Начало месяца Раджаб большинство мусульман встретили с огромной радостью, будучи уверенными, что наступил один из лучших периодов времени для поклонения, особенно для поста. Мусульманская умма получила очередную возможность встретить один из трех благословенных месяцев – Раджаб – месяц милости и прощения. Будучи одним из предшествующим Рамадану месяцев, Раджаб является подготовкой к этому периоду, и мусульманину стоит заняться духовным очищением и соблюдать пост.
Однако некоторым людям не по душе, что мусульмане будут больше поклоняться в этот месяц, более того, они категорически против того, чтобы соблюдали пост в этом месяце. С этой целью по мессенджерам рассылается и в социальных сетях распространяется сообщение, якобы подтверждающее нежелательность, а порой и запрет на соблюдение поста в месяце Раджаб.
Давайте рассмотрим этот вопрос… Действительно ли это так и так ли плохо соблюдать пост в этом месяце?
Месяц Раджаб является одним из четырех запретных для войн месяцев, и он особо отмечен знаменательными для истории ислама событиями. А в желательности соблюдения поста в запретные месяцы ни у кого не может быть сомнений, ибо Пророк (мир ему и благословление Аллаха) сказал в хадисе, который приводит Абу Давуд: «…постись во время запретных месяцев и разговляйся, постись во время запретных месяцев и разговляйся, постись во время запретных месяцев и разговляйся».
Имам Ан-Навави в книге «Шарх Аль-Муслим» пишет об этом хадисе следующее: «В “Сунане” (сборнике хадисов) Абу Дауда сказано, что, поистине, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) побуждал поститься в запретные месяцы (ашхур аль-хурум), и Раджаб относится к ним. Аллах знает лучше» (комментарий к хадису № 1960, 4/ 167).
Поэтому поводу Имам Хатыб Аш-Ширбини в своей книге «Мугни аль-мухтадж» пишет следующее: «Самыми лучшими месяцами для поста после месяца Рамадан являются запретные месяцы (ашхур аль-хурум), а наидостойнейшим из них является месяц Мухаррам (первый месяц года лунному календарю), согласно хадису, который приводит Имам Муслим: “Самым лучшим постом после поста Рамадана является пост в запретном месяце Аллаха Мухаррам”. После него (мухаррама) лучшим месяцем для поста считается Раджаб, чтобы не противоречить тем ученым, которые утверждают, что именно Раджаб является самым лучшим из запретных месяцев. Затем (по достоинству соблюдения поста) идут другие запретные месяцы, а после них идет Ша’бан, согласно хадису, который передает Муслим: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) держал пост в месяце Ша’бан полностью”. А в другой версии этого хадиса приводится, что он (мир ему и благословение Аллаха) соблюдал пост почти весь месяц Ша’бан» («Мугъни аль-мухтадж», 1/605).
Как видите, некоторые ученые считают, что месяц Раджаб является лучшим месяцем для поста после Рамадана, но большинство из них сошлись на том, что это Мухаррам.
Стоит отметить, что в этих сообщениях в качестве довода приводят слова Ибн Хаджара Аль-Аскаляни – большого ученого, имама мухаддисов, о том, что о достоинстве месяца Раджаб, о достоинстве поста в течение всего месяца или его части, или бодрствования в определенную ночь нет определенного достоверного хадиса, который можно было бы привести в качестве доказательства.
Искренне верующий человек совершает поклонения и благие деяния только ради довольства Аллаха. Помимо довольства Всевышнего, каждый мусульманин мечтает о Райских садах.
Все сводится к тому, что слова Ибн Хаджара Аль-Аскаляни вырезали из контекста. Давайте же посмотрим, какой вывод сделал сам Ибн Хаджар аль-Аскаляни.
Он приводит хадис, после которого говорит: «В этом хадисе, даже если в цепочке передатчиков и есть некто неизвестный, присутствует то, что указывает на желательность поста некоторых дней Раджаба, потому что этот месяц — один из запретных месяцев (ашхур аль-хурум)» («Табйин аль-’уджб би-ма варада фи шахр Раджаб»).
Почему же ученые вынесли такое решение, что все же желательно поститься в месяце Раджаб? На это отвечает опять же Ибн Хаджар Аль-Аскаляни, на которого как раз и ссылаются те, кто считает это нововведением: «Однако известна среди ученых снисходительность в приведении хадисов доводом к совершению благих дел, даже если хадисы слабые, если только они не вымышленные» («Табйин аль-’уджб би-ма варада фи шахр Раджаб»).
В этом сообщении также упоминается и то, что Умар ибн Аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) бил по рукам тех, кто отказывался от еды в месяце Раджаб, и заставлял их есть, говоря: «Ешьте! Поистине, это месяц, который возвеличивали во времена джахилии».
На это также отвечает Ибн Хаджар аль-Аскаляни: «Этот запрет относится к тем, кто постился, возвеличивая дела доисламских времен» («Табйин аль-]уджб би-ма варада фи шахр Раджаб»).
Что же касается того, что пост в месяце Раджаб является нововведением, то относительно этого Ибн Хаджар Аль-Хайтами в книге «Фатх аль-мубин» (шарх на сборник хадисов Имама Ан-Навави «Аль-Арба’ун») пишет следующее: «Есть мнение, что пост в месяце Раджаб – нововведение, но это не так, наоборот, пост в месяце Раджаб является превосходный хорошей сунной (желательным деянием), как я и объяснил и пространно изложил это в «Аль-Фатава» (книге «Аль-Фатава аль-кубра аль-фикхия», 4/53-54)» («Фатх аль-мубин», 226; 5 хадис).
Исходя из всего вышеизложенного, мы можем сказать, что пост в месяце Раджаб является желательным деянием, за которое человек получает большое вознаграждение, ибо ученые шафиитского мазхаба, чье мнение является основополагающим в мазхабе, опровергают мнение о том, что это нововведение, не говоря уже о его запретности.
Поэтому, уважаемые братья и сестры, не стоит обращать внимание на подобного рода провокационные сообщения и лишать себя и своих близких огромного вознаграждения за соблюдение поста в месяц Раджаб.
islamdag.ru