Как в горах пресекали самострой?!
Неупорядоченная и незаконная застройка стала неотъемлемой чертой облика дагестанской столицы. Кто-то склонен видеть в этом проявление менталитета дагестанцев. Якобы корни этого явления следует искать в архитектуре горных аулов с их тесными улицами и нагроможденными друг на друга домами. Однако, этнографы утверждают, что в горских джамаатах жестко пресекали самоуправство в вопросах строительства.
– Если кто-нибудь из них осмеливался построить дом на своем поле, за чертой аула и в недозволенном джамаатом месте, – пишет Сакинат Гаджиева, – то такое жилище немедленно разрушали и в качестве штрафа обычно отбирали быка.
В ряде селений требовалось разрешение джамаата даже на перестройку дома. Историк и этнограф из села Урахи Гаджи-Мурад Амиров описывает любопытный случай, свидетелем которого он стал в 1870-е. В неком даргинском ауле местный житель по имени Султан-Махмуд начал перестраивать свой дом. Он хотел прибавить к нему один этаж, но жители этого квартала не позволили ему сделать это. Тогда горец пожаловался на сельское начальство местному наибу. Последний сначала занял сторону Султан-Махмуда, заявив, что он может строить на своей земле все, что ему угодно. Сельский судья возразил, что, согласно местным адатам, «не всегда и не всякий может пользоваться своею собственностью так, как ему угодно».
– Дом Султан-Махмуда находится на той улице, по которой зимою гонят рогатый скот на водопой к речке, – объяснял он. – Если построить дом в два этажа, то он закроет собою часть улицы от солнечных лучей. Поэтому вода тающего снега, которая протекает по улице, будет замерзать на этом месте. Следовательно, из этого выходит, что скотине трудно будет миновать его, не подвергаясь опасности упасть и даже убиться. Вот почему мы решили дело в пользу квартального джамаата. После этого объяснения наиб отверг жалобу Султан-Махмуда.
Взаимоотношения земледельцев со скотоводами
Согласно сложившимся адатам скот должен выпасаться вне аула, в стаде. Однако, это не освобождало владельцев наделов от обязанности ограждать свои участки, будь то огород за домом или гектар в полях, так как животные есть животные и могли убежать из стада. Тем более не разрешалось причинять вред животному, которое вторглось на твой участок и испортило урожай.
Однажды бычок Расула из села А… зашел в неогороженный огород Хайбулы. Хайбула, рассердившись, отрезал ему хвост. Два сельчанина рассорились и обратились к старейшинам, на годекане их спор разрешили быстро. Так как огород не был огорожен, Хайбула должен был вернуть Расулу целого бычка того же возраста, а бесхвостого бычка оставили ему. Если бы огород был огорожен забором, то произошло бы то же самое, но Расул должен был бы восстановить ущерб, причиненный его быком. Вот такая нехитрая горская справедливость. У скотины нет ума, чтобы отличать частную собственность, а у человека его должно хватать, чтобы предвидеть, что скотина польстится на зелень и оградить свой участок от посягательств.
Камиль ОМАРОВ