Тема организации питания детей в школах и дошкольных учреждениях акуальна во все времена. Причем не только в части требований к соблюданию санитарных положений и условиям хранения продуктов в столовых, но и к самим продуктам, используемым для приготовления пищи. В Махачкале поставками пищевых продуктов занимается МКУ «Махачкалапродукт», к качеству работы которого были вопросы. Решив изучить ситуацию, мы наведались в эту организацию, чтобы непосредственно ознакомиться с тем, как здесь работают.
В понедельник без пятнадцати восемь мы были на месте. Бывший двор средней школы №28, где лет 30 назад еще располагались несколько футбольных полей, давно уже не узнать. Все застроено, перегорожено заборами. Да и сама школа успела лишиться одного из корпусов, который отдали кадетам. У въезда в просторный двор висит табличка, указывающая, что мы попали по адресу.
Сказать, что при входе встретили чудеса техники, нельзя. Чистая асфальтированная квадратная площадка с двух сторон огорожена забором. Тут же административное здание и расположенные на первом этаже прилегающей многоэтажки склады. Вдоль них более десятка фургонов на базе «ГАЗелей» и несколько человек, занимающихся своей работой.
Представившись, начинаем осматривать территорию, которую нам вызвались показать завскладом Кадыр Каранаев и руководитель отдела контроля качества Махмуд Расулов.
– Продукция приходит в разные дни и в разное время. Молочка, например, приходит рано утром, мы ее проверяем на соответствие сроков годности и целостность тары. После сразу перегружаем в свои фургоны и отправляем. Для контроля качества оставляем образцы, – объясняет Махмуд Расулов.
Мы сфотографировали то, что было отобрано для контроля качества. Молоко, кефир, творог, сметана, сыр от производителя ИП Абдуразакова М.Х., РД, Махачкала, поселок Шамхал-Термен (фото 1).
– Вся молочка местная?
– Насколько это возможно. Стараемся закупать местное, если эта номенклатура производится у нас в республике в достаточном объеме и соответствующего качества. К примеру, сыр полутвердый у нас пока никто не делает, его нам поставляет ООО «Юровский комбинат молочных продуктов», Пермский край, г. Пермь. Такая же ситуация и со сливочным маслом. Нет в республике производителей, которые могли бы гарантировать его поставку в нужном количестве, должного качества и с соблюдением наших жестких сроков. Поэтому масло нам поставляют несколько крупных российских производителей. Сейчас это ООО «Сыродел», Ставропольский край, г. Ипатово и ООО «Милко», Курская область г. Курск.
К восьми подъехал на базу и директор организации Магомед Абдулкадыров, немного удивленный нашему визиту.
– Я ждал представителей Общественной палаты, они обещали посетить нас, лично все осмотреть, но для журналистов мы всегда открыты, – отметил Абдулкадыров, пригласив нас на «экскурсию» по базе, пока не начали прибывать грузовики поставщиков.
Осмотр начали со склада №1 для консервированной продукции (фото 2).
– Этот склад вмещает в себя продукцию на полторы недели. Здесь хранится только нескоропортящаяся продукция, – поясняет завскладом Кадыр Каранаев.
Переходим во второе помещение этого же склада. Данное помещение для бакалеи. Оно полностью в кафеле, на первый взгляд все чисто, несмотря на это, вся продукция уложена на поддоны. Как подчеркнули представители организации, это необходимо не только в санитарных целях, но и для соблюдения условий хранения (фото 3).
Переходим в третье небольшое помещение. По словам завскладом, это даже не склад, а перевалочная – для приема овощей и фруктов.
– Здесь продукция не задерживается даже на день, мы разгружаем товар, взвешиваем и пересыпаем, чтобы полностью осмотреть содержание коробок. Бывали случаи, когда сверху насыпаны, к примеру, красивые яблоки, а снизу подмешана гнилушка. Чтобы этого не допускать, все коробки пересыпаем при поставщиках. В случае выявления некондиции требуем замены. Причем идем навстречу, стараемся не создавать искусственных проблем. Даже выявляя нарушения по качеству, сразу звоним поставщику, предлагаем оперативно заменить. В ином случае, как положено, составляем акт, выставляем претензию в законном порядке. Но обычно до этого не доходит. Поставщики и сами знают, что мы тщательно проверяем, поэтому не пытаются «подсунуть» некондицию. Если выявляем какие-то мелочи, то они сразу же организовывают замену, – говорит Махмуд Расулов.
– Это и поставщика подстегивает работать лучше. За последние два месяца только два раза были случаи, когда на дне ящика находили некондицию, это просто недосмотр при погрузке, но поставщик сразу привез и заменил на качественное и впоследствии заметно улучшил отбор товара у себя на месте, – дополняет директор.
Пока разговариваем, подъезжает очередная «Газель». Их во дворе уже набралось около 15 машин. Завскладом и начальник отдела контроля качества сверяют документы и сроки годности, а грузчики начинают разгружать машину и заносить проверенную продукцию на склад. Здесь ящики фотографируются, пересыпаются и взвешиваются, все процессы работники предприятия также сопровождаются фотофиксацией (фото 4).
– Обмануть просто не получится. Каждый ящик фотографируется. Как содержимое, так и маркировка. Поэтому недопонимания какого-то, споров не возникает. Приехала машина поставщика, при них разгрузили, проверили, сфотографировали. Против фактов, как говорится, не попрешь, – подчеркивает директор.
Вскоре во двор въехал рефрижератор-десятитонник с курами. Их поставщиком оказалось ООО «Гюней», у которого одни из крупнейших в республике птицефабрик в Магарамкентском районе. Оставив на приемке яблок сотрудника своего отдела, Махмуд Расулов взял у водителя документы, начав перепроверять информацию по ним в своем планшете.
Водитель откинул задний борт, открыв забитый под завязку коробками с курами кузов.
Сверив несколько печатей на коробках, Расулов дал добро на перегрузку. Подогнав к грузовику свой фургон, работники предприятия начали перегрузку с борта на борт (фото 5), а Расулов продолжил проверять печати на перегружаемых коробках.
– ООО «Гюней» строго работает по системе «Меркурий», благодаря этому мы можем досконально прослеживать каждую партию. У них жесткий контроль качества и постоянное наблюдение ветеринаров, на каждой коробке стоит печать ветеринара о допуске к реализации. Коробки идут запакованные, поэтому нам здесь необходимо лишь сверить документы и проверить целостность коробок и печатей на них, – говорит Махмуд.
Оставив Расулова на разгрузке, мы прошлись по остальным складам, где все организовано однотипно – как в плане размещения, так и в методике работы. Мясо в понедельник не поставляется, поэтому решили приехать вновь на следующий день.
Вторник, 9 часов. Жутко холодно, поэтому ждем в «предбаннике» склада. Минут через 10 приехала «Газель», где-то через две-три минуты прибыли ветеринары. У предприятия нет своего ветеринара, поэтому ветнадзор и контроль качества мяса по договору проводит Республиканская ветеринарная служба. Еще минут 20 пришлось ждать, пока ветеринары на бойне загрузят информацию (электронный сопроводительный документ) в систему ГИС «Меркурий», чтобы ее здесь можно было проверить.
– На каждой тушке стоит печать. Для того чтобы сверить эту печать, я должен иметь на руках электронный сопроводительный документ (показывает на планшете) (фото 6).
В этом документе мы видим все: где оно выработано (площадка), в данном случае это КФХ «Убойный пункт Скотный двор», РД г. Махачкала пгт. Семендер, ул. Казбекова, 266, время убоя в данном случае 5 утра, номер клейма. Если покопаться, то в системе можно найти информацию о том, чем болела скотина, как ее лечили, чем кормили, когда и какие вакцинации и иммунизации проходила. Вся эта информация доступна в любой точке страны в течение десяти лет. Теоретически можно это мясо отправить даже на Камчатку, вопрос только в сроках доставки, и ветеринар там будет видеть всю информацию по данному мясу, – говорит Эльдар Акавов, ветеринарный врач отдела ветеринарно-санитарной экспертизы Махачкалинского городского ветеринарного управления.
Машина открывает борта, все мясо подвешено на специальном устройстве по типу вешалки, сваренной из профильной трубы и окрашенной черной краской. Ознакомившись с документацией, ветеринар вместе с начальником отдела контроля качества осматривают мясо визуально и фотографируют. После сверки номеров печатей на тушах мясо взвешивается (фото 7). Только затем перегружается на авто «Махачкалапродукт», на такую же «вешалку». Всю дорогу, от бойни до школы, мясо едет в подвешенном состоянии.
– Если на бойне ветеринар ставит печать, то зачем сейчас здесь вы? – интересуемся у Акавова.
– Это двухступенчатый контроль. Помимо сверки печатей, мы осуществляем визуальный контроль мяса, если есть сомнения, что с мясом что-то не так, сразу отбираем пробу на проверку, а мясо придерживаем. Человеку без соответствующего образования и навыков сложно будет определить, если с мясом что-то не так, поэтому мы и здесь. Профессионально принимаем и оцениваем это мясо, – говорит ветеринарный врач.
Пообщавшись с ветеринаром и начальником отдела контроля качества, отправились вслед за фургоном предприятия в детский сад, чтобы посмотреть, как там организованы прием и хранение продукции.
В детском саду №59 продукцию встречает женщина в белом халате. После приемки ее сразу распределяют по разным помещениям. Продукты, требующие заморозки, кладут в морозильник, остальное – в холодильник и на полки до момента готовки (фото 8).
Ознакомившись с работой МКУ «Махачкалапродукт», мы не станем озвучивать какие-либо собственные оценочные суждения, выводы и рекомендации. Как минимум потому, что не обладаем должными профессиональными навыками и компетенциями в данной сфере. Поэтому выводы каждый вправе сделать для себя сам.
Камиль ОМАРОВ