В среду, 20 декабря, в Махачкале прошла пресс-конференция по теме «Министерство транспорта и дорожного хозяйства Дагестана заключило концессионное соглашение на установку на дорогах региона 200 новых комплексов фотовидеофиксации». Подробнее о соглашении рассказали участники пресс-конференции – глава регионального Минтранса Джамбулат Салавов и коммерческий директор ГК «Урбантех» Даниил Хазов.
ОЧЕНЬ ЭФФЕКТИВНАЯ МЕРА
«Минтранс республики заключил концессионное соглашение на установку на дорогах Дагестана 200 новых комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД. Комплексы фотовидеофиксации стали массово появляться на российских дорогах в 2008 году, когда была утверждена федеральная программа по безопасности дорожного движения. На сегодняшний день увеличение количества комплексов фотовидеофиксации во всех регионах является неотъемлемой частью национального проекта «Безопасные качественные дороги», который реализуется в нашей стране. Среди них и Республика Дагестан», – сообщила модератор встречи, после чего журналисты начали задавать свои вопросы.
Журналиста Исрафила Исрафилова интересовал вопрос: что даст увеличение количества камер на дорогах?
«Сейчас регион относится к числу субъектов с высоким показателем случаев смертности и аварийности на дорогах. Дагестан находится на четвертом месте среди них. Новые камеры будут установлены на самых опасных участках дорог. На сегодняшний день в Республике работают 363 комплекса фотовидеофиксации, за исключением 10–15% все они находятся в рабочем состоянии. Что касается концессии, она не предполагает открытые торги. Отмечу, что наши партнеры установят все комплексы за свой счет, без участия республиканского бюджета. Основная цель – снизить уровень аварийности на наших дорогах. Недисциплинированность наших водителей, менталитет — одни из факторов, влияющих на все основные показатели аварийности. Более 80% ДТП происходит из-за превышения скорости, выезда на встречную полосу. Увеличение количества комплексов фотовидеофиксации повысит уровень водительской дисциплины, это очень эффективная мера. Мы изучали опыт наших коллег из Московской области. У них с 2016 года ведется эта работа и имеются существенные результаты по снижению аварийности. Поэтому на 200 камерах мы не остановимся, будем увеличивать количество комплексов в последующие годы. Места установки определены Госавтоинспекцией и Минтрансом Дагестана. Прежде всего это аварийно-опасные участки и места концентрации ДТП, нерегулируемые пешеходные переходы и перекрестки на муниципальных, региональных и федеральных трассах», — прокомментировал министр транспорта и дорожного хозяйства РД Джамбулат Салавов.
«Получается, это такая основная мера, на которую сделан упор, чтобы снизить аварийность? Есть ли прогресс в этом направлении?» – спросил представитель телекомпании РГВК.
«Именно из-за того, что у нас высокая смертность на дорогах, это действительно эффективная мера, – подчеркнул министр. – И именно в те периоды, когда камеры были отключены, наблюдался рост аварийности на дорогах. Еще раз повторюсь: дагестанцы — непростые автолюбители, и наш Центр организации дорожного движения вплотную занимается этой проблемой». Салавов еще раз напомнил, что «республиканский бюджет в этом не задействован», а благодаря внедрению новых комплексов «республика получит снижение аварийности».
НЕ НЕИЗБЕЖНОСТЬ, А ДАННОСТЬ
Вопрос от «МИ»: «Насколько увеличится количество штрафов в связи с установкой новых камер?»
«Новые комплексы очень высокого качества. Это не те, которые функционируют на сегодняшний день, новые – более высокоточные, и у нас будет меньше судебных разбирательств с автовладельцами из-за ошибочных штрафов», – отметил Салавов.
Ответ министра дополнил коммерческий директор ГК «Урбантех» Даниил Хазов: «Количество штрафов будет зависеть от добропорядочности дагестанских водителей, туристов, гостей республики. Насколько часто водители будут нарушать, настолько больше будет штрафов или меньше. Наша задача — не максимизировать общее количество штрафов, а обеспечить безопасность дорожного движения, сократить количество аварий и тяжесть последствий, число погибших и раненых на дорогах республики. Немного добавлю о самих комплексах “Азимут 4”, которые будут установлены на дорогах республики. Это отечественные комплексы последнего поколения, которые способны распознавать 51 состав нарушений ПДД – как стандартные (движение по обочине, выезд на полосу встречного движения, пересечение сплошной), так и с использованием нейросетевой обработки данных (непристегнутый ремень безопасности, использование телефона за рулем и другие)», – уточнил Хазов.
Он также подробнее рассказал об обмене опытом, организованном при содействии Правительства и Минтранса Московской области: «Как сказал министр (Джамбулат Салавов. — Прим. авт.), мы организовали площадку обмена опытом коллег из Московской области и Республики Дагестан. С Московской областью мы работаем уже почти 7 лет, с 2016 года. И просто приведу небольшую статистику: вначале область была далеко не на передовых позициях по уровню безопасности дорожного движения. На сегодняшний день в управлении ГК “Урбантех” более 2000 комплексов фотовидеофиксации Подмосковья. За время работы мы достигли весомых результатов. Более чем на 40% сократились все основные показатели аварийности: количество ДТП, погибших и раненых на дорогах».
Представитель издания «Молодежь Дагестана»: «Какова сумма концессии? И такой момент: дагестанский водитель – это не московский водитель. У вас имеется опыт работы в республиках СКФО?»
«Объем наших инвестиций составит порядка 1 млрд рублей, – сообщил Хазов. – При этом, обращаю внимание, что это сумма будет разделена на два этапа. На первом этапе — это создание системы, и спустя 6 лет после эксплуатации мы планируем произвести полную модернизацию оборудования, заменив его на новое. Средний срок эксплуатации оборудования составляет 5–6 лет. В прошлом году мы уже поставили в рамках исполнения государственного контракта чуть более 20 комплексов фотовидеофиксации нашего производства, и они одними из первых начали фиксировать непристегнутый ремень безопасности у водителей». Он также уточнил, что из республик СКФО проект реализуется пока только в Дагестане. В целом комплексы «Азимут 4» уже работают в 42 субъектах РФ.
Журналистов интересовал также вопрос утечки персональных данных и сам факт использования нейросети. По их словам, это настораживает среднестатистического дагестанского водителя.
Хазов опроверг вероятность распространения личных данных: «Комплексы фиксируют модель, тип транспортного средства, номерной знак, положение в полосе, цвет средства, но не лицо, управляющее им. Поэтому штраф приходит на автовладельца, а не на того, кто им управлял на тот момент. Все данные, фотоматериалы будут храниться на серверных мощностях Минтранса, и доступ к ним будут иметь только сотрудники ГИБДД и Министерства транспорта, все персональные данные хранятся в федеральной системе, так называемой “Паутине”, причем вся информация передается с использованием средств защиты».
Что касается нейросети, по словам Хазова, она позволяет не только расширить перечень фиксируемых нарушений, но и облегчить работу сотрудникам ГИБДД. «Наверное, людей пугает некая неопределенность, потому что искусственный интеллект развивается гораздо более быстрыми шагами, чем это можно отследить в режиме реального времени. При этом мы же все понимаем, что нейросеть – это уже не неизбежность, а данность. Что касается самих целей использования нейросети, это не только расширение количества распознаваемых признаков нарушений ПДД, но и точность при их распознавании. Подчеркну, что ошибки в работе современных комплексов фотовидеофиксации происходят крайне редко. Несмотря на то, что искусственный интеллект сравнительно недавно стал применяться в системах фотовидеофиксации, погрешность в распознавании составляет менее 1%. Если по какой-то причине водитель все же получил ошибочное постановление о штрафе, его следует обжаловать. Это можно сделать онлайн через портал “Госуслуги” или с помощью мобильного приложения “Госуслуги Авто”, а также обратившись в ЦАФАП», – отметил он.
Представитель «Лезги газет» задала вопрос: «Насколько наши дороги соответствуют тому, чтобы использовать столь умные системы? Нужно учитывать и объективные причины: плохое освещение, покрытие дорог, обледенение…»
Руководитель регионального Минтранса Салавов привел следующие данные: «Могу сказать более конкретно по республиканской части. Мы примерно 636 километров дорог привели в нормативное состояние, плюс 12 мостов. Конечно, все зависит от бюджета дорожного фонда, работа ведется в комплексе. Весь транспортный налог, который собирается, направляется муниципалитетам, и они его используют по целевому назначению только на дорожную сеть. Более 2 млрд рублей мы направили из дорожного фонда по программе “Мой Дагестан. Мои дороги”. Это региональный проект, и это очень хорошая поддержка для наших муниципальных сетей».
Министр также сообщил, что по качеству дорог республика занимает 12 место.
Говоря же о работе ИТС в столице республики, Хазов отметил определенную специфику в виде перебоев электроэнергии и скачков напряжения, что так или иначе сказывается на эффективности работы оборудования. «ГК “Урбантех” свой контракт выполнила в полном объеме — не то, что в срок, а даже досрочно. Но для эффективной работы интеллектуальной транспортной системы необходима должная эксплуатация установленного оборудования. Частые отключения электроэнергии привели к неисправностям технических средств, которые устранять оказалось некому. Заключать с нами договор на сервисное обслуживание оборудования город не стал. Другой момент связан с тем, что в рамках трехлетнего контракта трижды поменялся функциональный заказчик. Вначале мы работали с Управлением ЖКХ, затем с Управлением транспорта. Но, как мы видим, ИТС – это живой механизм. Это не только оборудование, которое мигает желтым, зеленым и красным цветами, а интеллектуальное программное обеспечение, которое позволяет эффективно настраивать это оборудование. То есть необходимо с этой системой работать ежедневно. И третий момент: надо отдать должное новому руководству мэрии. С новой командой мы находимся в плотном диалоге и готовы предлагать различные варианты решения проблемы», – подытожил Хазов.
Лариса ДИБИРОВА