Дорожная инфраструктура как фактор аварийности

За последние два года в Республике Дагестан значительно выросло количество ДТП, а вместе с ним и число погибших и раненых. Это печальная динамика, ведь до этого на протяжении 7 лет наблюдалось систематическое снижение числа ДТП и всех связанных с ними показателей. Так, в целом в период с 2015 по 2021 г. число погибших снизилось на 186 человек, 496 погибших за 2015 г. против 310 – за 2021 год. Причинами роста аварийности выступает целый ряд факторов – как переориентация транспортных потоков на юг по коридору «Север-Юг» и увеличение интенсивности дорожного трафика, так и пресловутые превышение скорости и отсутствие культуры вождения.

В данной статье рассмотрим одну из основных и фундаментальных причин – это слаборазвитая дорожная и транспортная инфраструктура. Уровень данного фактора однозначно влияет на дорожную ситуацию в целом, является определяющим, но в то же время остается самым капиталоемким в дорожном строительстве.

Начнем с того, что очень много сделано за последние годы в части улучшения состояния дорог в Республике Дагестан органами власти всех уровней. Сильный толчок в улучшении ситуации дал национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги», запущенный Правительством РФ в 2019 году. Основной задачей проекта является создание современной, комфортной и надежной транспортной инфраструктуры.

Можно выделить 2 федеральных проекта в структуре национального проекта «Безопасные качественные дороги»: «Региональная и местная дорожная сеть» и «Безопасность дорожного движения», направленных на решение проблемс транспортной инфраструктурой снижения смертностив результате ДТП. Благодаря им, доля дорожной сети на региональных автомобильных дорогах РД и Махачкалинской городской агломерации значительно выросла по сравнению с 2017 годом. По этим программам каждый год в Махачкале ремонтируются десятки улиц.

 

Постоянный и качественный аудит и контроль эффективности транспортной инфраструктуры со стороны всех уполномоченных органов обеспечит безопасность дорожного движения.

 

ФДА «Росавтодор» включил в перечень мероприятий по осуществлению дорожной деятельности строительство и реконструкцию участков федеральных автомобильных дорог Р-217 и Р-215, проходящих по территории РД, а также обходы городов Махачкалы, Хасавюрта и Дербента. Уже сегодня мы видим, что автомобильные дороги федерального значения расширяются до 4-х полос, а обход г. Махачкалы существенно разгрузит улично-дорожную сеть и в первую очередь от большегрузного транспорта, что значительно скажется на улучшении дорожной ситуации в городе. Также в рамках федеральных субсидий в г. Махачкале внедряется интеллектуальная транспортная система, предусматривающая автоматизацию процессов управления дорожным движением.

Однако для улучшения организации дорожного движения и обеспечения безопасности всех его участников в крупных городах Дагестана, в том числе и в столице республики, необходимо уделять пристальное внимание дорожной и транспортной инфраструктуре. И хотя корни этой проблемы уходят вглубь на три десятка лет назад, уже сегодня становится очевидным, что к факторам, тормозящим развитие транспортной инфраструктуры, относятся градостроительно-планировочные проблемы развития городской территории.

Безопасность дорожного движения, в частности, в городском пространстве необходимо рассматривать через качество системы организации дорожного движения, которая обеспечивает перевозку грузов и пассажиров без ущерба для жизни и здоровья людей, состояния техники и грузов. Безопасные дороги можно создать с помощью мер, включающих усовершенствованное планирование, проектирование, строительство и эксплуатацию дорог с учетом соображения безопасности.

Несовершенство транспортной инфраструктуры или ее неправильное планирование может быть причиной перегруженности дорог. Недостаточное количество развязок, неправильное размещение остановок общественного транспорта и отсутствие пешеходных зон могут создавать проблемы для транспортного потока. Необходимой инфраструктурой для безопасного дорожного движения, такой как пешеходные дорожки, светофоры, знаки т.д., должны быть обеспечены все улицы города.

Одним из важных аспектов улучшения дорожной инфраструктуры является поддержание и ремонт существующих дорог. Это включает в себя заполнение ям, трещин и выбоин, а также регулярное обновление дорожного покрытия.

Каждая деталь имеет значение. К примеру, ширина полосы движения не только влияет на комфорт вождения, но также является важным параметром, влияющим на частоту ДТП, а также на тяжесть аварии.

Усовершенствование дорожной разметки напрямую ведет к снижению риска возникновения ДТП. Отдельно нужно рассматривать разметку пешеходных переходов. Следует также применять современные материалы, такие как термопластик. Это дороже обычной краски, но термопластик имеет в разы больший срок эксплуатации, что в процессе делает его применение даже дешевле.

Отдельного рассмотрения требуют и сами пешеходные переходы, которые должны быть хорошо освещены. Пешеход должен быть виден на дороге в любое время суток. Также безопасность пешеходов могут обеспечить островки безопасности.

Оптимальное размещение знаков и светофоров также способствует улучшению трафика в городе. Устанавливать их необходимо в строгом соответствии с потребностями дорожной ситуации. Немаловажное значение составляет синхронность их работы: стоит одному светофору потерять синхронность, как проспект начнет останавливаться.

Во всех случаях, когда образовавшиеся пробки препятствуют соблюдению расписания движения, необходимо принимать меры, исключающие влияние заторов на работу общественного транспорта. В этих целях в развитых городах создаются выделенные полосы для общественного транспорта, что позволит увеличить среднюю скорость его движения за счет обеспечения приоритетного проезда.

Для повышения безопасности и удобства пешеходов и велосипедистов необходимо создание отдельных дорожек для них. Велосипедные дорожки должны быть отделены от дорожного движения и иметь хорошую инфраструктуру, такую как велопарковки и сервисные станции. В приоритете также должно быть максимальное разделение потоков пешеходов от автомобилей для минимизации их пересечения на проезжей части.

Постоянный, систематичный и качественный аудит и контроль эффективности транспортной инфраструктуры со стороны всех уполномоченных органов обеспечит безопасность дорожного движения и позволит заранее спрогнозировать стремительно изменяющуюся действительность и создать условия для опережающего развития транспортной инфраструктуры. И это позволит обеспечить комфортное передвижение в границах муниципального образования. Задача не догонять стремительно меняющиеся транспортные и пешеходные потоки, а прогнозировать и управлять этими потоками. Это требует постоянного анализа и вовлеченности со стороны специалистов и ответственных должностных лиц.

Основополагающим документом при планировании и развитии транспортной инфраструктуры должны быть проекты организации дорожного движения. ПОДД учитывают все вышеперечисленные элементы транспортной инфраструктуры. ПОДД должны быть разработаны на каждую улицу города, а вместе они должны составлять единую комплексную схему организации дорожного движения. Их разработка должна осуществляться строго на основании изучения транспортных и пешеходных потоков, математического моделирования, анализа и прогнозирования.

Уровень автомобилизации растет, соответственно нужно увеличивать и уровень транспортной инфраструктуры, тем более в условиях, когда расширение транспортной сети невозможно, очень важно качественно повысить уровень той инфраструктуры, что есть. В целом решение проблем городского транспортного потока требует комплексного подхода и совместных усилий республиканских и городских властей, общественности и индивидуальных участников дорожного движения.

Казиахмед ГАМЗАТОВ, эксперт в сфере организации дорожного движения

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Итоги Года педагога обсудили на Совете при Главе РД по образованию и науке

31 января в г. Каспийске в Республиканском центре образования под руководством Главы РД Сергея Меликова прошло заседание Совета при...

Юсуп Умавов встретился с участниками конкурса «Учитель года»

В четверг, 1 февраля, в мэрии под руководством главы г. Махачкалы Юсупа Умавова прошла встреча с участниками регионального этапа...

Продолжается борьба с незаконным строительством

Наряду с выявлением объектов самовольного строительства, специалисты Управления архитектуры и градостроительства (УАиГ) г. Махачкалы проводят информационно-разъяснительную работу с населением...

Администрация города добилась сноса незаконного многоэтажного строения

Правовое управление Администрации города Махачкалы поделилось очередным успехом в борьбе с самовольным строительством. Строение представляет собой 4-этажное здание, расположенное на...
spot_imgspot_img

Идут работы по формированию безбарьерной среды на тротуарах города

В Махачкале проводят работы по формированию безбарьерной среды на тротуарах города. Специалисты отдела дорожного хозяйства МБУ «Благоустройство» г. Махачкалы устанавливают...

Победы прошлого и настоящего

В честь 80-летия полного освобождения Ленинграда от блокады в Историческом парке «Россия – моя история» открылась мультимедийная выставка «Ленинград...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам