Наида Дибирова: «Развиваем культуру махачкалинских экскурсий»

Махачкала – город довольно новый, ему всего 166 лет, но учитывая богатую историю народов, проживающих на территории Дагестана, нам есть что показать, «продемонстрировать на экспозиции» богатство культурных реквизитов, ценностей и предметов исторической памяти. Именно поэтому в 2006 году был открыт Музей Махачкалы. Сейчас учреждение функционирует в качестве подразделения Управления культуры Администрации г. Махачкалы. Сегодня музей привлекает горожан и гостей столицы не только своими экспонатами, но и особенной подачей материала. О том, как сегодня живут городские культурно-исторические институты, нам рассказывает Наида Дибирова – директор Музея Махачкалы.

Наида Халидовна, есть у нас города – исторически архитектурные памятники. Города-музеи, у которых история древняя и интересная. Но Махачкала к их числу не относится: она лишь сегодня приобретает свои первые исторические очертания. Что же вы демонстрируете в качестве экспонатов?

– Кстати, для начала я хочу отметить, что в этом году исполнилось 16 лет, как у нашего города появился свой музей – Музей истории города Махачкалы. Это своеобразный рубеж, требующий подведения определенных итогов. За эти годы музей сильно изменился, расширил сферу интересов и наработал крепкую репутацию современной культурной институции. Значительно пополнились наши фонды и коллекции, благодаря чему в настоящее время он является главным хранителем городского культурно-исторического наследия. Я хочу поблагодарить наших работников: за прошедшие годы сотрудники музея провели масштабные мероприятия по выявлению экспонатов и пополнению коллекций: живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, археологии, почтовой открытки, предметов быта горожан. Поэтому, помимо экспертности, я бы хотела отметить удивительную преданность моих коллег своей работе.

И что же удалось «выловить», чем вы можете гордиться?

– Ну, например, сегодня в наших музейных фондах хранится самое большое собрание предметов дагестанского изобразительного искусства по теме города в хронологии от 1950-х годов до сегодняшнего дня. А кроме того, в фонды музея закуплены полотна А.И. Августовича, Г.П. Конопацкой, К.Ф. Власовой, А.М. Ягудаева, М. Кажлаева, и это далеко не весь перечень; мы с особым тщанием выбирали эти «жемчужины», но, как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, а в презентации работы музея – так особенно.

А что по дагестанской истории? Есть особо ценные экспонаты?

– Вот как раз-таки говоря о значительных собраниях, нужно упомянуть дореволюционные почтовые открытки с видами городов и аулов Дагестана и собрание работ «наивного» художника Анвара Саидова (1938 – 2009 гг.).

В чем же «наивность» автора полотен?

– Нет, вы не поняли. «Наивными» называются работы, выполненные художником-любителем, не получившим специального образования. Нужно понимать, что очень долго Дагестан развивался как закрытая этнокультура; наши певцы, ремесленники, художники и другие творческие единицы – это зачастую люди, пришедшие в профессию по зову сердца, как самоучки. Вообще, конечно, остается только удивляться талантливости нашего народа, особенно в прикладном искусстве.

Именно поэтому большое внимание в стратегии своего развития Музей Махачкалы уделяет выстраиванию партнерских связей и складыванию дружественных отношений с различными культурными и научными институциями. Среди главных партнеров музея значатся Институт истории, археологии и этнографии ДФИЦ РАН, Центральный государственный архив РД, Дагестанский музей изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой, Национальный музей РД им. А. Тахо-Годи. Яркие партнерские проекты были реализованы совместно с Музеем истории города Тбилиси и Национальным архивом Грузии, ГЦТМ им. А. Бахрушина, Музеем архитектуры им. А. Щусева, национальными театрами Республики Дагестан.

В своей работе музей ориентирован на осуществление межинституциональных и междисциплинарных проектов и параллельных программ. Мы привлекаем экспертов из различных областей культуры и науки. В поисках инвестиций музей неоднократно становился победителем республиканских и общероссийских грантовых конкурсов: гранты Главы Республики Дагестан, Союза музеев России, Благотворительного фонда Владимира Потанина, музейно-театральной лаборатории THEATRUM 2019.

Что это значит?

– Это значит, что работа музея – это большое, широкое и полномасштабное сотрудничество. Музей не может существовать как отдельно взятый организм; он просто растеряет свою индивидуальность и актуальность. Коллекции должны пополняться; необходима демонстрация свежих выставочных работ, закупка новых предметов искусства. При этом важно оставаться «в тренде». По сути, музей выполняет широкую общественную работу, помимо своей образовательно-просветительской миссии.

Что-то конкретное по подобным проектам рассказать можете?

– Помимо выставочной работы, Музей Махачкалы проводит циклы научно-просветительских семинаров «Городские чтения». Это открытые занятия, предоставляющие возможность получения концентрированной информации по истории и культуре Дагестана от ведущих специалистов и профессионалов: историков, искусствоведов, журналистов, художников.

Важна и существенна в музее издательская составляющая. Большая часть выставок сопровождается изданием буклетов или альбомов, которые презентуются широкой публике, в том числе и на ежегодном книжном фестивале «Тарки-Тау». Кстати, несмотря на свою скромную историю, мы уже заработали Гран-при за свое издание «Альбом капитана Никитина. Гуниб, 1909». Это было в 2019 году.

 

НЕ ПРОСТО «ТОЧКА НА КАРТЕ»

Какое отношение у вас, как у директора, к своей работе?

– У меня несколько философский подход. Важно понимать, что музей – не только культурная институция, он действует еще и в пространстве социальных задач, реагирует на «новые вызовы», предлагает актуальные форматы участия музея в их решении. Для Дагестана в настоящее время таким «вызовом» стал резко возросший туристический интерес к республике. В свете этого нового для республики и ее столицы явления музей предложил на грантовый конкурс Фонда Владимира Потанина масштабный исследовательский проект – «Махачкала: инструкция по применению», который и стал победителем программы «Музей без границ». Основная идея проекта – выявить и визуализировать феномены городской культуры, ценные не только для местного сообщества, но и для туристов. С помощью множества музейных сервисов, таких как издание очерков по истории и культуре города, арт-резиденции, лаборатории, дизайна, мы вместе с экспертами и участниками проекта будем изучать культурно-историческое наследие и пространство города и постараемся ответить на вопрос: «Что интересного в Махачкале? Какой новый опыт можно здесь пережить?»

Именно таким вопросом задается турист, выбирая для себя новую локацию. Но в случае с Махачкалой в поисковике всплывает довольно скучный набор стереотипных «достопримечательностей»: памятники, улицы, здания. Не хватает живых современных историй, событий, креативных пространств, способных подчеркнуть местный колорит, особую культуру. По данным Минтуризма Дагестана, за прошлый год республику посетило 1 млн 200 тыс. человек. Все они приезжают сначала в Махачкалу (аэропорт, ж/д вокзал), но здесь не задерживаются, а уезжают сразу в горные районы.

Даже местные туроператоры убеждены: в Махачкале смотреть нечего, Дагестан – это горы, море, пляж. В Махачкале турист останавливается между прочим, а потом из воспоминаний остаются лишь недорогие столовые, доступный сервис и масса кофеен. Да, это в некотором роде тоже современная история и городской ландшафт, но такой взгляд иноземца свидетельствует о том, что у нас нет культуры экскурсий!

Поэтому, к большому сожалению, столица остается транзитным городом, а ее «места силы» отсутствуют на картах туристических маршрутов. Такая ситуация связана с тем, что для многих «махачкалинцев» город – «чужой»: за последние 40 лет численность населения Махачкалы увеличилась втрое, но большой процент населения – это горожане в первом поколении, у которых нет воспоминаний о городе, они не знают его историю, незнакомы с городской культурой. Это, на наш взгляд, и определяет то, что Махачкала воспринимается только как точка на карте, а туристические потоки направляются в горы, родные аулы.

Музею же важно рассказать и показать «НАШ ГОРОД» – разный, контрастный, живой, любимый. Он надеется объединить в своем проекте потенциал большого количества заинтересованных людей (ученые, искусствоведы, художники, туроператоры, гиды, дизайнеры, предприниматели), что позволит достичь кумулятивного эффекта и сформировать модель тесного сотрудничества музея и городских сообществ. Это сотрудничество поможет нам выработать новые механизмы и форматы интерпретации наследия как ресурса развития территории.

Ну опять-таки не многого ли мы хотим от города, которому чуть более полутора столетия?

– Махачкала обладает большим арсеналом скрытых и явных символов идентичности: это великие люди, что оставили свой след как в нашей истории, так и в мировых анналах (Ф. Нансен, Е. Гвоздев, старик Ивнинг), потом не стоит забывать про уникальные географические локации (озеро Ак-Гель, гора Тарки-Тау, бархан Сары-Кум), дома-метафоры – дом-корабль, национальную кухню (чуду, урбеч, махачкалино). В своем проекте музей предлагает изучить и актуализировать эти феномены городской культуры, определяющие ценность места.

Знаете, в последние годы молодежь Махачкалы приобретает особый новомодный стиль. Они интересуются историей; они вдумчивы, читают, изучают, познают… они неравнодушны к общественной жизни. Наконец я вижу юношей и девушек, увлеченных творчески – они активно посещают и экскурсии, и лекционные занятия, и сами готовы к сотрудничеству. Это же здорово! Это не только посетитель музея или будущий его работник – это еще и тот творческий потенциал, который в скором времени наверняка пополнит наши коллекции новейшей истории Махачкалы своими работами.

В заключение я хочу отметить, что музей приглашает к соучастию в наших проектах и надеется, что они будут интересны всем, кого вдохновляет наследие, кто видит в нем ресурс для своего бизнеса, творчества, кто ищет смыслы в окружающем пространстве. Давайте вместе посмотрим на город сквозь призму культурных кодов, которыми он готов поделиться, если ты захочешь его понять, а значит – полюбить.

Регина ГАДЖИБАЛАЕВА

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Над Махачкалой подняли Знамя Победы

Махачкала приняла эстафету патриотической акции «Равнение на флаг»,  подняв Знамя Победы в Великой Отечественной войне – штурмовой флаг 150-й...

Владелица салона сотовой связи в Махачкале арестована за мошенничество на 10 млн рублей

Кировский районный суд Махачкалы заключил под стражу владелицу салона сотовой связи «L-mobile» в Махачкале по обвинению в мошенничестве, сообщает...

Глава СКР взял на контроль проверку в частном детсаду Махачкалы

Председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин взял на контроль проверку по информации о нарушении прав воспитанников частного детского сада...

В Махачкале прошла акция по посадке деревьев, приуроченная к 80-летию Победы

Общественная палата Махачкалы провела в столице Дагестана акцию по посадке деревьев, приуроченную к 80-летию Великой Победы и Году защитника...
spot_imgspot_img

Лжеюрист из Астрахани обманным путем получила от 18 жителей Дагестана крупную сумму денег

Мошенница из Астрахани обманным путем получила крупную сумму денег от 18 жителей Дагестана. Девушка, выдавая себя за юриста, подыскивала...

В Дагестане 29 апреля объявлен нерабочим днем по просьбе православных христиан республики

По многочисленным обращениям православных христиан Дагестана 29 апреля объявлен в республике нерабочим днем. В этот день отмечается православное поминовение...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам