В основе верующий вообще не должен обижаться на братьев по вере, питать вражду к ним и гневаться на них. Ислам предписывает нам быть любящими братьями, которые проявляют друг к другу милосердие, сочувствие и сострадание.
Посланник Аллаха ﷺ, который является примером для всего человечества, сам не обижал никого и не держал обиду на других. Он также заповедовал своим последователям держаться подальше от всего, что приводит к обидам и вражде среди братьев.
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Не завидуйте друг другу, не взвинчивайте цены, откажитесь от взаимной ненависти, не поворачивайтесь спиной друг к другу, не перебивайте торговлю друг другу и будьте братьями, о рабы Аллаха, ведь мусульманин мусульманину брат, и поэтому никто из мусульман не должен ни притеснять другого, ни относиться к нему с презрением, ни оставлять его без помощи». (Муслим, 2564)
В этом хадисе Пророк ﷺ указал на то, что каждый мусульманин является каждому мусульманину братом. Следовательно, они должны поступать друг с другом, как истинные братья, не притесняя, не презирая, не обижаясь друг на друга.
Среди всего этого Посланник Аллаха ﷺ обращал особое внимание на добрые отношения между братьями-мусульманами и крайне предостерегал от того, чтобы отворачиваться от своего брата по вере, разрывать с ним отношения и держать обиду на него.
От Абу Аюба (да будет доволен им Аллах) передается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Не разрешается мусульманину прекращать общение с братом по вере (держать на него обиду) более, чем на три дня, в течение которых они будут отворачиваться друг от друга при встрече. А лучшим из этих двоих окажется тот, кто первым поприветствует другого» (Имам Ахмад, 2357; Бухари, 6237; Муслим, 2560; Абу Давуд, 4911; Тирмизи, 1932).
Здесь подразумевается отворачивание мусульманина от брата по вере при встрече с ним из нежелания приветствовать его. Такое отношение отдаляет мусульман друг от друга и только усиливает вражду между ними.
А если верующий просто не встретился с тем или иным братом по вере и ему не удалось поприветствовать его в течение трех и более дней, в этом нет ничего предосудительного, если он не устроил это преднамеренно и не желал отдалиться от брата по вере.
Под прекращением общения (обидой) в этом хадисе подразумевается отказ человека от встречи с братом по вере и от его приветствия при встрече с намерением отдалиться, ведь он не обязан общаться с братьями по вере каждые три дня.
Кто-то может возразить: почему мусульманину разрешается обижаться на брата по вере три дня, ведь обида, какой бы малый срок она ни продолжалась, вредит их отношениям. А ведь так и есть!
Во-первых, не обязательно, чтобы обида между братьями по вере продолжалась все три дня. В принципе, она должна прекратиться сразу же, а лучше всего будет, если вообще никто не станет держать обиду.
Во-вторых, нам разрешается держать обиду на брата по вере максимум три дня, исходя из того, что мы являемся слабыми рабами Всевышнего и не способны выполнить все Его предписания, как положено. Поэтому Всевышний Создатель сделал нам послабление и в первые три дня Он прощает нам это, ибо человек сначала гневается, но потом постепенно успокаивается.
Имам Ан-Навави, комментируя вышеприведенный хадис в своей книге «Аль-Минхадж Шарх Сахих Муслим бин Аль-Хаджадж», пишет следующее: «Ученые сказали, что в этом хадисе содержится запрет на прекращение общения между мусульманами на срок дольше трех дней и разрешение на это в первые три дня. Также они сказали, что прекращение общения в первые три дня прощается, ибо человек изначально подвержен гневу, плохому нраву и тому подобному. Поэтому ему прощается прекращение общения на три дня, чтобы спала преграда обиды».
В этом хадисе Посланник Аллаха ﷺ также указывает на поступок, благодаря которому один из тех, кто держит друг на друга обиду и прекратил отношения, может стать лучше и получить большую награду.
Тот, кто первым из двух враждующих братьев по вере поприветствует другого, окажется лучшим из этих двоих. Он заслуженно получит эту награду, ведь мы знаем, как трудно простить человека, который нас обидел.
Пророк ﷺ не зря сказал так! Указывая на это, он побуждает нас прощать брату по вере все обиды и поспешить приветствовать его, какой бы горькой ни была обида. Поэтому нам не следует откладывать это на три дня, тая обиду внутри, хотя это и разрешается. Иначе мы можем упустить момент и не оказаться теми, кто прервал ссору.
Как видите, здесь важна каждая минута. Тот, кто желает оказаться лучшим из двоих, должен просто бежать, а еще лучше лететь к своему брату по вере, чтобы поприветствовать его и прекратить ссору.
Из этого хадиса мы понимаем, что среди мусульман могут возникнуть недопонимания и обиды, и поэтому им разрешается держать обиду на брата по вере в течение трех дней, пока он не успокоится.
Выше мы говорили, что не следует вообще разрывать отношения с братом по вере и держать обиду на него. Однако если обида имела место, продлилась более трех дней и стала причиной разрыва отношений, то это будет считаться явным грехом.
Если обида между братьями по вере продлится дольше трех дней, в их отношения может вмешаться шайтан, который всегда ищет малейшего повода, чтобы разрушить отношения между верующими. Он может превратить эту обиду в непримиримую вражду и ненависть.
Указывая на такой исход в хадисе, который передается от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Не разрешается верующему прекращать общение с братом по вере (держать на него обиду) на срок, превышающий три дня, а тот, кто будет обижаться на своего брата по вере дольше трех дней и умрет в таком состоянии, войдет в огонь Ада» (Абу Дауд, 4914).
Стоит отметить, что в этих хадисах говорится о мусульманине, который обиделся на своего брата по вере по мирским причинам. Если же обида связана с чем-то, что имеет отношение к религии, к Ахирату, связана с чужим грехом или с тем, что другой человек не желает перевоспитываться, то в этом случае обида будет считаться дозволенной.
Если верующий держит обиду на брата по вере и прекратил с ним отношения только по той причине, что тот открыто совершает грехи или придерживается нововведений, то такая обида не ограничивается никаким сроком. Она может продлиться до тех пор, пока грешник не откажется от своих грехов и нововведений.
Мухаммад СУЛТАНОВ, islamdag.ru