Уважаемые читатели! Начинаем серию публикаций на тему автоспорта, а именно, чемпионата мира по Формуле-1. Чем вызван интерес именно к этому виду спорта, объясняется просто. Ведь благодаря передовым технологиям, высоким скоростям и талантливым гонщикам, популярность Формулы-1 невероятно выросла и стала глобальным явлением, за которым наблюдают миллионы людей по всему миру. В этом чемпионате участвуют лучшие автогонщики мира, а саму Формулу-1 не зря называют Королевой автоспорта. Имена Айртона Сенны и Михаэля Шумахера известны не только любителям Формулы-1, но и многим людям, далеким от автоспорта. Формула-1 является самой престижной гоночной серией в мире, и для многих автогонщиков целью всей жизни становится попадание в Формулу-1.
ИТОГИ СЕЗОНА
Сначала мы предлагаем подвести итоги прошедшего сезона.
В последнее воскресенье ноября, 26 числа, завершился чемпионат мира по автогонкам в классе Формула-1. Заключительный этап, Гран При Абу-Даби прошел на трассе Яс Марина. Победу в гонке в очередной раз одержал действующий чемпион мира голландец Макс Ферстаппен на «Ред Булл» (Red Bull), на подиуме компанию Ферстаппену составили монегаск Шарль Леклер на «Феррари» (Ferrari) и британский гонщик Джордж Рассел из команды «Мерседес» (Mercedes). Ферстаппен досрочно завоевал свой третий титул еще в Катаре за шесть гонок до конца чемпионата, а победа на Гран При Абу-Даби стала для Ферстаппена уже 19-й в сезоне и 54-й в карьере.
Справка: Спортивный автомобиль класса Формулы-1 представляет собой одноместный гоночный автомобиль с открытыми колесами, вынесенными за пределы кузова. Такой тип является одним из наиболее распространенных типов гоночных автомобилей в мире. Название исторически происходит от набора технических правил (так называемой «формулы»), которому должны соответствовать автомобили всех участников, и Формула-1 является высшей категорией автоспорта.
Соревнования проходят на замкнутой асфальтированной трассе, по которой гонщики проезжают определенное количество кругов в зависимости от длины трассы, при этом общая протяженность гонки должна быть не менее 305 км (исключением является Гран При Монако, где общая дистанция гонки ограничена 260 км), продолжительность гонки, при этом, ограничена временем – не более двух часов.
Большинство современных гонок Формулы-1 проходит на трассах, изобилующих поворотами, шиканами (последовательность тесных извивающихся поворотов, обычно в форме буквы S) и шпильками (резкий поворот, от 90 до 180 градусов, соединяющий две длинные прямые), что повышает требования к технике, мастерству пилотов (как часто называют гонщиков) и повышает зрелищность соревнований.
С 2014 года болиды Формулы-1 оснащаются гибридными V-образными 6-цилиндровыми двигателями с турбонаддувом рабочим объемом 1,6 литра, совокупная мощность силовой установки вплотную приблизилась к 1000 л.с. Помимо самого двигателя внутреннего сгорания (ДВС) в современной силовой установке присутствуют два мотор-генератора, способных как вырабатывать ток, так и действовать в роли электродвигателя: MGU-K и MGU-H.
- MGU-K соединен с коленвалом ДВС и собирает энергию на торможении, отдавая ее высоковольтному накопителю; при разгоне MGU-K добавляет свою мощность к мощности ДВС.
- MGU-H расположен на валу турбокомпрессора и работает с потоком выхлопных газов, тепловую энергию которых преобразует в электричество.
Столь мощные двигатели болидов Формулы-1 позволяют добиваться великолепной динамики и высокой скорости. Официальный рекорд скорости, зарегистрированный ФИА, был установлен в 2016 году финским пилотом Валттери Боттасом, на Гран При Мексики он разогнал свой Уильямс (Williams) до 372,54 км/ч. Не менее впечатляющим выглядит разгонная динамика: около 2,5 секунд требуется болидам Формулы-1 на разгон с места до 100 км/ч; чтобы разогнаться до 200 км/ч необходимо 4,5 секунды, и где-то через 8,5 секунд скорость достигает 300 км/ч.
В целом, можно отметить, что это был один из самых доминирующих сезонов в истории Формулы-1. Ферстаппен и «Ред Булл» выиграли абсолютное большинство гонок в прошедшем сезоне: Макс выиграл 19 гонок из 22, его напарник по команде мексиканец Серхио Перес выиграл еще 2, и только в Сингапуре команда «Ред Булл» упустила победу. Единственной командой, сумевшей обыграть «Ред Булл» и выиграть гонку, стала команда «Феррари», которая второй раз в истории Формулы-1 не дала одному коллективу выиграть все гонки в течение сезона. В ночной гонке в Сингапуре сильнейшим оказался испанский пилот «Феррари» Карлос Сайнс, который помешал команде «Ред Булл» установить абсолютный рекорд Формулы-1 – победа во всех гонках за сезон. В этом плане прошедший сезон напомнил 1988 год, когда пилоты команды «МакЛарен» (McLaren) Айртон Сенна и Ален Прост одержала 15 побед в 16 Гран При, а единственной гонкой, которую выиграл не пилот «МакЛарен», стал Гран При Италии в Монце, на котором австрийский гонщик «Феррари» Герхард Бергер первым пересек линию финиша.
И хотя многие болельщики и любители Формулы-1 считают, что прошедший сезон был скучным из-за подавляющего преимущества Ферстаппена, в то же время позади Макса велась упорная борьба. За второе место в чемпионате развернулась борьба между Серхио Пересом, напарником Ферстаппена, и пилотом «Мерседес», семикратным чемпионом мира Льюисом Хэмилтоном, которую выиграл Перес. Плюс невероятно напряженная ситуация складывалась в борьбе за четвертое место, на которое претендовали сразу четверо гонщиков: двукратный чемпион мира испанец Фернандо Алонсо из «Астон Мартин», британец Ландо Норрис из «ІМакЛарен», а также двое гонщиков «Феррари» – испанец Карлос Сайнс и монегаск Шарль Леклер. Эту невероятно плотную борьбу в результате выиграл Фернандо Алонсо, а места с четвертого по седьмое разделило всего шесть очков.
Не менее упорная борьба шла и позади Ред Булл в Кубке конструкторов. И после финального Гран При второе место в итоге досталось команде «Мерседес», которая опередила команду «Феррари» на три очка.
ДОСТИЖЕНИЯ
Отдельно, как мне кажется, стоит упомянуть достижения Макса Ферстаппена, который проведя невероятный сезон, переписал два десятка рекордов. Порой казалось, что Ферстаппена невозможно победить, он уверенно переигрывал всех соперников в любую погоду, в дождь и под солнцем, в любых условиях при появлении автомобиля безопасности и красных флагов, а команда умело поддерживала его мастерство отличными стратегиями, быстрыми пит-стопами и потрясающей надежностью.
Вот только неполный список его рекордных достижений в прошедшем сезоне:
- количество побед в одном сезоне – 19,
- наибольший процент побед в одном сезоне – 86%,
- набранные очки за сезон – 575,
- круги лидирования – 1003,
- самая длинная победная серия – 10 гонок,
- количество подиумов в одном сезоне – 21,
- самый большой отрыв в чемпионате – 290 очков,
- серия финишей в очках – 22 гонки (100 %),
- наибольшее число хет-триков (поул + лучший круг + победа) – 6.
Кроме того, гонщик «Ред Булл» стал лишь третьим пилотом в истории Формулы-1, который смог проехать сезон «от и до» целиком. Тем самым Ферстаппен повторил успех легендарного пилота Феррари Михаэля Шумахера в 2002 году и Льюиса Хэмилтона в 2019 году. Больше никто ни разу не смог проехать все гонки в одном сезоне Формулы-1 полностью. При этом, Ферстаппен стал первым в истории гонщиком, который достиг отметки 1 000 кругов лидирования.
Впечатляет и тот факт, что Ферстаппен в одиночку мог принести команде Ред Булл титул в Кубке конструкторов. Ближайшие преследователи чемпионского коллектива Мерседес и Феррари двумя машинами заработали 409 и 406 очков, соответственно, что меньше очков, заработанных одним голландцем (575 очков).
ИСТОРИЯ
А теперь немного истории. Начало.
Первые предпосылки для появления «Формулы-1» начали возникать еще в первой половине XX века. В 1924 году для управления международным автоспортом была основана Международная федерация автоспорта (FIA), которая начала организовывать под своей эгидой проведение международных гоночных соревнований. Планировалось, что первый чемпионат должен был пройти в 1941 году, но помешала Вторая мировая война. После войны, в 1946 году, FIA сформировала окончательный регламент, вступивший в силу в 1947 году. Согласно новым правилам в гонках участвовали автомобили с рабочим объемом двигателя 1,5 литра с компрессором и безнаддувные двигатели рабочим объемом 4,5 литра.
В 1950 году прошел первый в истории Формулы-1 чемпионат мира среди гонщиков. Открывал сезон Гран-при Великобритании, который прошел в середине мая на трассе Сильверстоун. Победу одержал итальянский автогонщик Джузеппе «Нино» Фарина на «Альфа Ромео» (Alfa Romeo); к слову, весь подиум был занят гонщиками Альфа Ромео: вторым приехал итальянец Луиджи Фаджиоли, третьим финишировал британец Редж Парнелл.
В целом, сезон 1950 года прошёл под знаком превосходства команды «Альфа Ромео». Пилоты итальянской конюшни выиграли все шесть гонок, шедших в зачет чемпионата мира, в которых принимали участие, и по итогам сезона заняли первые три места. В том году Фарина стал первым чемпионом мира Формулы-1, одержав 3 победы из 6 гонок, шедших в зачет чемпионата мира, незначительно опередив аргентинца Хуан-Мануэля Фанхио (будущего 5-кратного чемпиона мира), ставшего вице-чемпионом, третье в общем зачете занял Л. Фаджиоли.
Автомобиль победителей оснащался рядным 8-цилиндровым двигателем рабочим объёмом 1,5 литра мощностью 370 л.с.
Гарун КАБИЕВ