, предлагаются мероприятия патриотического характера, организация внеклассных мероприятий, те, что развивают таланты детей.
Советник проводит «Разговоры о важном», вовлекает школьников в деятельность детских и молодежных объединений. У нас действуют такие организации, как РДДМ, Юнармия, «Волонтеры Победы», «Росгвардейский класс».
Хочу дополнить, этот предмет – «Разговоры о важном» – направлен на укрепление духовно-нравственных ценностей и воспитание патриотизма. Темы одинаковы для учеников всех регионов России, то есть формируются одинаковые взгляды и представления, восприятие действий и событий.
Складываются понятия, что можно делать, а что нельзя, исходя из общих для всех правил и норм поведения.
ТРУД КАК ОСНОВА ВОСПИТАНИЯ
– Ключевыми поправками в Закон «Об образовании в Российской Федерации» стали понятия «привлечение обучающихся к труду» и «профориентация школьников».
Как решаются эти проблемы в вашей школе?
– Труд занимает важное место в процессе формирования и воспитания личности. Мы стараемся привлекать учащихся к общественно полезному труду, а это и посадка деревьев, и уборка территории, и многое другое.
В новом учебном году собираюсь внедрить незаслуженно забытое понятие – уборка в классе. Поговорил с родителями, попросил не возражать.
Дисциплине «Технология» придет на смену «Трудовое обучение». В 70-х годах прошлого века было такое направление в образовании – политехническое, видимо, оно возвращается. А политехническое образование – это и есть трудовое воспитание.
Тогда, в те годы, действовали УПК – учебно-производственные комбинаты, один находился в здании, где сегодня располагается Управление образования города.
В УПК были оборудованы учебные классы, производственные мастерские, соответствующее оборудование. Старшеклассники могли обучиться мастерству повара, швеи-мотористки, воспитателя, электрика, продавца, автоделу и т.д.
Люди должны что-то уметь делать своими руками, а не просто нажимать на кнопки.
Что касается нашей школы, то с вводом нового корпуса появились возможности политехнического образования. Возможности научить девочек, точнее восстановить, что уже было, – домоводство.
Мальчики осваивают резьбу по дереву, занимаются 3D-моделированием, обучаются прикладному рисунку. Это не ИЗО, наш учитель – профессиональный ювелир, обучает ребят практически тому, что может пригодиться в жизни.
Надеюсь, будут грамотные учебники по трудовому обучению и соответствующая база. Было бы неплохо иметь станки по работе с металлом.
То есть нужно делать все, чтобы наши дети смогли сами поменять перегоревшую лампочку, а не вызывать электрика.
Чувство, что ты можешь что-то сделать своими руками – оно окрыляет, особенно ребенка, подростка.
Считаю, что человек должен быть грамотным, профессионалом, и первые шаги в этом он делает именно в школе. Школа – единственное государствообразующее предприятие на планете Земля.
Наталья БУЧЕНКО