Намаз приветствия мечети (тахийятуль-масджид) является настоятельной сунной. Каждому, кто зашел в любую мечеть, кроме мечети Аль-Харам в Мекке, желательно совершить намаз приветствия мечети, если у него сохранно омовение. Приветствием же мечети Аль-Харам является таваф вокруг Каабы.
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Когда кто-либо из вас заходит в мечеть, пусть не садится, пока не совершит молитву в два ракаата» (Ибн Маджах, 1012).
В другой версии этого хадиса, которую передает Ибн Маджах от Абу Катады (да будет доволен им Аллах), сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Когда кто-либо из вас заходит в мечеть, пусть совершает молитву в два ракаата перед тем, как сесть» (Ибн Маджах, 1013).
Совершать намаз приветствия мечети желательно всякий раз при входе в мечеть, даже если человек вошел ненадолго и вход повторяется многократно и между ними не проходит много времени. Потому что при каждом входе имеется причина, которая требует совершения тахийятуль-масджид. Следовательно, если человек вышел из мечети на короткое время и снова зашел, то и в этом случае следует совершить тахийятуль-масджид.
Если верующий пришел в мечеть для совершения обязательного намаза, то, совершив в мечети один из пятикратных обязательных намазов или другой суннат-намаз вместо намаза приветствия, он также считается совершившим тахийятуль-масджид, даже если у него не было намерения сделать это.
Авторитетный ученый шафиитского мазхаба имам Аль-Хатиб Аш-Ширбини в своей книге «Мугни аль-Мухтадж» пишет об этом следующее: «Намаз приветствия мечети засчитывается, если человек совершил фарз-намаз или другой суннат-намаз, даже если он не выказывал намерения совершить его, потому что цель намаза приветствия – не оставить мечеть без совершения намаза… Однако тахийятуль масджид не засчитывается у того, кто совершил один ракаат, джаназа-намаз, суджуд ат-тилява или суджуд аш-шукри».
Что касается того, кто зашел в мечеть без омовения и не имеет возможности совершить омовение или по другим причинам не может совершить намаз приветствия перед тем, как сесть, даже если он имеет омовение, то ему желательно произнести четыре раза следующую молитву: «Субхана-Ллаhи ва-ль-хамду ли-Лляhи ва ля иляhа илля Ллаhу ва-Ллаhу Акбар (Слава Аллаху, хвала Аллаху, нет бога, кроме Аллаха, Аллах велик)».
Авторитетный ученый шафиитского мазхаба имам Аль-Хатиб Аш-Ширбини в своей книге «Мугни аль-Мухтадж» пишет об этом следующее: «Нежелательно заходить в мечеть без омовения, если же человек вошел, пусть скажет: “Субхана-Ллаhи ва-ль-хамду ли-Лляhи ва ля иляhа илля Ллаhу ва-Ллаhу Акбар”. Поистине, эти слова по достоинству равны двум ракаатам намаза.
Также в книге автора (имама Ан-Навави) “Аль-Азкар” пишется, что крупные ученые нашего мазхаба (асхаб) сказали: “Тому, кто зашел в мечеть и не имеет совершить там намаз приветствия мечети из-за беседы, занятия и тому подобного, желательно четыре раза произнести следующую молитву: “Субхана-Ллаhи ва-ль-хамду ли-Лляhи ва ля иляhа илля Ллаhу ва-Ллаhу Акбар””».
Совершить намаз приветствия мечети желательно, даже если верующий зашел в мечеть в тот промежуток времени, который считается нежелательным (макрухом) для совершения суннат-намазов, для которых нет причин, потому что тахийятуль-масджид является намазом, у которого имеется причина.
Однако нежелательно в этот промежуток времени заходить в мечеть только с целью совершить там намаз приветствия. Если человек в это время зайдет в мечеть только с намерением совершить там тахийятуль-масджид, то это не считается веской причиной, не отменяет нежелательность и этот намаз не будет действительным.
Однако есть случаи, когда верующему, который зашел в мечеть, нежелательно совершать тахийятуль-масджид.
Итак, намаз приветствия мечети нежелательно совершать в следующих случаях:
- Если вошедший в мечеть совершил обязательный намаз или другой суннат-намаз.
Если человек, зайдя в мечеть, совершил фарз-намаз или другой суннат-намаз, то ему уже нежелательно совершать тахийятуль-масжид, потому что этот намаз ему засчитается как намаз приветствия.
- Когда в мечети начали совершать коллективный намаз.
Если тот, кто зашел в мечеть, видит, что там уже приступили к совершению джамаат-намаза, то он, не отвлекаясь на намаз приветствия мечети, должен присоединиться к коллективной молитве, и этот намаз будет засчитан как тахийятуль-масджид.
- Когда муэдзин приступил к чтению икамата или приблизилось время икамата.
Также не следует отвлекаться на совершение намаза приветствия мечети тому, кто вошел в мечеть во время чтения икамата или когда икамат начнется так скоро, что он может не успеть произнести вступительный такбир сразу после имама, если отвлечется на тахийятуль-масджид. Ему следует подождать завершения икамата стоя, а потом вместе с джамаатом приступить к коллективной молитве.
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передается, что Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «После объявления о начале молитвы (оглашения икамата) не следует совершать никакой молитвы, кроме обязательной» (Муслим, 710; Абу Дауд, 1266; Тирмизи, 421; Ибн Маджах, 1151).
- Когда хатыб завершил чтение хутбы или завершает его.
Также не следует отвлекаться на совершение тахийятуль-масджид тому, кто вошел в мечеть, когда хатыб завершает или уже завершил хутбу, потому, что приблизилось время совершения джума-намаз. А тот, кто вошел во время чтения хутбы, может по-быстрому совершить его.
- если зашедший в мечеть сел.
Если человек зашел в мечеть и сел, не совершив намаз приветствия мечети, ему уже нежелательно вставать для совершения тахийятуль-масджид, даже если он сел ненадолго. Если же он сел по невнимательности и прошло немного времени, то он может встать и совершить намаз.
Из всего вышеприведенного мы понимаем, что тому, кто зашел в мечеть, желательно совершить любой обязательный или желательный намаз, но лучше совершить отдельно намаз приветствия. Однако в вышеприведенных случаях вошедшему в мечеть нежелательно совершать намаз приветствия.
Муслим АБДУЛАЕВ, islamdag.ru