Как показывает практика, риторические вопросы – самые важные. И самым актуальным из них с каждым днем становится вопрос о том, что такое патриотизм. Так-то с детства все мы знаем, что патриотизм – это любовь и преданность Родине, готовность идти ради нее на жертвы. Однако как любить ее правильно и какие жертвы являются праведными, понять достаточно сложно.
Сложная философская дискуссия о великом, к сожалению, часто скатывается к низменным упрекам, оскорблениям, вспышкам ксенофобии. Именно это и приходится наблюдать сегодня дагестанским пользователям соцсетей, где развернулся так называемый «холивар» (от английского «священная война») между покинувшими Россию псевдорелигиозными радикалами и местными приверженцами здравого смысла.
Сам факт наличия полемики на эту тему вызывает противоречивые ощущения. С одной стороны, в спорах рождается истина. И каждая сторона, столкнувшись с потоком упреков в свой адрес, вынуждена взглянуть в зеркало, попытавшись хотя бы чуточку стать лучше. И это уже хорошо. С другой стороны, острота полемики, непримиримость взглядов сторон заставляют задуматься о причинах.
В своих доводах обе стороны активно жонглируют религиозными догматами и нашим историческим наследием. Краеугольным камнем среди коих неизменно оказывается эпоха Кавказской войны и мировоззрение ее ключевых персонажей. И в этом с ними нельзя не согласиться. Однако мало кто, на мой субъективный взгляд, правильно и до конца понимает психологическую подоплеку тех событий.
В советское время события той эпохи было принято называть национально-освободительным движением горцев, делая акцент на борьбе с колониальной политикой Российской империи. Коммунистам тогда так было удобно. Джихадистам сегодня тоже. Однако сам характер событий и психологические портреты многих ярких персонажей эпохи говорят о том, что идейно наши предки ближе всего были к французам.
Удивительно, но абсолютно по своей сути либеральный девиз «Свобода, равенство, братство», в 1790 году заявленный Робеспьером в Париже, идеально ложится в канву той клерикальной доктрины, которую сподвижники имама Газимухаммада спустя 37 лет положили в основу своего повстанческого движения на Кавказе. Ведь каждый мусульманин свободен, равен между собой и брат другому.
Революция, начавшаяся тогда в горах Дагестана, в первую очередь привела к свержению местных феодалов и ликвидации прежних политических формаций. И хоть сравнение мюридов с якобинцами выглядит не совсем уместным, но толкала их вперед одна и та же мотивация – стремление реализовать свои таланты, ум, мужество вопреки мешавшему этому традиционному сословному строю.
При всем своем уме, бесстрашии и военных талантах предел величия героев той эпохи при прежнем укладе жизни был ограничен на уровне карьеры отца Гамзатбека. Прославленный военачальник Алискендербек по праву занимал пост главного визиря при Уммахане Великом, но ханом так никогда и не стал. Однако сын его, восстав и убив детей покровителя своего отца, сумел возглавить Дагестан в качестве имама.
Исторические факты кому-то могут нравиться, кому-то – нет. Однако забывать их или не учитывать не стоит. Сбежавшие сегодня из России радикалы вполне могли стать успешными членами общества, если бы нашли правильный путь для реализации своих амбиций. Однако как унять необоснованные запросы пассионарной молодежи, одновременно дав дорогу их позитивным начинаниям?
Государство сегодня планомерно реализует молодежную политику, но ее эффективность под вопросом. К сожалению, охвачены ею обычно оказываются лишь те, кто не столь уж и пассионарен. А целевая аудитория предпочитает «работать локтями», пробивая себе дорогу к лидерству и контролю над умами и душами современников совершенно иным, зачастую весьма циничным путем.
Апеллируя к истории, нынешние бунтари ее не очень знают. Иначе бы задумались над судьбой Хаджи-Мурата, при всем своем непревзойденном воинском величии не достигшего ничего иного, кроме бесславной смерти и сожаления потомков. Как доказала его судьба, неуемные амбиции способны сокрушить любой талант и мужество. Так может лучше самому прикусить язык, пока не отсекли всю голову?
Тамерлан МАГОМЕДОВ